Рейтинговые действия, 16.07.2021

«Эксперт РА» пересмотрел рейтинг «НПК ОВК» по обновлённой методологии и присвоил рейтинг на уровне ruBB- и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 16 июля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг компании «НПК ОВК» по обновлённой методологии и присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании на уровне ruBB- и изменило прогноз на стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruBB с негативным прогнозом.

ПАО «НПК ОВК» (далее «НПК ОВК», Группа) является железнодорожным холдингом в сфере инжиниринга, производства, транспортных услуг, а также сервисного обслуживания грузовых вагонов нового поколения - с нагрузкой на ось 25 тс. Реализация вагонов и комплектующих занимает 91% в структуре выручки по итогам 2020 г. (далее – отчётный период).

Агентство выделяет умеренный фактор поддержки со стороны собственников – ПАО Банк «Финансовая корпорация Открытие» (БФКО) и Банк «Траст» (ПАО). Выделение фактора поддержки обусловлено прецедентом оказания финансовой поддержки в прошлом, среди основных мер можно выделить: увеличение кредитной линии, рефинансирование, отсрочка уплаты по кредитам, регулярное предоставление писем о неприменении прав на досрочное истребование кредитов в связи с нарушением ковенантов.

Риск-профиль отрасли оценивается на умеренном уровне. Группа ведёт свою деятельность в сегменте промышленного производства вагонов, устойчивость к внешним шокам которого оценивается на низком уровне. Во многом это обусловлено текущей динамикой производства компаний отрасли, которое оказалось под давлением как экономических шоков мирового пандемийного кризиса 2020 года, так и продолжающегося профицита подвижного состава на сетях РЖД, наблюдавшегося с 2019 года.  Погрузка и грузооборот в 2020 году снизились на 2.7% и 2.2%, что создало дополнительные предпосылки к снижению потребностей в новых вагонах на фоне снижения грузовой базы. В 2020 году профицит парка на сетях РЖД усилился и, по данным Группы, оценивался в 118 тыс. вагонов. В таких негативных рыночных условиях объем производства вагоностроителей сократился на 24%, объем производства «НПК ОВК» сократился на 20%. По данным ИПЕМ объем выпуска вагонов в России продолжит падение в 2021 г., достигнув 43-48 тыс. единиц. Тем не менее, агентство отмечает повышенную устойчивость Группы среди других производителей в отрасли благодаря специализации «НПК ОВК» в производстве вагонов с повышенной нагрузкой на ось при усилении диверсификации в пользу наименее профицитного типа подвижного состава – специализированного. По мнению агентства, в текущих рыночных условиях вагоны с повышенной нагрузкой на ось являются более востребованными по сравнению с типовым подвижным составом, поскольку позволяют увеличивать погрузку грузоотправителям в условиях ограниченности инфраструктуры РЖД в части пропускных способностей Восточного полигона. Об этом же свидетельствует увеличение доли вагонов на тележке 25 тс в общей структуре реализации с 35% в 2019 г. до 44% в 2020 г. Помимо увеличенной грузоподъемности инновационные вагоны также обладают специальными схемами тарификации порожнего пробега, увеличенными межремонтными интервалами и гарантийным плечом. Барьеры для входа в отрасль оценивается на высоком уровне, при этом агентство отмечает в числе конкурентных преимуществ лидирующие позиции «НПК ОВК» в отрасли и в сегменте вагонов с повышенной нагрузкой на ось, в частности, в котором Группа обладает уникальными разработками. Также действует собственное интегрированное конструкторское бюро, литейные мощности. Возможности появления сопоставимого конкурента оценивается на низком уровне.

Рыночные и конкурентные позиции Группы оцениваются на умеренно-позитивном уровне. «НПК ОВК» стабильно занимает 1-ое место в России и 2-е в мире по объемам производимой продукции. По итогу 2020 г. на долю Группы приходится 27% по объемам выпуска на рынке пространства 1520 и 30% по объемам реализации. Структура производимой продукции диверсифицирована – в 2020 году 61% производства пришлось на полувагоны (46% по итогам 2019 г.), доля хопперов составила 24% (35% по итогам 2019 г.), прочего специализированного подвижного состава 15% (14% по итогам 2019 г.). Вся продуктовая линейка Группы представлена вагонами с повышенной нагрузкой на ось. Сдерживающее влияние на оценку рыночных и конкурентных позиций оказывает умеренно-низкий уровень контрактной базы, который обеспечивает Группу поставками только до середины 2022 года. Специфика рынка обусловливает высокую концентрацию структуры покупателей – на долю ПАО «ГТЛК» приходилось 48% выручки от сегмента «Производство» в 2019 году и 77% в 2020 году. Риск повышенной концентрации от одного контрагента во многом нивелируется уникальными позициями Группы в сегменте производства инновационных вагонов, что делает «НПК ОВК» труднозаменимым поставщиком для лизинговой компании.

Блок финансовых рисков оказывает негативное влияние на уровень кредитного рейтинга Группы. Финансовые результаты 2020 года оказались лучше первоначальных ожиданий агентства, даже несмотря на негативные рыночные условия. Группа продолжила реализацию активов из сегмента «Аренда», решение о прекращении которого было принято в 2019 г. Группа сумела адаптировать объемы производства в соответствии с планами по продажам вагонов из выбывающего сегмента и рыночным спросом, что в совокупности позволило ограничить потребности в оборотном капитале, и увеличении долга.  При этом показатель EBITDA с учётом результатов от прекращающейся деятельности увеличился на 10%. В результате этих факторов долговая нагрузка осталась практически без изменений – соотношение чистый долг к EBITDA составило 4.8х, что по-прежнему выше бенчмарков агентства в 4.5х для негативной оценки. Рентабельность по EBITDA снизилась на 1 п.п., составив 17%. Агентство по-прежнему негативно оценивает рыночные перспективы отрасли в перспективе ближайших 2-3 лет. Сложившийся профицит подвижного состава может продлиться вплоть до 2023 года включительно, поскольку потребность в вагонах остаётся небольшой. При профиците на рынке вагонов на 31.12.2020 на уровне около 118 тыс. ед., Минпромторг РФ прогнозирует среднегодовой объем списаний грузовых вагонов в 2021-2031 гг. на уровне 27.5 тыс. вагонов в год. Вследствие этого агентство не ожидает увеличение объемов реализации вагонов Группы в среднесрочной перспективе в условиях устойчивого профицита подвижного состава, малых объемов списаний и отсутствия решительных стимулирующих мер от государства. Давление на долговую нагрузку также будет оказывать неопределённость вокруг увеличения цен на металлопродукцию, которые с октября 2020 г. до июня 2021 г. демонстрировали двукратный рост. Рост цен на металл создаёт дополнительную нагрузку на себестоимость производства и повышенный риск снижения рентабельности производимой продукции. Особенно негативно этот фактор может сказаться на рентабельности реализации вагонов, цены по которым были законтрактованы до начала роста цен на сырьё. С учётом этих факторов агентство не ожидает снижения показателя чистый долг/EBITDA ниже 6.0х в перспективе ближайших 3 лет, в то время как рентабельность по EBITDA ожидается в пределах 9-15%.

Высокий уровень долговой нагрузки также способствовал небольшому уровню показателя EBITDA/процентные расходы, который в 2020 г. составил 2.4х. Ликвидность Группы оценивается негативно из-за большого объема краткосрочных кредитов и займов и затяжного генерирования отрицательных операционных денежных потоков. По состоянию на 31.12.2020 58% долга были представлены краткосрочными обязательствами. В течение 2021 г. Группа перенесла существенные выплаты по краткосрочным кредитам и займам на более отдалённую перспективу, чему во многом способствовала поддержка от одновременно крупнейших акционеров и кредиторов Группы - БФКО и Банк «Траст» (ПАО). Несмотря на это, объем погашений в 2021 г. по-прежнему существенно превышает показатель EBITDA за отчётный период. Оценка рыночных рисков ограничивается дисбалансом в части денежных оттоков и притоков, поскольку 15% используемого сырья и материалов имеют валютную привязку, в то время как на долю экспорта приходится 3%. В то же время, валютный риск оценивается агентством как нейтральный и агентство не ожидает его реализации.

Агентство положительно оценивает качество корпоративного управления компании, отмечая прозрачность деятельности, высокую эффективность Совета директоров и Правления. При этом агентство отмечает наличие комитетов при Совете директоров для решения наиболее важных вопросов. Риск-менеджмент позитивно оценивается агентством благодаря наличию собственного подразделения рисков в компании, а также наличию внутреннего и внешнего аудита.

По данным консолидированной отчетности ПАО «НПК ОВК» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2020 составляли 98 млрд руб., капитал – -15 млрд руб. Выручка по итогам года составила 80 млрд руб., чистая прибыль – -22 млрд руб..

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ПАО «НПК ОВК» был впервые опубликован 28.12.2016. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 17.07.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «НПК ОВК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «НПК ОВК» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «НПК ОВК» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023