Новости агентства, 20.07.2010

«Эксперт РА»: объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд рублей
Поделиться
VK

PDF  

20 июля 2010 г.

«Эксперт РА»: объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд рублей

Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» совместно с Национальным Агентством Финансовых Исследований (НАФИ) реализует исследовательский проект «Рынок розничного страхования в России: вторая волна исследования». Результатам исследовательского проекта и посвящена пресс-конференция «Рынок розничного страхования: от посредников к страхователям».

Кризис 2008-2009 годов стал третьим переломным моментом в развитии российской страховой розницы после введения ОСАГО и бума розничного кредитования. В результате кризиса кардинальным образом изменился весь бизнес розничных страховщиков – структура страхового портфеля по видам страхования и каналам продаж, тарифная политика и политика урегулирования убытков, финансовые показатели.

Кризис привел к росту уровня диверсификации рынка розничного страхования. По оценкам «Эксперт РА», объем рынка розничного страхования в 2009 году сократился на 6,8%, составив 247,1 млрд. рублей. Впервые за последние 4 года доля страхования автокаско в совокупных взносах по розничному страхованию стала меньше 50% (45,4% в 2009 году). Уровень диверсификации рынка по видам страхования существенно повысился (индекс Херфиндаля-Хиршмана снизился с 0,373 в 2007 году до 0,303 в 2009 году).

По данным «Эксперт РА», наибольший вклад в падение рынка розничного страхования в 2009 году внесли:

  1. Страхование автокаско (-22,2 млрд. рублей или -16,5% (падение по сравнению с 2008 годом)).
  2. Страхование жизни (-1,9 млрд. рублей или -14,2%).
  3. Страхование от несчастных случаев (-1,2 млрд. рублей или -6,1%).
  4. Страхование сельскохозяйственных рисков (-0,8 млрд. рублей или 35,4%).
  5. Страхование выезжающих за рубеж (-0,4 млрд. рублей или -15%).

Еще более упасть рынку не позволили следующие виды страхования:

  1. ОСАГО (+5,4 млрд. рублей или 8,4% (рост по сравнению с 2008 годом)).
  2. Страхование имущества физических лиц (+1,5 млрд. рублей или на 7,5%).
  3. ДСАГО (+1,2 млрд. рублей или 69,1%).
  4. ДМС (+0,3 млрд. рублей или 7,3%).

В 2010 году, по прогнозам «Эксперт РА», рост рынка розничного страхования составит 1,6%. Эффект от реализации отложенного спроса и роста тарифов будет сильнее, чем от падения доли пролонгаций и отказа от страхования в связи с снижением уровня доверия к страховым компаниям. Уровень диверсификации рынка еще более увеличится.

Нестабильность поступлений от партнерских каналов продаж повысила привлекательность инвестиций в развитие агентских сетей и прямые продажи. По оценкам «Эксперт РА», в 2009 году сильнее всего сократились поступления взносов по розничному страхованию от банков, автодилеров, турфирм и других неспециализированных страховых агентов. Небольшой рост взносов был отмечен в агентском канале продаж. Взносы по прямому страхованию выросли в два раза. Однако перспективность прямого страхования оценивается российскими страховщиками на среднем уровне: развитие этого канала продаж требует значительных долгосрочных инвестиций и может вступать в противоречие с другим важным каналом продаж – агентской сетью.

По оценкам страховщиков, наиболее эффективными каналами продаж розничных страховых продуктов (с позиции стоимости, управляемости, стабильности и величины операционных рисков) на данный момент являются прямые продажи через центральный офис и другие офисы, наименее эффективным – брокерский канал продаж.

С наступлением кризиса до конца 2009 года демпинг в розничном страховании был общим для рынка явлением. Причины демпинга: обострение конкуренции из-за падения спроса и проблемы с ликвидностью у страховых компаний. Лишь через год после начала кризиса, во второй половине 2009 года, страховщики стали корректировать тарифы в сторону увеличения. На начало 2010 года демпинг перестал быть общим для рынка явлением, и превратился в удел «умирающих» компаний.

Основная причина отказа от страхования – материальный фактор. По данным опроса, проведенного НАФИ, по сравнению с 2008 годом в 2010 году перспективный спрос на услуги страховых компаний значительно сократился. Существенно возросла доля тех, кто не собирается страховаться (с 4 до 20 п.п.). Стал незначительным предполагаемый спрос на такие виды страхования как: страхование недвижимого имущества (дома, дачи и т.п.) (его планируют приобрести 4% (в 2008 г. – 10%), потенциальный спрос на страхование от несчастных случаев снизился с 6 до 3%. Наиболее востребованными в перспективе ближайших 2-3 лет являются ДМС и автокаско.

На первом месте среди наиболее распространенных причин отказа от пользования страховыми услугами находится материальный фактор. 31% опрошенных указывают, что у них нет денег для приобретения полиса. Далее следует отсутствие для людей смысла в приобретении страхового полиса (26%), и уверенность в невыгодности страхования (26%). За прошедшие два года в структуре причин отказа от страхования произошли изменения. Материальный фактор вышел на первое место, к тому же повысилось (с 17 до 25 п.п.) недоверие к страховым компаниям. Все это снижает «страховую активность» населения.

Цена полиса не является основным фактором выбора страховщика. Главные критерии выбора страховой компании (по автокаско) – это качество услуг (стремление получить хороший уровень сервиса, репутация страховщика как крупной и финансово устойчивой компании и опыт работы компании на рынке) и эргономичность услуг (набор предоставляемых услуг и удобство расположения офисов).

На рынке существуют две практически равнозначные поведенческие модели принятия решения о выборе страховой компании. Это ориентация на неформальные каналы (рекомендации близкого окружения) и рациональный расчет с использованием официальной информации. В последние два года наметилась тенденция к преобладанию второй рациональной модели поведения.