Войти Восстановить пароль?
Приветствуем Вас на обновленном сайте рейтингового агентства "Эксперт РА"!
Мы постарались сделать доступ к материалам более простым и понятным, переработали навигацию и способы подачи информации для более прозрачного доступа к ней. Однако, если у Вас возникли вопросы или Вы нашли ошибку - просим обращаться по адресу info@raexpert.ru. Желаем плодотворной работы!
Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта
Зарегистрироваться
Сопоставление шкал Требования регуляторов Матрица переходов Обзоры рынка услуг Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Компании (финансовый сектор) Компании (нефинансовый сектор) Факторинговые компании Лизинговые компании МФО (микрофинансовые организации) Регионы (муниципалитеты) Суверенные правительства (страны) Кредитный климат стран и территорий Страховые компании (универсальные и по страхованию жизни) Инвестиционные компании Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) Гарантийные фонды Облигационные займы Ипотечные сертификаты участия Структурированные финансовые продукты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Привлекательность работодателей Качество услуг ЛПУ Функциональность интернет-банкинга Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью в компаниях с государственным участием Регионы России Регионы Казахстана
Международные рейтинги Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство RAEX («Эксперт РА»)
Адрес: Бумажный проезд, 14, стр. 1
Общие вопросы: info@raexpert.ru

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Екатерина Свищева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1640)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел продаж
Мариам Яндиева
тел: (495) 225-34-44, 617-07-77 (доб. 1896)
факс: (495) 225-34-44
e-mail: sale@raexpert.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России международное рейтинговое агентство c 19-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Агентство официально признано Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Исследования. Порядка 100 публичных исследований и обзоров готовит RAEX (Эксперт РА)  ежегодно. Среди них отраслевые обзоры по страхованию, банкам, УК, лизинговым и факторинговым компаниям, аудиторам, консультантам и другим отраслям экономики. В рэнкингах агентства принимает участие около 5 тысяч компаний различных сегментов экономики. База данных агентства содержит порядка 30 тысяч наименований компаний. Одним из новых проектов агентства в 2012 году стал рейтинг вузов России. В 2016 году агентство RAEX (Эксперт РА) стало первой в России и четвертой в мире организацией, чьи рейтинги вузов успешно прошли международный аудит IREG Observatory: международные эксперты подтвердили, что методология рейтинга вузов России RAEX (Эксперт РА), процедуры его подготовки и представление результатов отвечают стандартам высокого качества.

Мероприятия. Ежегодно агентством проводится около 20 мероприятий деловой направленности, которые посещают в общей сложности более 4 тысяч человек: представители власти, бизнеса, науки и профессиональных объединений. Все мероприятия, организуемые RAEX (Эксперт РА), освещаются ведущими телевизионными, печатными и электронными СМИ.


 

Интернет-банкинг: борьба за пользователя

Антон Картуесов, Антон Онухов

В борьбу за физических лиц уже включились более сотни систем интернет-банкинга. Но только единицы способны реально конкурировать за активных интернет-клиентов.

Еще недавно системы интернет-банкинга были неудобно работающей экзотикой, доступной лишь немногим пользователям. Сегодня число пользователей интернет-банкинга растет на 40-60% в год, и наиболее продвинутые системы позволяют совершать практически все необходимые банковские операции через сеть. Для оплаты востребованных услуг не нужно заполнять реквизиты организаций, достаточно найти знакомое название или даже логотип. А по безопасности платеж через онлайновый сервис не уступает походу в офис и использованию банкомата или терминала.

Вместе с ростом количества пользователей, растут и их требования к уровню сервиса. И здесь банкам важно сыграть на опережение, чтобы потеснить на рынке моментальных платежей и своих коллег, и платежные терминалы.

Все в сеть

Сегодня, когда из модной дополнительной услуги интернет-банкинг превращается в неотъемлемый элемент продуктового ряда любого розничного банка (как когда-то банковские карты), функциональное наполнение ИБ вызывает все больший интерес у клиентов банков.
Конечно, пока счета большинства розничных клиентов открыты в рамках зарплатных проектов, но благодаря активности крупных розничных банков (Ренессанс Кредит, Хоум Кредит, ДжиИ Мани Банк и другие) и развитию платежных сервисов, в том числе интернет-банкинга, этот фактор становится все менее определяющим в конкурентной борьбе за частного клиента. Уже сейчас, по опросам Profi Online Research, более 15% респондентов указывают наличие и качество интернет-банкинга в качестве важного для себя фактора при выборе банка для обслуживания.

Внедрение, поддержка и модернизация полноценной системы интернет-банкинга своими силами – недешевое удовольствие. Означает ли это, что наилучший онлайн-сервис клиент может получить только в крупном банке? Проведенное агентством «Эксперт РА» исследование систем интернет-банкинга показало, что это не так. Не входящие в топ-100 по активам банки (например, Океан-банк, СКБ-банк, Балтийский банк развития) занимают очень высокие места в рейтинге функциональности интернет-банкинга, зачастую уверенно опережая своих более именитых конкурентов.

Наше исследование показало, что на рынке сформировались два подхода к предоставлению интернет-банкинга: создавать и развивать за свой счет «локальную» систему интернет-банкинга, либо вступить в мультибанковскую систему в качестве партнера и участника. Сегодня таких систем на рынке две – HandyBank и Faktura.ru, и обе заняли достойные места в итоговом рейтинге.

Есть над чем работать

Лидерство в рейтинге системы HandyBank – результат сочетания широкого набора реализованных в ней платежных возможностей, большого количества получателей платежей (мерчантов), а также ряда уникальных преимуществ вроде полного сервиса оформления авиабилетов (выбор, бронирование, оплата и получение) и страхования рисков потерь клиентов от компьютерных преступлений (см. интервью с Дмитрием Гондусовым).

Интернет-банкингам ряда крупных банков не позволило вступить в борьбу за топ-3 в рейтинге отсутствие автоматических платежей, мгновенного перевода на карту и недостаточно большое количество мерчантов. Кроме того, системы Московского кредитного банка, МДМ Банка и Росбанка не предоставляют сервис онлайн-открытия виртуальной карты, у Альфа-банка отчет по карточным операциям формируется за период не более 3 месяцев. Для входа в интернет-банкинги Росбанка и Московского кредитного банка хоть и используются одноразовые ключи, однако они хранятся у клиентов в виде списка паролей, а не доставляются в виде sms или посредством генератора одноразовых паролей. Клиенты банка «Союз» могут зайти в систему только с использованием Internet Explorer, имея при себе e-token, а предзаполненные формы для оплаты есть, в основном, только для сотовых операторов.

Удивил слабый результат ТКС Банк (ЗАО): уровень функциональности его интернет-банкинга не вполне соответствует концепции «банка без офисов». В частности, не предусмотрена возможность платежа на произвольные реквизиты и он-лайн конвертации, нет не только автоплатежей, но и даже платежа по образцу.

В рейтинге нет систем ряда крупных банков: отказались от участия, например,  Сбербанк и ВТБ24. По нашим оценкам, интернет-банкинг Сбербанка мог бы претендовать на неплохие позиции в рейтинге внутреннего функционала и сервисных функций (доступна информация о счетах, депозитах и кредитах), но не занял бы лидирующих позиций в рейтинге внешнего платежного функционала (небольшое число предзаполненных форм, отсутствие отдельного режима оплаты штрафов ГИБДД).

На пути в будущее

Сегодня банки сосредоточены на развитии платежного функционала своих систем, и недооценивают уникальные возможности продвижения персональных продуктов для клиентов-физических лиц. Онлайн-сервис дает банкам не только возможность сбора информации о предпочтениях клиентов, но и канал информирования о персональных продуктовых предложениях. Отчасти это реализовано в системе Альфа-Банка. Сюда, в первую очередь, входят особые условия по депозитам и кредитам: срочность, процентные ставки, предварительное установление лимитов по кредитным продуктам. Для индивидуального маркетинга Банку необходимо разработать или приобрести сложные скоринговые системы, увязать их с маркетинговой политикой, провести реструктуризацию части своих бизнес-процессов, что обойдется достаточно дорого. Отчасти поэтому индивидуальный маркетинг не получил широкого распространения, но те, кто сможет поставить себе его на службу, упрочат свои позиции на розничном рынке.

Есть и более насущные проблемы, которые подчеркивают молодость рынка интернет-платежей. Назрели корректировки законодательства в части процедур по дистанционного открытия/закрытия счетов. Пока в государственных органах сохраняются опасения, что удаленные операции могут стать лазейкой для отмывания денег. По нашему мнению, принятая всеми банками система лимитов на объемы платежей способна серьезно снизить такие риски.

Наконец, пользуясь системами ИБ, клиенты зачастую сталкиваются непрозрачностью системы тарифов. Лишь немногие системы предусматривают информирование пользователя о комиссиях, взимаемых за совершение операций. Выделяется здесь, например, Московский Кредитный Банк, предупреждающий клиента о стоимости большинства транзакций перед их совершением.

С одной стороны, это обусловлено техническими сложностями, с другой – нежеланием банков лишний раз напоминать пользователю о его дополнительных затратах. Комиссия, например, за перевод денег на счет онлайн-магазина может состоять из двух частей: первая берется банком за факт перевода денег, вторая может браться самим магазином. Если над первой частью банк имеет полный контроль, то вторую часть комиссионного сбора ему оценивать сложно. В этих ситуациях возможны два пути: банк может информировать пользователя о размере своего вознаграждения и дополнительно уведомлять о возможности дополнительных затрат из-за ценовой политики магазина либо подключать биллинговую систему интернет-магазина.

На рынке уже был ряд прецедентов вмешательства государства в порядок информирования потребителя финансовых услуг об их реальной стоимости. Это, например, публикация полной информации по кредитным продуктам в рекламе, в том числе предоставление клиентам расчета эффективной процентной ставки. Другой важный прецедент, более близкий интернет-банкингу, – принудительное информирование пользователей терминальных сетей о полном размере комиссионных сборов.

Конечно, такие дополнительные требования к системам интернет-банкинга повысят затраты банков на этапе их внедрения. Но в итоге выиграют все – перевод, пусть даже и принудительный, на полную прозрачность тарификации привлечет дополнительных клиентов.

Таблица 1. Итоговый рейтинг функциональности интернет-банкингов

Система интернет-банкинга Банк Место в рейтинге
Итоговый рейтинг Внешний платежный функционал Внутренний функционал и сервисные функции Информационная и финансовая безопасность
Система HandyBank Банки-участники HandyBank 2 1 1 6 1
Электронный банк ОАО АКБ "Пробизнесбанк" 2 3 7 4
Банк-на-Диване ОАО "СКБ-банк" 3 6 3 2
Система Faktura.ru Банки-партнеры Faktura.ru 3 4 2 10 5
Альфа-Клик Альфа-Банк 5 5 4 4
МКБ Онлайн МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК 6 9 2 11
Телебанк ОАО "УБРиР" 7 16 8 6
SBANK.RU ПРИВАТ СБ Банк (ООО) 8 11 5 11
Меткомбанк-Онлайн ОАО "Меткомбанк" (г. Каменск-Уральский) 9 10 12 7
Платеж.RU ОКЕАН БАНК (ЗАО) 10 4 16 10
Бифит "iBank2" АКБ "Балтийский Банк Развития" (ЗАО) 11 26 11 3
СДБО "Русский Стандарт" ЗАО БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ 12 13 17 4
"Онлайн Партнер" ОАО "АИКБ "Татфондбанк" 13 14 8 12
Интернет-Банк ОАО "ТрансКредитБанк" 14 8 14 9
Система PSB-Retail ОАО "Промсвязьбанк" 15 29 1 19
ДБО "Частный Клиент" ОАО "Русь-Банк" 16 12 20 7
"Телебанк" ООО КБ "Кольцо Урала" 17 17 23 2
АВАНГАРД "Интернет-Банк" Банк "АВАНГАРД" 18 18 9 16
"Интернет-Банк" ОАО АКБ "РОСБАНК" 19 7 24 8
Мегапэй ОАО АКБ "Связь-Банк" 20 34 9 13
ИНТЕРНЕТ-ОФИС ОАО "НОМОС-РЕГИОБАНК" 21 33 15 9
Интернет-Банк ОАО "Банк "Санкт-Петербург" 22 31 16 7
КУБ-Директ Кредит Урал Банк 23 15 20 10
УРАЛСИБ I ИНТЕРНЕТ-БАНК ОАО "УРАЛСИБ" 24 36 13 13
ЛОКО Онлайн КБ "ЛОКО-Банк" (ЗАО) 25 27 11 21
Citibank Online Citibank 26 39 8 17
"PKB on-line" Банк "Петрокоммерц" 27 40 7 15
АФ Банк 24 АФ Банк 28 38 22 4
БАНК Онлайн ООО "АМТ БАНК" 29 28 18 14
Система "Интернет-Банк" Открытое акционерное общество "НОМОС-БАНК" 30 20 22 13
ДБО BS-Client. Частный Клиент Банк "Первомайский" (ЗАО) 31 25 19 16
Интернет-платежи ЗАО ГКБ "Автоградбанк" 32 24 21 14
Trust Online Национальный банк Траст 33 21 18 18
Интернет-банк "МДМ online" ОАО "МДМ Банк" 34 22 25 12
Интернет-Офис ОАО «Быстробанк» 35 23 28 10
Web-банк ОАО КБ «Солидарность» 36 19 30 12
IBank2 ОАО "Дальневосточный банк" 37 30 26 21
BSS АБ "БПФ" (ЗАО) 38 35 29 14
Ижкард.Ру АКБ "Ижкомбанк"(ОАО) 39 32 27 20
Интернет Сервис Банк, версия для обслуживания физических лиц) АКБ "СОЮЗ" (ОАО) 40 37 22 22
"Nordea online" Нордеа Банк 41 42 27 20
Интернет-банк ТКС Банк (ЗАО) 42 41 29 16
[2] КБ «Альта-Банк» (ЗАО), «Банк24.ру» (ОАО), АБ «ИНТЕРПРОГРЕССБАНК» (ЗАО), ОАО "МЕТКОМБАНК" (Череповец), МБО ОРГБАНК (ООО), КБ «Ренессанс Капитал» (ООО) и другие
[3] ООО "Хакасский муниципальный банк", Банк "Левобережный" (ОАО), ОАО "Региональный банк развития", ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК", ЗАО "ФИА-БАНК", ОИКБ "Русь" (ООО), ООО "Банк БКФ" и другие

Источник: оценка «Эксперт РА» по данным анкет банков

Таблица 2. Топ-10: внешний платежный функционал

Место Интернет-банкинг Число поставщиков услуг, всего, шт. Выбор, бронирование и оплата авиабилетов Налоговые платежи Штрафы ГИБДД Онлайн-конвертация валют Платеж на произвольные реквизиты
1 Система HandyBank свыше 5000 1 1 1 1 1
2 Система Faktura.ru 1000-5000 0 1 1 1 1
3 ОАО АКБ "Пробизнесбанк" 100-1000 0 1 1 1 1
4 ОКЕАН БАНК (ЗАО) 1000-5000 0 1 1 0 1
5 Альфа-Банк 1000-5000 0 1 1 1 1
6 ОАО "СКБ-банк" 100-1000 0 1 1 1 1
7 ОАО АКБ "РОСБАНК" 100-1000 0 1 1 1 1
8 ОАО "ТрансКредитБанк" 100-1000 0 1 1 1 1
9 МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК 100-1000 0 1 1 1 1
10 ОАО "Меткомбанк" (г. Каменск-Уральский) 1000-5000 0 1 0 1 1

Источник: данные анкет банков

Таблица 3. Топ-10: внутренний функционал и сервисные функции

Место Интернет-банкинг Операции с депозитами Онлайн-открытие виртуальной карты Автоматические платежи по графику, заданному пользователем Платеж по образцу ранее совершенного платежа Отчет по карточным операциям (statement) за любой период, выбранный пользователем Информация о текущих кредитах (остаткок задолженности, наличие просроченных платежей и график погашения)
1 ОАО "Промсвязьбанк" 1 1 1 1 1 1
2 МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК 1 1 1 1 1 1
3 ОАО "СКБ-банк" 1 1 0 1 1 1
4 Альфа-Банк 1 1 0 1 0 1
5 СБ Банк (ООО) 1 1 1 1 1 1
6 Система HandyBank 0 1 1 1 1 0
7 ОАО АКБ "Пробизнесбанк" 1 1 0 1 1 1
7 Банк "Петрокоммерц" 1 0 1 1 1 0
8 ОАО "АИКБ "Татфондбанк" 1 0 0 1 1 1
8 Citibank 1 0 1 0 1 1

Источник: данные анкет банков

Таблица . Топ-10: информационная и финансовая безопасность

Место Интернет-банкинг Отдельные пароли на каждую операцию Генератор одноразовых паролей Виртуальная клавиатура Лимиты по операциям, устанавливаемые Банком SMS-информирование о совершенных транзациях Страхование рисков
1 Система HandyBank 1 1 1 1 1 1
2 ООО КБ "Кольцо Урала" 1 0 1 1 1 0
2 ОАО "СКБ-банк" 1 1 1 1 1 0
3 АКБ "Балтийский Банк Развития" (ЗАО) 1 1 1 1 1 0
4 ЗАО БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ 1 0 0 1 1 0
4 Альфа-Банк 1 0 1 1 1 0
4 ОАО АКБ "Пробизнесбанк" 1 0 1 1 1 0
4 АФ Банк 1 1 1 1 1 0
5 Система Faktura.ru 1 0 1 1 1 0
6 ОАО "УБРиР" 0 0 1 1 1 0

Источник: данные анкет банков

Методология рейтинга функциональности интернет-банкинга

В этом рейтинге мы оценили уровень возможностей (функции) и безопасности, который предоставляет интернет-банкинг пользователям. Источником информации для рейтингов послужили анкеты банков и аутсорсинговых компаний. Аутсорсинговые системы оценивались по пакету услуг, предоставляющим наибольший функционал.

Мы выделили 3 сегмента: внешний платежный функционал, внутренние операции и сервисные функции, информационная и финансовая безопасность.

Внешний платежный функционал оценивался по виду и количеству поставщиков услуг и товаров (начиная от сотовых операторов и заканчивая продавцами контента), которые можно оплатить без использования пльбатежа на произвольные реквизиты. Кроме того, в эту категорию вошли обязательные платежи в пользу государства и взаимодействие с системами электронных денег.

Основу внутренних операций составляют транзакции между различными типами счетов клиента (включая виртуальную карту), а также отчеты и выписки по этим транзакциям. В сервисных функциях учитывались предоставляемые возможности по автоматизации операций и разнообразие поддерживаемого программного обеспечения.

Информационная и финансовая безопасность интернет-банкинга учитывала способы идентификации, защиты операций, информирования о транзакциях и минимизации ущерба.

Отдельно следует подчеркнуть, что удобство интерфейса, надежность банка и число зарегистрированных пользователей не оказывали влияние на место банка в рейтинге.

Место банка для каждого рейтинга вычислялось по балльно-весовому методу. Ответы по количественным вопросам нормировались и сглаживались для согласования их влияния с качественными вопросами (предусматривающими ответ да или нет). Вес каждого ответа на вопрос определялся на основе его важности для пользователя, степени новаторства в сфере банковских услуг, а также распространенности на рынке.

По результатам выборочной проверки анкет ряд баллов был скорректирован, и снижены веса вопросов, в ответах на которые наиболее часто встречались некорректные данные.

Обращаем внимание, что в таблицах 2-4 представлена только часть анализировавшихся данных.

График 1 Динамическая генерация паролей еще не освоена всеми банками

Источник: оценка «Эксперт РА» по данным анкет банков

График 2 Структура спроса на банковские услуги офф-лайн нашла отражение в развитии он-лайн систем

Источник: оценка «Эксперт РА» по данным анкет банков


Служба контроля качества

Обращение в службу качества — это обратная линия, с помощью которой мы напрямую от партнёров и клиентов получаем информацию о том, насколько наша деятельность удовлетворяет вашим требованиям и ожиданиям.

Высказать своё замечание или предложение Вы можете заполнив онлайн-форму, либо позвонив напрямую в отдел контроля качества по телефону (495) 617-07-77 доб. 1645

Анонимное обращение

Спасибо, что помогаете нам стать еще лучше!