Москва, 17 февраля 2016 г.
Несмотря на заметное снижение средних показателей закупочной деятельности компаний, в 2015 году объем рынка ЭТП продемонстрировал номинальный рост (около 10%), говорится в исследовании «Электронные торговые площадки в России: кто есть кто?», подготовленном рейтинговым агентством «Эксперт РА». Более того, кризис ускорил расширение клиентской базы, а также рост проникновения услуг электронных площадок в сегменте B2B.
Согласно исследованию, в 2015 году электронный рынок B2B продолжил рост. По данным операторов ЭТП, в 2015 году объем рынка вырос примерно на 10% за счет роста объема регулируемых корпоративных закупок. Ключевым фактором роста рынка аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» называют увеличение клиентской базы заказчиков электронных площадок, а также увеличение доли закупок, проводимых компаниями в электронной форме. «Доля крупнейших корпоративных заказчиков, внедривших закупки в электронной форме, выросла в 2015 году на 9 п. п. и достигла 77,4%. При этом большинство таких компаний проводят в электронной форме более 50% своих закупок», - отмечает Дмитрий Миндич, ведущий аналитик департамента аналитики и консалтинга «Эксперт РА».
Согласно исследованию, рынок услуг ЭТП в сегменте закупок крупнейших корпоративных заказчиков близок к насыщению. Менее 40% компаний из топ-200 рейтинга крупнейшего бизнеса RAEX-600 не использовали закупки в электронной форме по состоянию на начало декабря 2015 года. Подавляющее большинство таких заказчиков - частные компании нересурсоемких отраслей (оптовая и розничная торговля, банкинг, страхование, ИТ, интернет), которые являются наиболее «трудными» клиентами для операторов ЭТП.
Аналитики «Эксперт РА» отмечают, что спад инвестиционной и деловой активности, вызванный кризисом, практически не повлиял на предложение и уровень конкуренции поставщиков на электронном рынке B2B, но предстоящий отбор операторов ЭТП для проведения торгов по 223-ФЗ может привести к уходу с рынка услуг ЭТП ряда заметных игроков. Закупки субъектов 223-ФЗ, согласно данным анкетирования операторов ЭТП, в среднем составляют порядка 61% оборота торгов, проводимых на крупнейших независимых площадках. Подавляющее большинство крупных независимых операторов, за единичными исключениями, лишатся 2/3 и более оборота проводимых на их ЭТП торгов в случае непрохождения отбора.
Контакты для СМИ, тел.: (495) 617-0777, pr@raexpert.ru
Таблица. Лучшие ЭТП по уровню удовлетворенности корпоративных заказчиков качеством их услуг
Позиция в рэнкинге (позиция в 2014 году) | ЭТП | Средневзвешенная оценка респондентов, имевших опыт сотрудничества в качестве заказчика с данной ЭТП (1 балл – минимальная оценка, 10 баллов – максимальная оценка)* | Доля в общей численности оценок, %** | Итоговый балл (средневзвешенная оценка с учетом доли в общей численности оценок) |
1 (2) | Центр электронных торгов B2B-Center | 9,2 | 21,3 | 2,0 |
2 (1) | Торговый портал «Фабрикант» | 8,5 | 17,8 | 1,5 |
3 (4) | Единая электронная торговая площадка (Росэлторг) | 7,7 | 13,6 | 1,0 |
4 (3) | Автоматизированная система торгов «Сбербанк-АСТ» | 8,6 | 11,8 | 1,0 |
5 (6) | АО «OTC» | 8,7 | 11,2 | 1,0 |
6 (9) | ТЗС Электра | 8,8 | 9,4 | 0,8 |
7 (-) | ЭТП ONLINECONTRACT | 9 | 3,5 | 0,3 |
8 (7) | ООО «ТендерПро» | 6,5 | 2,9 | 0,2 |
9 (8) | Аукционный конкурсный дом | 5,6 | 2,9 | 0,2 |
10 (7) | Система электронных торгов (www.zakazrf.ru) | 6,8 | 2,3 | 0,2 |
11 (-) | Биржа «Санкт-Петербург» | 8,8 | 1,7 | 0,1 |
12 (-) | SETonline | 7 | 1,1 | 0,1 |
13 (11) | ЭТП ГПБ | 6 | 1,0 | 0,1 |
* В том числе в рамках проведения тестовых закупок. ** Респонденты могли поставить оценку любому количеству ЭТП, с которыми имели опыт сотрудничества.
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования компаний