Рейтинговые действия, 28.07.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Воронежской области на уровне ruАА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 28 июля 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Воронежской области на уровне ruАА. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Воронежская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. Экономика области имеет диверсифицированную индустриально-аграрную структуру. Реальный сектор экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство) занимает более 40% общего объема экономики. Сектор непроизводственных услуг (оптовая и розничная торговля, услуги в сферах недвижимости, транспортировки и хранения, гостиниц и общепита, информации и связи, страхования) составляет почти 40%, причем, с преобладанием вида деятельности «Торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов».  

Социально-экономическое положение региона оценивается агентством позитивно. Объем ВРП в 2020 году (далее – отчетный год) составил, по оценке региона, 1,0 трлн рублей, что в сопоставимых ценах почти на 3% ниже уровня 2019 года. По итогам 2021 года регион ожидает рост ВРП до 1,1 трлн рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные коронавирусной пандемией, в регионе в 2020 году наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства составил 103,8%. В январе-мае 2021 года промышленное производство области характеризовалось сохранением положительных темпов роста – индекс промышленного производства составил 112,9%. Рост производства обеспечен положительной динамикой во всех основных отраслях промышленной специализации: в добыче полезных ископаемых (+2,1%), обрабатывающих производствах (+15,3%), обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха (+4,9%), водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности (+7,8%). В обрабатывающих производствах опережающими темпами развивались производство одежды, производство машин и оборудования, обработка древесины и производство изделий из дерева.

Показатели благосостояния региона характеризуются высоким уровнем, что положительно влияет на рейтинговую оценку: ВРП на душу населения по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 434,2 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,3%. По итогам 2021 года регион ожидает снижение уровня безработицы до 4,1%. На умеренно положительном уровне оценивается среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП, которое за 3 последних года составило 23,4 %. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) на протяжении последних трех лет остается на довольно высоком уровне, по итогам 2020 года, по данным региона, он составил 205,9 млрд рублей, что на 17,3% ниже уровня 2019 года в действующих ценах. Уменьшение обусловлено снижением деловой активности, приостановкой реализации новых инвестиционных проектов на фоне коронакризиса. По итогам 2021 года ожидается рост инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) до 224,6 млрд рублей, но докризисных значений достигнуто еще не будет. На территории региона действуют ТОСЭР «Павловск», ОЭЗ ППТ «Центр», индустриальные парки «Масловский», «Бобровский», «Лискинский», «Перспектива», «Воронеж», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 2305,6 тыс. человек и за последние три года сократилась на 1,2%. Сокращение численности в последние годы происходит на фоне убыли рождаемости, в связи с вхождением в фертильный возраст женщин, родившихся в период 90-х годов ХХ века. Коэффициент демографической нагрузки составил 0,805 на отчетную дату.

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета области по итогам 2020 года составила 65,6%, что на 5,2 п. п. ниже уровня 2019 года, в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам 2021 года ожидается рост доли до 66,8%, при этом докризисные значения показателя будут еще не достигнуты, ранее доля ННД в доходах региона превышала 70%. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 21,1% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты в 1,5 раза, ННД на 12,3%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно низкая: доля крупнейшего налогоплательщика по итогам 2020 года составила 14,8% в налоговых доходах, что на 5,6 п. п. выше уровня 2019 года. Увеличение доли связано со значительным ростом поступлений налогов на прибыль и на имущество организаций в результате роста налогооблагаемой базы за счет положительной курсовой разницы и ввода в конце 2019 года в промышленную эксплуатацию нового энергоблока на Нововоронежской АЭС-2. По состоянию на 01.07.2021 доходы бюджета региона выросли на 15,5% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 21,7%, трансферты на 1,6%. В структуре налоговых доходов наблюдается рост поступлений по всем бюджетообразующим налогам, кроме того, поступления шести месяцев 2021 года превышают поступления аналогичного периода допандемийного года. По итогам 2021 года ожидается снижение доходов бюджета на 2,6%, что обусловлено прогнозируемым сокращением трансфертов из федерального бюджета почти на 6% и поступлений по ННД на 0,8%. Сокращение ННД связано с зачислением в 2020 году разовых платежей по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц. В сопоставимых условиях (без учета разовых платежей 2020 года) ННД на 2021 год запланированы с ростом к 2020 году.

Расходы региона за 2020 год выросли на 19,2% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 93,1 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 25,9%. По итогам шести месяцев 2021 года расходы областного бюджета выросли на 5,2% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 40,7 млрд рублей, что на 4,0% выше января-июня 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение, которое составило 0,8 п. п. В структуре расходов по итогам первого полугодия текущего года произошли некоторые изменения. Так, в связи с сокращением расходов по здравоохранению (на 16,2%) произошло снижение их удельного веса в общем объеме расходов на 3,5 п. п. Значительный рост доли расходов наблюдается по социальной политике, их удельный вес вырос на 3,2 п. п.

Региональный бюджет в 2017-2020 гг. исполнялся с профицитом, что оказывает позитивное влияние на рейтинговую оценку. Профицит в 2020 году составил 6,3 млрд рублей или 6,7% ННД. Исполнение бюджета в 2021 году планируется с дефицитом в размере 10,4 млрд рублей или 11,1% ННД, который соответствует Бюджетному кодексу РФ и будет носить технический характер, поскольку обеспечен в основном остатками собственных средств на счетах.  

Долговая нагрузка региона на 01.01.2021 оценивается как низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 17,7 млрд рублей, долговая нагрузка 18,7%. В отчетном году регион снизил объем государственного долга на 35,6%, долговая нагрузка снизилась на 13,9 п. п., в том числе в результате роста ННД. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован полностью из бюджетных кредитов. По итогам 2021 года увеличение долга не ожидается, прогнозируется незначительное его снижение на 3,4%, в результате чего долговая нагрузка сократится до 18,2%.  Эффективное управление долгом обуславливает невысокий уровень расходов на его обслуживание – 0,1% ННД. Область имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, доступный запас по кредитным линиям (27,8 млрд рублей на горизонте 12 мес. после 01.07.2021).  

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 143,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 137,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Воронежской области был впервые опубликован 19.03.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.02.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамент финансов Воронежской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Воронежской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Воронежской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023