Рейтинговые действия, 24.11.2015

«Эксперт РА» повысил Португалии суверенный рейтинг до уровня ВВ+ и рейтинг кредитного климата до уровня BBB-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 24 ноября 2015 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило Португалии рейтинг кредитоспособности суверенного правительства до уровня BB+ (Удовлетворительный уровень кредитоспособности) в национальной и иностранной валютах. Ранее у Португалии действовал рейтинг кредитоспособности суверенного правительства в обеих валютах на уровне BB (Удовлетворительный уровень кредитоспособности). Рейтинг кредитного климата страны в национальной и иностранной валютах был повышен с уровней BB+ (Удовлетворительное качество кредитного климата) до уровней BBB- (Умеренно высокое качество кредитного климата).

Положительное влияние на уровень рейтингов оказали членство в ЕС, резервный статус национальной валюты, умеренно низкая стоимость государственных заимствований (ставка по 10-летним гособлигациям по итогам 2014 г. составила 2,7%), профицит государственного бюджета (по итогам 2014 г. 0,5% к ВВП, прогноз на 2015 г. – 1,6%) и положительная динамика сальдо государственного бюджета (рост с -1,9% ВВП в 2012 г. до 0,5% ВВП в 2014 г.). Также аналитики выделили в качестве позитивных факторов рост экономики (в 2014 г. реальный ВВП вырос на 0,9%, по прогнозам МВФ по итогам 2015 г. рост реального ВВП составит 1,6%), сокращение уровня безработицы (на 1,6 п. п. за 2012-2014 гг., по прогнозам МВФ, по итогам 2015 г. снижение составит еще 1,6 п. п. по сравнению с 2014 г.), умеренно высокий уровень конкурентоспособности экономики (по данным ВЭФ, за 2014 г. индекс конкурентоспособности Португалии составил 4,5 при максимуме 5,7 и минимуме 2,8; отношение сальдо внешней торговли к ВВП по итогам 2014 г. составило 1,3%). Банковская система страны характеризуется высоким уровнем развития (по итогам 2014 г. отношение активов банков к ВВП составило 248,4%), при этом наблюдается снижение крайне высокого уровня активов банков по отношению к ВВП (с 2012 г. на 46,2 п. п.). К положительным факторам, повлиявшим на уровень рейтингов, были также отнесены умеренно высокий уровень ВВП по ППС на душу населения (по итогам 2014 г. 27 тыс. долл.), умеренно высокий уровень национальных сбережений по отношению к ВВП (по итогам 2014 г. 15,4%, показатель вырос на 1,3 п. п. с 2012 г.) и высокий уровень институционального развития государства. При анализе кредитного климата страны были также отмечены умеренно низкая премия за риск (по итогам 2014 г. процентная ставка по кредитам реальному сектору составила 5,1%, разница между ставками по кредитам и депозитам - 3,9 п. п.), приемлемый выбор инструментов на финансовых рынках страны (биржа Euronext Lisbon является частью Euronext Europe), умеренно высокий уровень защиты прав инвесторов (66 место в рэнкинге Protecting Investors исследования Doing Business 2016), небольшой период с момента дефолта до принятия решения о распределении активов дефолтной компании (2 года).

«Государственная экономическая политика Португалии показала свою высокую эффективность. Следуя требованиям ЕС и МВФ в рамках программы EFAP, Португалией был сокращен бюджетный дефицит и проведен ряд структурных реформ. Как следствие, страна смогла осуществить выход на открытый рынок заимствований. МВФ прогнозирует рост темпов экономики в 2015 г. за счет увеличения экспорта и инвестиций. Эти позитивные изменения стали причиной повышения уровня рейтингов», - отмечает управляющий директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

В качестве сдерживающих факторов по рейтингам аналитики выделили высокий уровень долговой нагрузки правительства (по итогам 2014 г. отношение валового государственного долга к ВВП составило 130,2%, к доходам бюджета - 292,5%, по прогнозам МВФ на 2015 г. показатели составят 127,8% и 285,5% соответственно), умеренно высокий уровень краткосрочной долговой нагрузки (по итогам 2014 г. отношение краткосрочного долга к ВВП составило 26%, к доходам бюджета - 59%). При этом, несмотря на завершение программы экономической и финансовой помощи стране (EFAP) в 2014 г., сохраняется зависимость кредитоспособности страны от помощи со стороны ЕС, ЕЦБ и МВФ. Кроме того, в экономике Португалии был отмечен высокий уровень безработицы (13,9% по итогам 2014 г.) и угроза дефляции (по итогам 2014 уровень инфляции составил -0,3%, по прогнозам МВФ, в 2015 г. – -0,01%). Банковская система страны характеризуется повышенными рисками: высокой долей проблемных кредитов (по итогам 2014 г. 11,2%; рост на 1,4 п. п. с 2012 г.), невысоким уровнем достаточности капитала банков (по итогам 2014 г.- 4,7%; снижение на 2 п. п. с 2012 г.), убыточностью (по итогам ROA- -1,3%, однако по итогам 1 кв. 2015 г. показатель стал положительным - около 0,5%), умеренно высокой концентрацией (доля активов трех крупнейших банков составила 56% от всех банковских активов страны по итогам 2014 г.). Для фондового рынка Португалии присущ невысокий уровень развития (в частности, отношение капитализации рынка акций биржи Euronext Lisbon к ВВП страны составило 25% по итогам 2014 г.). Особое влияние на уровень рейтинга кредитного климата оказали банкротство одного из крупнейших банков страны Banco Espirito Santo (BES) в августе 2014 г. (стоимость мер по спасению банка составила 5,3 млрд. евро, или 3,1% ВВП страны по итогам 2014 г.), высокая долговая нагрузка частного сектора к ВВП (по итогам 2014 г. 225%, при этом внутренний долг частного сектора составил 130% ВВП, внешний долг – 95%) и снижение значения крупнейшего индекса акций (по итогам 2014 г. индекс PSI 20 снизился по сравнению с 2013 г. на 27%, по сравнению с 2012 г. – на 15%).

По данным МВФ, по итогам 2014 года ВВП Португалии составил 173 млрд. евро, размер валового государственного долга по итогам 2014 года – 225,3 млрд. евро. По прогнозам МВФ, в 2015 году ВВП страны составит 177,5 млрд. евро в текущих ценах, размер валового государственного долга – 227 млрд. евро.

Контактное лицо для прессы: и.о. руководителя PR-службы Васекина Наталья, тел.: (495) 617-0777, pr@raexpert.ru

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенного правительства (http://www.raexpert.ru/ratings/sovereign_ratings/method/), методология присвоения рейтингов кредитного климата (http://www.raexpert.ru/ratings/credit_climate/method/). Ключевые источники информации: данные МВФ, Всемирного банка, ЕЦБ, Банка Португалии, Euronext Lisbon, «Эксперт РА».

Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства впервые был присвоен рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) 11.10.2013. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении рейтингуемого лица (объекта рейтингования) был опубликован 13.11.2014. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 18.11.2015. Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства не был инициирован объектом рейтингования, объект рейтингования не принимал участие в присвоении рейтинга и Агентство не получало вознаграждение за свои услуги. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) дополнительные (отличные от присвоения и поддержания рейтинговой оценки) услуги.

Рейтинг присвоен по национальной шкале, если не оговорено иное. Присвоенный рейтинг и прогноз не содержат ограничений, в том числе касающихся качества имеющейся в распоряжении агентства информации. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) дополнительные (отличные от присвоения и поддержания рейтинговой оценки) услуги.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ответственный аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинговую оценку, члены комитета выразили свои мнения и предложения в рамках утвержденной методологии присвоения данного типа рейтинга. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинговые оценки выражают мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» www.raexpert.ru.