Рейтинговые действия, 23.09.2015

«Эксперт РА» понизил Украине суверенный рейтинг до уровня С и рейтинг кредитного климата до уровня С в национальной валюте
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 23 сентября 2015 года.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило Украине рейтинг кредитоспособности суверенного правительства до уровня С (Неудовлетворительный уровень кредитоспособности) в иностранной и национальной валютах. Ранее у Украины действовал рейтинг кредитоспособности суверенного правительства на уровне ССС- (Низкий уровень кредитоспособности) в иностранной валюте и СС (Очень низкий уровень кредитоспособности) в национальной валюте. Рейтинг кредитного климата страны в национальной валюте был понижен до уровня С (Неудовлетворительное качество кредитного климата). Ранее у Украины действовал рейтинг кредитного климата в национальной валюте на уровне СС (Очень низкий качество кредитного климата). Рейтинг кредитного климата страны в иностранной валюте был подтвержден на уровне С (Неудовлетворительное качество кредитного климата).

Снижение уровня рейтингов связано со списанием основной суммы долга в размере 20% в рамках реструктуризации государственных и гарантированных государством еврооблигаций с общей основной суммой примерно 18 млрд. долларов США и неопределённостью источников погашения иных краткосрочных государственных обязательств. При этом принятый весной 2015 г.  на Украине закон позволяет властям страны объявить мораторий на погашение долга. «Длительный внутренний военный конфликт и высокая политическая нестабильность стали причинами существенного ухудшения экономических показателей Украины. По прогнозам МВФ, реальный ВВП сократится в 2015 г. на 7%, инфляция в 2015 г. составит 27%, отношение государственного долга к ВВП - 105%,   к доходам бюджета 244%. В таких условиях кредитоспособность Украины полностью зависит от внешней финансовой поддержки, что было выделено в качестве стресс-фактора», ? отмечает аналитик по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Елизавета Вем.

В качестве сдерживающих факторов по рейтингам аналитики выделили высокий уровень долговой нагрузки правительства (по итогам 2014 г. ВГД/ВВП = 71%, ВГД/доходы бюджета = 174%, по итогам 2015 г. ожидается рост на 34 п.п. и 70 п.п.), высокий уровень краткосрочной долговой нагрузки правительства (по итогам 2014 г. краткосрочный долг/ВВП = 57%, краткосрочный долг/доходы бюджета = 139%), низкое покрытие государственного долга золотовалютными резервами (по итогам 2014 г. ЗВР/ВГД = 10,7%, ЗВР/краткосрочный долг = 13,4%) и наличие свидетельств учета государственного долга в качестве корпоративных обязательств. Кроме того, аналитики отметили умеренно высокий уровень безработицы и ее рост (по итогам 2014 г. - 9,7%, показатель вырос на 2,2 п. п. за 2012-2014 гг.) и сокращение численности населения (на 5,4% за 2012-2014 гг.). Банковская система страны характеризуется сокращением активов (отношение активов банков к ВВП по итогам 2014 г. сократилось на 3 п.п. по сравнению с 2013 г.) и объемов банковского кредитования частного сектора (отношение объема кредитов, выданных банками частному сектору, к ВВП снизилось на 6,2 п. п. за 2012-2014 гг.), высокой долей проблемных кредитов в общем объеме кредитов и ее ростом (по итогам 2014 г. 19%, за 2012-2014 гг. показатель вырос на 2,5 п. п.), убыточностью деятельности (по итогам 2014 г. среднее ROA = -4,1%), снижением среднего уровня достаточности капитала банков (с 15,1% по итогам 2013 г. до 11,2% по итогам 2014 г.). Помимо этого, аналитики отметили в качестве сдерживающих факторов невысокий уровень развития фондового рынка, умеренно низкий уровень национальных сбережений и их сокращение (по итогам 2014 г. национальные сбережения/ВВП = 5,6%, показатель сократился на 7 п. п. за 2012-2014 гг.).  Кроме того, аналитики отметили  невысокий уровень конкурентоспособности экономики (итог по счетам товаров и услуг в платежном балансе к ВВП в 2014  г. сосотавил -4,1%), невысокий уровень ВВП  по ППС на душу населения и его снижение (8,6 тыс. долл. по итогам 2014 г. и 9,1 тыс. долл. по итогам 2013 г.), низкий уровень институционального развития государства. Особое негативное влияние на уровень  рейтинга кредитного климата оказали высокий уровень корпоративных банкротств (в результате банкротства 44 банков в 2014-2015 гг. банковская система Украины потеряла 200 млрд. грн., или почти 9% ВВП страны), волатильность реальных процентных ставок и умеренно высокая премия за риск (разница между ставками по кредитам и депозитам по итогам 2014 г. составила 5,6 п. п.). Кроме того аналитики отмечают умеренно высокую долговую нагрузку частного сектора (по итогам 2014 г. долг частного сектора/ВВП составил 152%), волатильность крупнейших индексов акций (индекс акций ПФТС вырос за 2014 г. на 29%, но снизился на 14,5% за январь-август 2015 г.), невысокое качество деловой среды (96 место в рэнкинге Doing Business из более 180 стран) и невысокий уровень защиты прав инвесторов (109 место в рэнкинге Protecting Investors (Doing Business) из более 180 стран).

Также аналитики выделяют высокие риски невыполнения страной обязательств в иностранной валюте: ослабление  национальной валюты  (за 2014 год  курс украинской гривны снизился почти в два раза), наличие ограничений на совершение операций с иностранной валютой,  высокая доля импорта в структуре экономики (по итогам 2014 г. объем импорта/ВВП = составил 53%), отрицательное сальдо суммы текущего, капитального и финансовых счетов платёжного баланса в 2014 г., низкое покрытие государственного валютного долга золотовалютными резервами.

Позитивное влияние на рейтинг оказали умеренно высокий объем банковской системы (по итогам 2014 г. активы банков/ВВП составили  84%) и ее низкая концентрация на трех крупнейших банках (порядка 35% от всех банковских активов), умеренно высокий уровень банковского кредитования частного сектора (по итогам 2014 г. объем кредитов, выданных банками частному сектору, к ВВП составил 64%).  Также аналитики выделили в качестве позитивных факторов приемлемо низкий уровень дефицита бюджета (-4,5% к ВВП по итогам 2014 г.), широкие возможности для приватизации, умеренно высокую диверсификацию структуры экономики. При анализе кредитного климата страны был также отмечен приемлемый набор инструментов на финансовом рынке (всего в Украине существует 10 бирж, на которых торгуются основные финансовые инструменты).

По данным МВФ, по итогам 2014 года ВВП Украины составил 1,6 трлн. грн., размер валового государственного долга по итогам 2014 года – 1,1 трлн. грн. По прогнозам МВФ,  в 2015 году ВВП страны составит 1,8 трлн. грн., размер валового государственного долга – 1,9 трлн. грн.

Контактное лицо для прессы: и.о. руководителя PR-службы Васекина Наталья, тел.: (495) 617-0777, pr@raexpert.ru

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности суверенного правительства и кредитного климата (http://www.raexpert.ru/ratings/sovereign_ratings/method/). Ключевые источники информации: данные МВФ, Всемирного банка, Национального банка Украины, Министерства финансов Украины, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Украины, «Эксперт РА».

Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства впервые был присвоен рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) 14.03.2013. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении рейтингуемого лица (объекта рейтингования) был опубликован 18.06.2014. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 18.09.2015.  Рейтинг кредитоспособности суверенного правительства не был инициирован объектом рейтингования, объект рейтингования принимал участие в присвоении рейтинга и Агентство не получало вознаграждение за свои услуги.

 ID релиза: 7346

Рейтинг присвоен по национальной шкале, если не оговорено иное. Присвоенный рейтинг и прогноз не содержат ограничений, в том числе касающихся качества имеющейся в распоряжении агентства информации. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу (объекту рейтингования) дополнительные (отличные от присвоения и поддержания рейтинговой оценки) услуги.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ответственный аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинговую оценку, члены комитета выразили свои мнения и предложения в рамках утвержденной методологии присвоения данного типа рейтинга. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинговые оценки выражают мнение рейтингового агентства «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями, прямо или косвенно связанными с рейтинговой оценкой, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в рейтинговом отчете и пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинговой оценки, является официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» www.raexpert.ru.