Новости агентства, 14.04.2004

Кредитный рейтинг Красноярского края
Поделиться
VK

PDF  

Рейтинговый консорциум "Эксперт РА-АК&M" присвоил Красноярскому краю рейтинг кредитоспособности по национальной рейтинговой шкале "А" - высокий уровень надежности с низким риском несвоевременного выполнения обязательств и позитивными перспективами.

Рейтинг "А" с позитивными перспективами означает, что Красноярский край относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности, однако ниже среднего ("А+") в данном рейтинговом классе. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Красноярского края низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности эмитента отсутствуют. Риск полного или частичного отказа эмитента от выполнения обязательств сравнительно низок. В перспективе риск невыполнения обязательств, вероятнее всего, будет снижаться. Вместе с тем существует определенная напряженность в текущей финансово-экономической ситуации в регионе, обусловленная высокой зависимостью экономики края от конъюнктуры мировых рынков цветных металлов.

Высокий кредитный рейтинг Красноярского края определяется устойчивостью налоговой базы, высоким качеством финансового управления, эффективной политикой управления государственным долгом, значительным ресурсно-экономическим потенциалом региона и рядом других факторов. Анализ устойчивости бюджетной системы свидетельствует о том, что Красноярский край обладает высокой способностью своевременного выполнения текущих финансовых обязательств, и уровень ее платежеспособности также является высоким.

Структура бюджета Красноярского края достаточно сбалансирована и устойчива, как для сохранения существующего уровня платежеспособности, так и для дальнейшего улучшения показателей. Край является единственным субъектом федерации в Сибири и на Дальнем Востоке, не получающим трансферты из Федерального фонда поддержки регионов. В 2003 году удалось переломить многолетнюю тенденцию ухудшения качества консолидированного бюджета края. Соотношение доходов и расходов бюджета существенно улучшилось и достигло 94,18% против 77,13% в 2002 году.

Для Красноярского края характерна значительная зависимость налоговых платежей в бюджет от отдельных отраслей и налогоплательщиков, которая является важным фактором увеличения бюджетной составляющей кредитного риска. Более половины налоговых поступлений в бюджет края обеспечивают предприятия цветной металлургии, в том числе, от 26% до 40% - Заполярный филиал ГМК "Норильский никель". Тем не менее, устойчивое положение предприятий Красноярского края на мировых рынках цветных металлов позволяет прогнозировать сохранение стабильности налоговой базы краевого бюджета.

Красноярский край характеризуется значительно более высоким по сравнению с Россией уровнем налоговых поступлений в расчете на душу населения, причем темпы роста этого индикатора кредитоспособности в 2003 году также опережали среднероссийские.

Успехи Красноярского края связаны не только с ростом финансовой эффективности экономики, но являются результатом деятельности администрации края по стимулированию уплаты крупными российскими холдингами налогов в краевой бюджет. Доказательством служит постоянно растущий уровень собираемости налогов по сравнению с планируемым. Если в 2001 году он составлял 73%, то в 2002 г. - 82% и в 2003 г. - 101%. В результате в 2003 году значительно возросла прибыльность предприятий, почти в два раза увеличилась доля капитальных затрат в бюджете. К позитивным тенденциям развития финансово-экономической ситуации в крае можно отнести и значительное (почти в 2 раза) снижение в 2003 году уровня просроченной задолженности по заработной плате.

Главной чертой кредитной истории Красноярского края является соблюдение взятых на себя обязательств по кредитам и займам. Даже внешние форс-мажорные обстоятельства, включая финансовый кризис 1998 года, не отсрочили погашение долгов. Общий объем государственного долга Красноярского края на начало 2004 года составил 8322,1 млн рублей, что соответствует 3,2% расходной части бюджета края. Следовательно, не только обязательные ежегодные выплаты по долговым обязательствам значительно меньше норматива Бюджетного Кодекса Российской Федерации (15%), но и весь долг края почти в три раза ниже этого норматива. Кроме долга по товарному кредиту ГСМ в размере 27,9 млн рублей, что составляет 0,01% расходной части бюджета, Красноярский край не имеет просроченных задолженностей по своим кредитным обязательствам.

Присвоенная Красноярскому краю рейтинговая оценка кредитоспособности на две ступеньки ниже наивысшей в рейтинговой шкале консорциума "Эксперт РА-АК&М" оценки " A ++". За последний год достигнут впечатляющий прогресс параметров кредитоспособности региона. Еще год назад Красноярский край мог быть отнесен лишь к категории "В+", то есть за 2003 год кредитоспособность края повысилась сразу на две ступени. Рейтинговый консорциум полагает, что в течение текущего года позитивные тенденции кредитоспособности Красноярского края будут сохраняться.