Проводить оценку эффективности отрасли НПФ нельзя в отрыве от эффективности всей пенсионной системы страны. В настоящее время многоуровневая пенсионная система России имеет ряд нерешенных проблем: относительно низкий пенсионный возраст, высокая доля занятого населения, имеющего право на досрочный выход на пенсию, и высокая доля участия занятого населения в теневом секторе экономики. Поэтому сохранение накопительного компонента с участием фондов, а также дальнейший рост эффективности отрасли НПФ будет способствовать повышению устойчивости всей пенсионной системы России, поскольку решение фундаментальных проблем требует гораздо больших финансовых (по сравнению с отраслью НПФ) и временных ресурсов.
Существующие возрастные критерии выхода на пенсию в 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин являются одними из самых низких среди стран ОЭСР6. При этом ожидаемая продолжительность жизни в момент выхода на пенсию практически не отличается от стран Восточной Европы с многоуровневой пенсионной системой. Ожидаемая продолжительность жизни в 65 лет в России в 2012 году составляла 17,1 лет7, а в Эстонии – 20,3 года8. При этом, по оценкам Allianz, пенсионная система Эстонии являются более устойчивой. Однако в Эстонии достижение пенсионного возраста в 65 лет планируется к 2026 году (сейчас 60,5 лет для женщин и 63 года для мужчин9). В Польше пенсионный возраст составляет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин10 при ожидаемой продолжительности жизни в 65 лет в 19,9 лет (в 2012 году)11. Кроме того, по мнению специалистов ЦМИ Сбербанка России, возраст выхода на пенсию в России как у мужчин, так и у женщин, низок и значительно уступает аналогичным показателям других стран ОЭСР. По данным 2012 года, средний возраст выхода на пенсию в странах ОЭСР составлял 63,1 года для женщин и 64,2 года для мужчин12.
Однако в условиях старения населения сохранить в долгосрочной перспективе текущие возрастные показатели выхода на пенсию, установленные в 1930-е гг. будет крайне сложно. Ожидается, что к 2020 году коэффициент нагрузки пожилыми в России увеличится до 22,5%. На конец 2010 года этот показатель составлял до 17,7%13.
Другим существенным вызовом для устойчивого развития многоуровневой пенсионной системы России является высокая доля занятого населения, имеющего право на досрочный выход на пенсию. Так, в 2013 году численность таких работников составила четверть от всех занятых в промышленности, строительстве, на транспорте и в связи14. При этом численность получателей досрочных пенсий достигла 34% от числа всех пенсионеров, по данным ПФР15.
Наконец высокая доля участия занятого населения в теневом секторе экономики угрожает устойчивому развитию пенсионной системы России. В настоящее время около 20 млн человек заняты в теневом секторе экономики России16, а за 2014 год их численность увеличилась на 5%.6 «Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы пенсионной системы Российской Федерации» (2012 год)
7 https://data.oecd.org/healthstat/life-expectancy-at-65.htm
8 https://data.oecd.org/healthstat/life-expectancy-at-65.htm
9 World Bank. International Patterns of Pension Provision II. A Worldwide Overview of Facts and Figures.pdf
10 World Bank. International Patterns of Pension Provision II. A Worldwide Overview of Facts and Figures.pdf
11 https://data.oecd.org/healthstat/life-expectancy-at-65.htm
12 «Сохранить накопительную пенсионную систему» (2015 г.)
13 http://demoscope.ru/weekly/app/app40der.php
14 В.Д. Роик «Досрочные пенсии: пути формирования страховых механизмов и институтов»
15 Там же