Рейтинговые действия, 25.01.2024

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Чувашской Республики на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 25 января 2024 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Чувашской Республики на уровне ruА, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности региона обусловлен удовлетворительным уровнем развития экономики при ограниченном уровне демографического развития и развитом рынке труда, умеренно слабым уровнем инвестиционного климата, высоким уровнем сбалансированности бюджета и низкой долговой нагрузкой. Давление на рейтинговую оценку оказывают низкие уровни среднедушевых доходов населения и инвестиций в основной капитал к ВРП, положительное влияние оказывают высокие диверсификация налоговой базы и гибкость расходной части бюджета. Также рейтинговая оценка поддерживается выставленным умеренным фактором поддержки со стороны вышестоящего бюджета в связи с высокой долей дотаций и низкой долей налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за последние 5 лет.

Чувашская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Основой региональной экономики являются обрабатывающая промышленность, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом и сельское хозяйство. В структуре обрабатывающей промышленности доминируют производители машиностроения, электрооборудования, химических веществ и пищевых продуктов. Сельское хозяйство региона специализируется на производстве зерна, картофелеводстве, овощеводстве, хмелеводстве, мясомолочном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве.

Обоснование рейтинга

Удовлетворительный уровень развития экономики региона обусловлен низкими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 477,8 млрд рублей, что на 5,1% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. По данным Росстата за январь-ноябрь 2023 года позитивное влияние на динамику ВРП оказал рост промышленного производства (+27,0% к аналогичному периоду 2022 года), объема строительных работ (+28,9%), оборота розничной торговли (+7,2%) и объема платных услуг (+1,3%). Существенный рост промышленности в регионе обусловлен прежде всего наращиванием производства в обрабатывающем секторе (+32,0% за январь-ноябрь 2023 года к аналогичному периоду 2022 года), в структуре которого наиболее позитивная динамика наблюдалась в производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, производстве компьютеров, электронных и оптических изделий, производстве мебели и других подотраслях. ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 9,2% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, в размере 0,4 млн рублей.

Среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума за последние 3 года составило 2,4, что оказало давление на рейтинговую оценку. По оценке региона, указанные доходы по итогам 2023 года составили 32,1 тыс. рублей, что на 17,8% выше уровня 2022 года, величина прожиточного минимума выросла на 4,5% до 12,4 тыс. рублей.

Ограниченный уровень демографического развития и развитый рынок труда.  Регион имеет умеренно низкую численность населения, которая по оценкам региона на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 1165,0 тыс. человек, что на 1,0% ниже аналогичной даты предыдущего года. Среднегодовой уровень безработицы, по данным региона, по итогам 2023 года находился на низком уровне и составил 2,7%, что на 0,5 п. п. ниже уровня 2022 года.

Инвестиционный климат находится на умеренно слабом уровне. Объем инвестиций в основной капитал, по оценке региона, в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 17,7% в действующих ценах и составил 110,4 млрд рублей. Позитивной динамике инвестиций способствовало существенное увеличение инвестиционной активности в следующих отраслях: обрабатывающие производств, добыча полезных ископаемых, оптовая и розничная торговля, а также государственное управление и обеспечение военной безопасности (и социальное обеспечение). Несмотря на указанный рост отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 20,4%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку, при среднем уровне инвестиционной привлекательности.

Сбалансированность бюджета находится на высоком уровне. Объем доходов регионального бюджета, по оценке региона, по итогам 2023 года составил 94,1 млрд рублей, из которых 58,5% приходилось на налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД), при этом доля дотаций из федерального бюджета в структуре доходов составила 20,2%. ННД в 2023 году выросли на 25,4% к уровню 2022 года, что обусловлено прежде всего поступлениями налога на прибыль организаций (на фоне роста уплаченных авансовых платежей, прибыльности отдельных налогоплательщиков и отчислений от банковского сектора) и НДФЛ (в связи с ростом среднемесячной номинальной заработной платы и дивидендов). Диверсифицированная налоговая база региона оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку: доля крупнейшего налогоплательщика в 2022 году составила 3,6% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 15,7% налоговых доходов бюджета. Межбюджетные трансферты в 2023 году, по оценке региона, выросли на 2,3% относительно 2022 года.

Объем расходов бюджета в 2023 году, по оценке региона, составил 95,0 млрд рублей, что на 18,1% выше уровня 2022 года. Гибкость расходной части бюджета региона оценивается на высоком уровне, доля капитальных расходов в структуре расходов за 2023 год составила 19,0%.

В 2021-2022 годах региональный бюджет был исполнен с профицитом. Исполнение бюджета, по оценке региона, по итогам 2023 года сложилось с дефицитом в размере 0,9 млрд рублей или 1,6% от ННД, который был покрыт за счет инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), специальных казначейских кредитов (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов.

Долговая нагрузка региона находится на низком уровне. По данным региона, на 01.01.2024 долг составил 17,3 млрд рублей, что в 1,6 раза выше, чем на 01.01.2023 в связи с привлечением ИБК, СКК, бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов, а также выдачей гарантийных обязательств в рамках реализации проекта по обновлению подвижного состава транспорта общего пользования и модернизации инфраструктуры. Долговая нагрузка региона выросла до 31,4% (без учета ИБК, СКК и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов – до 23,0%), что на 7,2 п. п. выше предыдущей отчетной даты, однако долговая нагрузка по-прежнему остается на комфортном уровне. Структура долга региона на 01.01.2024 представлена на 76,6% бюджетными кредитами и на 23,4% гарантийными обязательствами. Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель преимущественно состоит из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,1% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде доступа к казначейским кредитам.

Оценка внешнего влияния

Средняя доля дотаций в доходах бюджета региона за последние 5 лет находится в пределах 20-25%, а доля налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета за 5 лет составила менее 55%, что обуславливает выставление умеренного фактора поддержки со стороны вышестоящего бюджета.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Регуляторное раскрытие

Кредитный рейтинг Чувашской Республики был впервые опубликован 18.06.2014. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.08.2023.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Чувашской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Чувашской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Чувашской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023