Рейтинговые действия, 12.01.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Евросиб СПб-ТС» на уровне ruBBB+ и отозвал его
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 12 января 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Евросиб СПб-ТС» на уровне ruBBB+ со стабильным прогнозом и отозвало его в связи с истечением срока действия.

АО «Евросиб СПб-ТС» (далее компания) - железнодорожный оператор, действующий преимущественно на территории РФ. При анализе Агентство присваивало рейтинг АО «Евросиб СПБ-ТС» по консолидированной финансовой отчётности ООО «Евросиб-ТЛБ» - материнской структуры компании в силу единой службы казначейства и высокой значимости операционного актива для материнской структуры. По состоянию на 30.06.2021 парк подвижного состава в управлении компанией составлял 14 тыс. вагонов и был представлен следующими основными видами: крытыми вагонами (27%), фитинговыми платформами (26%) полувагонами (23%), лесными платформами (21%).

По итогам 6 месяцев 2021 года объем погрузки составил 5.4 млн тонн, на уровне сопоставимого периода предыдущего года, но ниже объемов докризисных 6 месяцев 2019 года., когда погрузка составляла 6.1 млн тонн. Компания по-прежнему входит в ранговый рейтинг ТОП-30 Infoline, где удерживает 16-е место по объему грузооборота и по количеству парка в собственности среди железнодорожных операторов. В 2019 году компания провела замещение парка минераловозов в пользу фитинговых платформ, число которых с начала 2019 года выросло с 1 275 ед. до 3 661 ед. на 30.06.2021 Оперируя существенной долей специализированного подвижного состава, компания перевозит преимущественно лесные грузы (сырье и продукты переработки) и продукцию целлюлозно-бумажной промышленности (в совокупности на два этих сегмента приходится 36% погрузки за 1 пг. 2021), а также минерально-строительные грузы (20%) и уголь (14%). Основные устоявшиеся маршруты компании включают перевозки продукции деревообработки с Северо-Запада, угля с месторождений Кузбасса в порты балтийского бассейна, а также контейнерные перевозки из Китая в направлении центральных регионов РФ и Западной Европы, внутрироссийские перевозки из Москвы в Сибирский федеральный округ. В ходе 2021 года компания осуществляла развитие контейнерного блока бизнеса, в ходе которого были запущены ряд совместных предприятий в Европе с целью обеспечения мультимодального экспедирования «дверь-в-дверь» из Китая в Европу и обратно, произведены инвестиции в наращивание собственных терминальных мощностей в Орехово-Зуево и Новосибирске.

Риск-профиль отрасли оценивается Агентством как умеренный. Агентство отмечает риск потери рыночной доли в сегменте контейнерных перевозок, где компания по итогу 2020 года входила в топ-3 операторов. Сегмент контейнерных перевозок является одним из наиболее устойчивых среди других типов подвижного состава в силу фундаментально низкого уровня контейнеризации грузов относительно других стран, а также стабильно высоких темпов роста погрузки. За 2020 г. объем перевозок груженых контейнеров увеличился на 18%, за 9 месяцев 2021 г. рост составил 13% к уровню прошлого года при общих темпах падения и роста погрузки на сетях РЖД на -2.7% и +3.7% за соответствующие периоды. В то же время, Агентство отмечает значительные темпы обновления и пополнения парка фитинговых платформ, которые ускорились на фоне контейнерного бума. Ряд крупнейших железнодорожных операторов, среди которых АО «РЖД Бизнес-Актив» и ПАО «ПГК», заявили о намерениях выйти на рынок с приобретением до 10 тыс. платформ в 2022 г., текущий лидер рынка – ПАО «Трансконтейнер» – планирует приобрести дополнительно около 5-6 тыс. фитинговых платформ. Увеличение доли крупных игроков на рынке, особенно в случае увеличения доли на рынке через приобретение нового подвижного состава вместо действующего на сетях, создаёт риск снижения ставок оперирования в контейнерном сегменте, увеличения оборачиваемости вагонов в условиях дефицита транспортной инфраструктуры. Совокупность факторов способна ограничить рыночные позиции компании в этом сегменте. Вместе с тем, Агентство в целом оценивает барьеры входа в отрасль как повышенные по причине высоких требуемых капитальных затрат и компетенций для демонстрации операционных результатов на уровне рейтингуемого лица. Устойчивость к внешним шокам оценивается нейтрально Агентством в силу высокого объема подвижного состава в лизинге и существенной потребности в аренде контейнеров, которые способствуют высокому уровню постоянных затрат в ходе операционной деятельности. Это привело к тому, что рост выручки по итогу 2020 года не сопровождался ростом операционной прибыли, в то время как в противоположной ситуации размер операционной прибыли может оказаться под существенным давлением. Тем не менее, конъюнктура на основных рынках присутствия создаёт благоприятные предпосылки для увеличения объемов грузоперевозок, а низкий уровень порожнего пробега, соразмерный с лидерами отрасли, способствует повышенную устойчивости к ухудшению макроэкономических условий.

Клиентская база компании диверсифицирована – по итогам 2020 г. крупнейшими грузоотправителем группы был SIBUR International GmbH (8%), что оценивается как очень низкая концентрация заказчиков. Несмотря на стабильность структуры грузоотправителей и продолжительную историю отношений со многими из них, компания потенциально подвержена риску изменения объема грузоперевозки из-за недостаточно высокого уровня долгосрочной контрактации: доля заключенных сервисных или фиксирующих минимальное количество вагоноотправок контрактов невелика. Компания продолжает демонстрировать хорошие показатели загрузки парка: средневзвешенный уровень порожнего пробега по общему парку в управлении оценивается в 28%. Степень износа парка подвижного состава составляет 45%, что оценивается нейтрально по методологии Агентства.

В период 2019-2020 гг. профиль финансовых рисков компании сохранялся повышенным в силу снижения ставок оперирования и падения объемов грузоперевозок на фоне повышенной долговой нагрузки, обусловленной наращиванием парка фитинговых платформ, в том числе за счёт заёмных средств и договоров лизинга. По итогу 2020 года показатель долг к EBITDA продолжил рост с 3.5х до 4.0х, что ниже прошлогодних ожиданий Агентства на уровне в 4.3х. Агентство высоко оценивает потенциал снижения показателя долговой нагрузки в период 2021-2022 гг. до диапазона 3.0х -3.8х в силу очень позитивной ценовой конъюнктуры на рынке железнодорожного оперирования. В ходе 2021 года индекс спотовых ставок предоставления полувагона возрос более чем втрое с 705 руб/сутки в январе до 2 497 руб/сутки в декабре, что соответствует максимальным уровням, наблюдавшихся в 2019 году. Основное давление на оценку общей долговой нагрузки оказывает высокий объем плановых капитальных ремонтных работ, цикл исполнения которых придётся на период 2022-2024 гг. Это создаёт риск роста показателя Долг/(FFO-Maintenance CAPEX) до уровня 23.0х и выше в 2022 г., что негативно оценивается по методологии. Общий уровень процентной нагрузки оценивается Агентством как удовлетворительный. В 2020 году показатель EBITDA/Процентные расходы сократился до 2.5х, в дальнейшем предпосылки восстановления показателя оцениваются на низком уровне по причине общего роста ставок в экономике, наличия существенного объема обязательств с плавающей процентной ставкой. Рентабельность компании оценивается умеренно-положительно Агентством. За отчётный период рентабельность компании по EBITDA находилась на высоком уровне несмотря на снижение с 25% до 20% в результате увеличения арендных платежей по используемым контейнерам и увеличения лизинговых обязательств. Вместе с тем, ожидаемое снижение рентабельности по FCF (EBITDA за вычетом поддерживающих капитальных затрат и процентных расходов) с 2022 гг. оказывает сдерживающее влияние на фактор рентабельности. Оценка ликвидности компании ограничивается отсутствием дивидендной политики, что сужает возможности прогнозирования свободных денежных потоков.

Оценка профиля корпоративных рисков оценивается на умеренном уровне. Компания полностью контролируется одним собственником – Дмитрием Никитиным. Качество корпоративного управления сдерживает отсутствие совета директоров, правление не сформировано, последнее, при этом, фактически функционирует в нерегламентированном формате. Дивидендная политика не закреплена. Проработка стратегии находится на положительном уровне. Степень транспарентности компании ограничивается отсутствием раскрытия финансовых и операционных данных в открытом доступе.

По данным аудированной МСФО отчетности ООО «Евросиб-ТЛБ» активы компании на 31.12.2020 составляли 23.9 млрд руб., капитал – 6.9 млрд руб. Выручка по итогам 2020 года составила 17.5 млрд руб., чистая прибыль – 0.1 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Евросиб СПб-ТС» был впервые опубликован 21.02.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 12.01.2021.

Кредитный рейтинг был присвоен по российской национальной шкале.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Евросиб СПб-ТС», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Евросиб СПб-ТС» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Евросиб СПб-ТС» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023