Рейтинговые действия, 18.06.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Удмуртской Республики на уровне ruBBB-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 18 июня 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (27,0% в ВРП), обрабатывающие производства (20,5%). Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. В структуре обрабатывающих производств преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2019 года оценивается на уровне 646,4 млрд рублей, что соответствует уровню 2018 года в сопоставимых ценах. Показатели благосостояния находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 429,8 тыс. рублей, уровень безработицы – 4,3%, что на 0,5 п.п ниже уровня 2018 года и на 0,3 п.п. ниже среднероссийского. Давление на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень демографической нагрузки, отрицательная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020, по оценке, составил 0,824, что выше среднероссийского показателя. Численность населения региона на 01.01.2020 составила 1501,0 тыс. человек, что на 1,0% ниже, чем на 01.01.2019. Основными причинами снижения численности населения является естественная и миграционная убыль. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год, по оценке, составил 92,1 млрд рублей и продемонстрировал снижение на 1,1% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах. Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 14,3%.

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость республиканского бюджета от трансфертов из федерального бюджета. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов региона составила 71,2%, что на 3,8 п.п. ниже, чем в 2018 году. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 37,4%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 30,9%, акцизы – 11,4%, налог на имущество организаций – 11,4%. Налоговая база республики имеет концентрированную структуру: на долю крупнейшего налогоплательщика приходится 12,5% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 10,2% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 4,7%, а трансферты из федерального бюджета на 24,7%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+13,3%), акцизам (+12,7%), налогу на имущество организаций (+7,5%). Рост поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения связан с развитием малого и среднего предпринимательства в регионе, поступления по акцизам выросли в результате увеличения  размера ставок акцизов на нефтепродукты и поступлением акцизов на алкогольную продукцию в целях  компенсации снижения доходов в связи с исключением движимого имущества из объектов налогообложения, по налогу на имущество организаций – за счет уплаты авансовых платежей государственными и муниципальными учреждениями республики. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субсидиям (+91,0%) и иным межбюджетным трансфертам (+39,3%). Рост по трансфертам связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов. 

Расходы региона в 2019 году выросли на 16,1% по сравнению с 2018 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 75,1% или 62,3 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 18,5%, на общегосударственные вопросы – 2,9%, другие расходы – 3,5%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: национальная экономика (+31,0%), ЖКХ (+37,9%), здравоохранение (+29,7%), образование (+15,2%), социальная политика (+7,4%). Рост расходов связан с повышением заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы; реализацией мероприятий национальных проектов с привлечением средств федерального бюджета и проекта «Большой ремонт» социальных объектов; индексацией социальных выплат гражданам республики, изменением числа получателей социальных выплат и льгот; увеличением расходов за счет средств дорожного фонда республики.

Региональный бюджет на протяжении двух лет, с 2017 по 2018 годы, исполнялся с «техническим» профицитом. В 2019 году бюджет был исполнен с дефицитом в размере 2,3 млрд рублей или 4,0% от ННД, который был покрыт за счет остатков средств бюджета и иных источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, в том числе поступлений от продажи акций, находящихся в государственной собственности. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 4,8 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций, облигационный заём, остатки средств бюджета и иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.

Долговая нагрузка региона по-прежнему остается на высоком уровне. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 80,2%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 46,0 млрд рублей. В течение 2019 года долг региона снизился на 1,0 млрд рублей. Но уже по итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 50,7 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 81,2%. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на 01.01.2020 сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 42,3%, банковских кредитов – 41,8%, облигационных займов – 15,9%. Высокая концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 41,8%). График погашения обязательств оценивается как некомфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.05.2020 составляет 30,9% от совокупного долга региона. В регионе все еще отмечается высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2019 год составило 3,8% несмотря на то, что расходы региона на обслуживание долга в 2019 году снизились на 111,4 млн рублей.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2019 года составил 80,7 млрд рублей, объем расходов – 82,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.12.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023