Рейтинговые действия, 18.04.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 18 апреля 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности муниципального образования город Краснодар на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности муниципального образования город Краснодар (далее – город, муниципалитет, Краснодар) обусловлен высоким уровнем развития экономики, умеренно сильным уровнем демографического развития и сбалансированности бюджета, низким уровнем инвестиционного климата, развитым рынком труда и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывает гибкость расходной части бюджета. Давление на рейтинговую оценку оказывает недиверсифицированная структура экономики, низкая доля налоговых и неналоговых доходов в общих доходах городского бюджета.

Краснодар является административным и экономическим центром Краснодарского края. Экономика муниципалитета концентрирована, наибольший удельный вес занимают торговля (54,1%) и промышленность (24,4%). Город стабильно входит в лидеры среди муниципальных образований в общекраевых объемах промышленного производства. Основными направлениями промышленного комплекса города являются: приборостроение и металлообработка, производство строительных материалов, швейных и трикотажных изделий, мебели, пищевых и сельскохозяйственных продуктов. В Краснодаре располагается штаб-квартира АО «Тандер», представляющая одну из ведущих розничных сетей в стране «Магнит». Как крупнейший налогоплательщик, «Магнит» является градообразующим предприятием, которое вносит весомый вклад в развитие и благоустройство города.

Обоснование рейтинга

Высокий уровень развития экономики города обусловлен сильными размерными характеристиками: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке города, 1,6 трлн рублей, продемонстрировав прирост к уровню 2022 года на 18,9% в действующих ценах. Оборот розничной торговли по итогам 2023 года, по оценке города, составил 502,5 млрд рублей, темп роста в сопоставимых ценах 114,1%. Промышленное производство приросло до 307, млрд рублей или на 3,2% в действующих ценах к уровню 2022 года. Поддержку в росте промышленного производства оказали обрабатывающие производства (индекс обрабатывающих производств составил 104,6%), при этом отмечаются высокие темпы роста объемов отгруженной продукции по предприятиям обрабатывающих отраслей, занятых в производстве электрооборудования (в 1,5 раза), в производстве пищевых продуктов (в 1,2 раза), в ремонте и монтаже машин и оборудования (в 1,3 раза). По итогам 2024 года городом прогнозируется снижение объёма отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности на 2,5% в действующих ценах до 1,5 трлн рублей.

По расчетам агентства, объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций по хозяйственным видам деятельности на душу населения города по итогам отчетного года вырос на 17,3% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 1,3 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку.

Умеренно сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения города находится на высоком уровне, по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1243,8 тыс. человек и за последний год увеличилась на 1,4%. Положительная динамика обусловлена миграционным притоком населения. Уровень безработицы в городе по итогам 2023 года составил 0,2% и сократился на 0,2 п. п. относительно предыдущего года.

Инвестиционный климат находится на низком уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 195,6 млрд рублей, что на 33,2% выше уровня предыдущего года в действующих ценах. Отношение инвестиций в основной капитал к объему отгруженных товаров и услуг собственными силами организаций по всем видам хозяйственной деятельности за последние три года находилось на низком уровне и составило 11,6%. По итогам 2024 года городом ожидаются инвестиции в основной капитал на уровне 232,8 млрд рублей.

Сбалансированность бюджета находится на умеренно высоком уровне. Объем доходов городского бюджета за отчетный год вырос в 1,5 раза и составил 77,2 млрд рублей. По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы бюджета (далее – ННД) за 2023 год выросли на 15,8% и составили 29,7 млрд рублей. Доля ННД в доходах бюджета города за отчетный год составила 38,5%, что ниже предыдущего года на 11,2 п. п. в связи с ростом межбюджетных трансфертов, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет НДФЛ (45,5%), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) (23,2%), налога на прибыль организаций (10,8%), земельного налога (8,3%). В налоговых доходах наибольший рост поступлений сложился по НДФЛ (+15,2%) и УСН (+12,3%). По НДФЛ и УСН рост поступлений связан с увеличением налогооблагаемой базы. По итогам 2024 года городом ожидается снижение поступлений по ННД на 1,5%. Диверсификация налоговой базы муниципалитета оценивается на высоком уровне: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 13,4% налоговых доходов, доля крупнейшего налогоплательщика составляет 3,5% в налоговых доходах местного бюджета. Межбюджетные трансферты за отчетный год выросли в 1,8 раза и составили 47,5 млрд рублей. Рост наблюдался по всем видам трансфертов, что обусловлено многократным увеличением объемов ранее предоставленных субсидий и ростом объемов субвенций на реализацию переданных полномочий Краснодарского края и Российской Федерации муниципалитету.

Расходы городского бюджета за отчётный год выросли в 1,5 раза по сравнению с 2022 годом и составили 76,6 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладали расходы социального характера, доля которых по итогам отчетного года составила 71,5% или 54,8 млрд рублей. Наибольший прирост в абсолютном выражении зафиксирован по расходам на образование (+19,6 млрд рублей) и национальную экономику (+3,8 млрд рублей). Увеличение расходов на образование связано с созданием (введением) дополнительных мест в образовательных учреждениях, с ростом расходов на организацию питания отдельных категорий школьников и капремонт учреждений. Прирост расходов на национальную экономику обусловлен ростом расходов на дорожно-транспортную деятельность в рамках реализации мероприятий федеральных проектов и краевой государственной программы. Капитальные расходы за отчетный год увеличились в 2,3 раза и составили 25,6 млрд рублей. Доля капрасходов в общем объеме расходов выросла на 10,9 п. п. и сложилась на уровне 33,5%, что характеризует гибкость расходной части бюджета города на высоком уровне. По итогам 2024 года капрасходы городом прогнозируются в объеме 20,6 млрд рублей со снижением к уровню предыдущего года на 19,7%.

По итогам 2023 года городской бюджет исполнен с профицитом в объеме 0,6 млрд рублей или 2,1% ННД. В 2024 году муниципалитет планирует исполнение бюджета с дефицитом в сумме 6,4 млрд рублей или 21,8% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах и коммерческих заимствований.

Муниципалитет имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг муниципалитета за 2023 год увеличился на 7,0% и составил 4,4 млрд рублей, долговая нагрузка при этом снизилась на 1,2 п. п. и составила 14,8% (без учета бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 11,6%), что связано с опережающим ростом ННД. Рост долговых обязательств связан с привлечением бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов в объеме 0,9 млрд рублей. В структуре долга наибольший удельный вес приходится на бюджетные кредиты – 78,1%, на долю облигационных займов – 21,9%. По итогам 2024 года городом прогнозируется рост долга на 31,9% до 5,8 млрд рублей в связи с планируемым привлечением банковских кредитов на покрытие прогнозируемого дефицита бюджета. Долговая нагрузка при этом вырастет до 19,8%, но будет оставаться на комфортном уровне. Расходы на обслуживание муниципального долга за отчётный год снизились на 19,3% и составили 109,5 млн рублей или 0,4% от ННД. В 2024 году прогнозируется рост расходов на обслуживание долга на 5,5% до 115,5 млн рублей. Город имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг муниципального образования город Краснодар был впервые опубликован 23.12.2013. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.11.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации муниципального образования город Краснодар, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Краснодара принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало муниципальному образованию г. Краснодар дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023