Лизинг и факторинг, 14.12.2009

Предложения к Стратегии развития лизингового рынка на 2010 – 2012 гг.
Поделиться
VK


В начале осени 2008 года на Международном банковском Форуме Ассоциацией региональных банков и рейтинговым агентством «Эксперт РА» была представлена всеобъемлющая Концепция развития финансового рынка, содержавшая широкий анализ всех сегментов финансового сектора России – банковского, страхового, лизингового, фондового, инвестиционного – и предлагающая комплекс мер по его всестороннему развитию. Значительное число мероприятий, предложенных в Концепции развития финансового рынка, было реализовано Правительством и Банком России в конце 2008 – первой половине 2009 года. Среди ключевых структурных мер – повышение суммы страхового возмещения вкладчикам-физическим лицам, введение беззалогового кредитования кредитных организаций, рефинансирование внешних кредитов при посредничестве российских банков, меры по участию государства в повышении капитализации отечественного финансового рынка и т.д. Вместе с тем, следует констатировать, что практически все использованные предложения коснулись лишь банковского сектора, так как именно там осенью 2008 года сложилась наиболее острая ситуация. Предложения Концепции, касающиеся иных сегментов финансового рынка, остались пока без должного внимания. В частности, из предложений касательно лизингового сектора, частично реализовано только одно – а именно принят Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» (закон вступает в силу в сентябре 2009 года; схема, эффективность и дата начала работы системы регистрации прав пока не могут быть оценены). Важно, чтобы впредь мероприятия по развитию финансовых рынков носили упреждающий и системный характер.

Несмотря на кризис, Концепция, разработанная «Эксперт РА» и Ассоциацией региональных банков «Россия», не теряет своей актуальности, так как именно в текущих условиях наиболее заметно проявляются все недостатки сложившейся системы. Именно сейчас необходимо закладывать основу для дальнейшего развития лизинговой отрасли как залога инновационного роста всей российской экономики.

Базовые тезисы Концепции развития лизингового рынка России

Роль лизинга в экономике России

Лизинговый рынок в России является основным инструментом долгосрочных инвестиций в обновление основных фондов экономики. Именно лизинговые компании способны обеспечивать финансирование проектов по модернизации производственных мощностей, а следовательно, поддерживать инновационную траекторию экономического роста и способствовать укреплению конкурентоспособности национальной экономики. Дефицит долгосрочных инвестиций сейчас не способны в полной мере восполнить ни банки, ни другие финансовые институты. Для целого ряда инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, энергетика, сельское хозяйство) лизинговое финансирование является базовым источником средств модернизации бизнеса. Перебои в работе таких отраслей означают угрозу жизнеспособности экономики.

Кроме того, для малого и среднего бизнеса лизинг - практически единственная возможность получить долгосрочное финансирование, в котором банки ему зачастую отказывают. При этом малый бизнес является основой для динамичного экономического развития, важным инструментом диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности страны.

Экономический кризис существенно снизил возможности лизинговых компаний по привлечению финансирования и заключению ими новых сделок. Для национальной экономики это более сильный удар, чем даже кратковременная приостановка банковского кредитования. Приостановка процессов модернизации экономики означает быструю потерю не только текущих, но и будущих конкурентных преимуществ национальных производителей, переориентацию всей экономики на «догоняющее» развитие.

Высокая степень износа основных фондов в России и необходимость поддержки малого бизнеса как драйвера развития экономики, обуславливают необходимость принятия срочных мер для восстановления полномасштабного функционирования лизинговой отрасли. Лизинг как основная форма инвестиций в модернизацию экономики, должен стать главным инструментом промышленной политики государства.

Цель концепции – указать основные направления поддержки лизингового рынка, направленной на то, чтобы лизинговые услуги стали устойчивым, стабильным и эффективным инструментом долгосрочных инвестиций в приоритетные отрасли экономики, в развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и в обеспечение инновационного экономического роста.

Основные направления развития российского лизингового рынка:

I. Государственная поддержка лизингополучателей

Задача: сделать лизинг доступным инструментом для стратегических отраслей национальной экономики, субъектов малого и среднего бизнеса и компаний, ориентированных на инновационный тип развития

Меры:

Субсидирование части затрат по лизинговым платежам

  • Возмещение субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям стратегических отраслей части лизинговых платежей при покупке нового технологического оборудования, произведенного в России (либо импортного при условии, что аналогичное оборудование не производится на территории России).

Разделение рисков и дополнительное обеспечение сделок со стороны государства

  • Предоставление государственных гарантий субъектам малого бизнеса, инновационным компаниям, а также предприятиям инфраструктурных отраслей при покупке нового технологического оборудования, произведенного в России

  • Ввиду отсутствия на лизинговом рынке специального регулятора, определяющего направления его развития, активную роль в развитии лизинга должны играть профильные министерства отраслей, наиболее нуждающихся в лизинге. Использование лизинга как основного инструмента промышленной политики даст мощный импульс развития как отраслям-лизингополучателям, так и отраслям – производителям предметов лизинга.

Развитие лизинговых услуг в сложных капиталоемких сегментах:

  • Лизинг должен стать одним из важнейших элементов промышленной, региональной и кластерной политики. Для этого профильными министерствами должны быть разработаны программы модернизации соответствующих отраслей, с определением роли лизинга в данных программах и составлением индикативных планов, указывающих объемы средств, которые должны быть направлены на модернизацию с использованием лизинговых механизмов финансирования.

  • Необходима активизация применения лизинга в сегментах недвижимости и авиатранспорта путем устранения несовершенства законодательной базы. Для этого требуется:
    • Разработка нормативной базы по регулированию вопросов государственной регистрации договоров лизинга недвижимости, не входящей в противоречие с другими нормами регистрации прав на недвижимое имущество;
    • Снижение налоговой нагрузки на собственников воздушных судов (устранение двойного налогообложения – налогом на имущество и транспортным налогом).

II. Государственная нефинансовая поддержка лизинговых компаний

Задача: создать прозрачные условия осуществления деятельности и снизить административную нагрузку на лизингодателей.

Меры:

  • Решение проблемы возмещения НДС. Для этого целесообразно введение для лизинговых компаний уведомительного характера зачета НДС, а не разрешительного. Предоставить право налоговым органам предъявлять претензии по зачету НДС только по результатам проведения последующих проверок, если при этом будет выявлен факт неправомерного зачета НДС.

  • Обеспечение возможности применения ускоренной амортизации для любых типов имущества (отмена положений Закона 158-ФЗ от 22.07.2008г., запретивших использование ускоренной амортизации по отношению к имуществу 1-3 амортизационных групп).

  • Обеспечение единой позиции и согласованности действий различных государственных органов. Необходима синхронизация действий Министерства Финансов с действиями ФНС, в частности, автоматическое принятие сотрудниками налоговых органов писем МинФина без сопроводительных писем самой ФНС.

Улучшение механизмов защиты прав лизингодателей:

  • Ужесточение ответственности лизингополучателя за невозврат предмета лизинга

  • Законодательное упрощение процедуры изъятия имущества в случае нарушения лизингополучателем условий лизингового договора, в частности введение исполнительной надписи нотариуса.

Повышение надежности и прозрачности рынка:

  • Формирование сильного устойчивого лизингового рынка не осуществимо без повышенного внимания лизингодателей к уровню собственной финансовой устойчивости.

  • Высокий уровень транспарентности лизинговых компаний должен способствовать повышению доверия между лизингодателями и их клиентами.

  • Совершенствование законодательства, регулирующего лизинговую деятельность, должно способствовать формированию благоприятной институциональной среды и снижению транзакционных издержек.

III. Снижение рисков лизинговой отрасли

Задача: повышение инвестиционной привлекательности лизинговых компаний с помощью снижения рисков их деятельности

Меры:

По снижению кредитного риска:

  • Предоставление государственных гарантий и снижение рисков в рамках механизмов государственно-частного партнерства

По снижению валютного риска:

  • Введение контроля за открытой валютной позицией лизинговых компаний;

  • Совершенствование правил бухгалтерского учета для предотвращения возникновения «бумажных» убытков лизингодателей, связанных с резкими колебаниями курсов валют.

По снижению риска мошенничества лизингополучателей:

  • Создание единой базы данных лизингополучателей (бюро лизинговых историй клиентов) позволит минимизировать случаи мошенничества и снизить риски лизинговых компаний

IV. Финансирование лизинговых компаний

Задача: обеспечить лизинговые компании достаточным объемом финансовых ресурсов для реализации масштабных долгосрочных проектов

Меры:

Повышение капитализации лизингодателей:

  • Для обеспечения возможности лизингового финансирования наиболее масштабных и долговременных проектов следует значительно повысить уровень капитализации российских лизинговых компаний. Для этого требуется:
    • Разрешение включения в собственные средства лизинговых компаний субординированных кредитов по аналогии с банками;
    • Снижение налоговой нагрузки на реинвестирование прибыли;
    • В будущем возможно введение требований к достаточности уставного капитала.

Государственная финансовая поддержка:

  • Фондирование лизинговых компаний через банки развития

  • Субсидирование части затрат на оплату процентов по привлеченным кредитам.
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика