Новости агентства, 26.05.2006

Рейтинг кредитоспособности Калужской области подтвержден
Поделиться
VK

PDF  

Консорциум "Эксперт РА - AK&M"

25 мая 2006 года

Консорциум "Эксперт РА - AK&M" подтвердил рейтинг кредитоспособности Калужской области на уровне "А+" со стабильными перспективами.

Первоначально рейтинг Калужской области был присвоен консорциумом в марте 2005 года.

Рейтинг "А+" со стабильными перспективами означает, что Калужская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств правительством Калужской области незначительный. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств, сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется прежним. В то же время можно ожидать некоторого улучшения отдельных показателей кредитоспособности.

Обладая высоким экономическим потенциалом и хорошим географическим положением, Калужская область является промышленно-ориентированным регионом. Доля промышленного производства области в структуре ВРП составляет 30% (По России в целом этот показатель находится на уровне 27%). В то же время вес области в общероссийском промышленном производстве небольшой. На долю региона приходится около 0.5% от общероссийского объема промышленного производства.

В промышленной структуре преобладают обрабатывающие производства (86.5%), основу которых составляет машиностроительный и лесопромышленный комплексы, пищевые отрасли и металлургическое производство. На их долю приходится 85% в структуре обрабатывающих производств, или более 70% промышленного производства. В области работает ряд крупных предприятий приборостроения и радиоэлектроники, ориентированные на выпуск продукции ВПК.

Динамика основных макроэкономических и бюджетных показателей в последние годы характеризуется положительными тенденциями, причем темпы роста многих экономических показателей в 2005 году превышают общероссийский уровень. В частности, в Калужской области по итогам 2005 года темпы роста таких показателей как реальные доходы населения, объем платных услуг населению, оборот розничной торговли были выше, чем в Центральном ФО и по России в целом. Темп роста промышленного производства области по итогам 2005 года также был выше, чем в РФ.

В 2005 году рост ВРП Калужской области составил 5.6%, а промышленное производство увеличилось на 5%. Доходы областного бюджета выросли на 25%, а расходы - на 22.7%. Опережающий рост доходов привел к снижению дефицита бюджета на 28%.

Одним из ключевых факторов, способствующим повышению рейтинговой оценки Калужской области, как и при первоначальном присвоении рейтинга, явилась невысокая долговая нагрузка. Объем госдолга области по данным на 1 января 2006 года составил 1.08 млрд. руб. Отношение госдолга к доходам без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней составило 13.74%, что значительно ниже, чем среднее значение по регионам РФ (25.9%). В 2005 году отношение государственного долга Калужской области к объему доходов без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней снизилось по сравнению с 2004 годом на 2.58 процентных пункта. Таким образом, несмотря на увеличение абсолютного объема госдолга Калужской области, можно констатировать снижение уровня долговой нагрузки, что обусловлено опережающими темпами роста доходов бюджета.

В качестве фактора, повышающего оценку кредитоспособности Калужской области, можно отметить высокое качество финансового управления. Об этом в частности свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности.

Несмотря на наличие большого числа факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, существует ряд факторов риска, ограничивающих рейтинговую оценку. По ряду ключевых показателей в пересчете на душу населения Калужская область занимает невысокие позиции. Так, объем ВРП на душу населения составляет лишь 75.9 тыс. руб., в то время как по России в целом этот показатель равен 151 тыс. руб. Существенен разрыв и по объему инвестиций в основной капитал.

Среди факторов риска - зависимость от федерального бюджета. Регион является дотационным. В структуре суммарных доходов областного бюджета, как и ранее, значительная часть приходится на безвозмездные поступления - 33.7% по итогам 2005 года. Данный показатель выше, чем в Центральном ФО (11.4%) и по России в целом (18.2%). Низкая доля собственных доходов говорит об уязвимости области от возможных неблагоприятных изменений в экономике. В то же время имеет место тенденция роста уровня независимости областного бюджета от федерального центра. В частности, в структуре бюджета увеличивается доля налоговых доходов и снижается доля безвозмездных поступлений. Доля доходов без учета безвозмездных поступлений в структуре доходов Калужской области увеличилась с 60.2% в 2004 году до 66.3% в 2005 году. По этому показателю она поднялась с 51 места среди регионов РФ в 2004 году до 43 места по итогам 2005 года.

Ограничивает уровень рейтинга и невысокий уровень жизни населения. В 2005 году денежные доходы населения Калужской области составили 5332.4 руб. в месяц (по России в целом 7816.1 руб. в месяц, а в Центральном федеральном округе - 10908.4 руб. в месяц). Невысокий уровень жизни населения ограничивает платежеспособный спрос, что негативно влияет на планы компаний, рассматривающих Калужский регион в качестве рынка сбыта и площадки для организации производства, а также снижает потенциал формирования налоговых платежей. В то же время негативное действие данного фактора снижается благодаря устойчивой позитивной динамике денежных доходов населения Калужской области. С 2001 по 2005 год объем денежных доходов населения увеличился в 3 раза. В 2005 году реальные доходы населения Калужской области составили 111.7% к предыдущему году (108.9% по России в целом и 107.2% в Центральном ФО). По темпам роста реальных доходов область заняла 5 место среди 18 субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ.