Рейтинговые действия, 04.05.2023

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Удмуртской Республики на уровне ruBBB-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 4 мая 2023 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Удмуртской Республики на уровне ruBBB-, прогноз по рейтингу стабильный.

Удмуртская Республика (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на добычу полезных ископаемых (25,2% в ВРП), обрабатывающие производства (20,3%). Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. Одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики занимает добыча нефти. В структуре обрабатывающих производств преобладает металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Природно-климатические условия позволяют развивать многоотраслевое сельское хозяйство, производить продукты питания и сырье для перерабатывающей промышленности. Сельское хозяйство является неотъемлемой частью экономики региона.

Регион характеризуется умеренными размерными характеристиками: объем ВРП по итогам 2022 года (далее – отчетный год) по оценке региона, составил 909,8 млрд рублей, с ростом к уровню 2021 года на 0,2% в сопоставимых ценах. Положительная динамика ВРП в отчетном году была поддержана увеличением производства в промышленности (+3,0%), в том числе в добыче полезных ископаемых (+3,4%) и обрабатывающей промышленности (+4,5%), чему способствовал рост производства прочих транспортных средств и оборудования (+89,3%), производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки (+30,3%), готовых металлических изделий (+20,7%). Также прирост наблюдался в сельском хозяйстве (+4,5%) и розничной торговле (+0,4%). По итогам 2023 года ВРП ожидается выше уровня отчетного года на 0,8% в сопоставимых ценах, индекс промышленного производства на уровне 100,2%.

Положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2022 года, по расчетам агентства, составил 629,4 тыс. рублей, что выше уровня 2021 года на 11,3% в действующих ценах. Давление на рейтинговую оценку оказывают отрицательная динамика численности населения, низкое отношение инвестиций в основной капитал к ВРП и умеренно низкое среднее отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе, которое за последние три года составило 2,5. Среднедушевые денежные доходы населения региона в отчетном году увеличились на 12,5% к уровню предыдущего года и сложились в размере 31,1 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 12,4 тыс. рублей с 1 июня 2022 года. По итогам текущего года среднедушевые денежные доходы ожидаются на уровне 32,9 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена на 2023 год в размере 12,8 тыс. рублей. Численность населения на 01.01.2023 (далее – отчетная дата) с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года составила 1,4 млн человек и снизилась к уровню аналогичной даты прошлого года на 0,5%. Основной причиной снижения показателя является естественная убыль населения. Объем инвестиций в основной капитал в 2022 году снизился на 3,5% в сопоставимых ценах и составил 137,0 млрд рублей. Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года составило 15,7%. По итогам 2023 года данные инвестиции ожидаются с ростом к уровню отчетного года на 2,0% в сопоставимых ценах. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2022 года оценивается положительно. За последние 6 лет показатель сложился на рекордно низком уровне и составил 2,9%, что ниже уровня 2021 года на 1,6 п. п. Снижению безработицы в текущих условиях способствовала более быстрая, чем планировалось, адаптация предприятий региона к введенным ограничениям, а также возросшая потребность в кадрах крупных и средних промышленных предприятий, обеспечивающих выполнение государственного заказа, что позволило обеспечить занятость значительного числа населения.

Автономность регионального бюджета оценивается на умеренном уровне: доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) по итогам отчетного года снизилась 1,5 п. п. к уровню 2021 года и составила 62,9%. Доходы региона за 2022 год увеличились на 1,8%, в том числе безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ выросли на 3,7%, ННД сократились на 0,7% и были недовыполнены на 8,2%. В структуре ННД отрицательна динамика сложилась за счет снижения поступлений по налоговым доходам на 0,8%, в том числе по налогу на прибыль организаций на 30,0%, чему способствовало принятие на федеральном уровне изменений налогового законодательства в рамках мер поддержки нефтяной отрасли в условиях волатильности на сырьевых рынках, согласно которому на период 2022–2024 годов установлен особый (временный) порядок учета курсовых разниц при расчете налоговой базы по налогу на прибыль. Частичное снижение поступлений данного налога компенсировано увеличением поступлений по другим бюджетообразующим налогам, таким как налог на доходы физических лиц (+12,8%), акцизы (+20,0%), налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+33,1%) и пр. В структуре межбюджетных трансфертов положительная динамика сложилась по дотациям (+21,5%) и субсидиям (+24,2%), при этом по субвенциям и иным межбюджетным трансфертам наблюдалось снижение на 13,5% и 41,2% соответственно. Диверсификация налоговой базы региона по итогам 2022 года оценивается сдержано: на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 45,7% налоговых доходов бюджета региона. По итогам текущего года поступления по ННД регионом ожидаются в размере 70,3 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 6,3%.

Расходы региона в отчетном году сократились на 2,6% по сравнению с 2021 годом. В структуре расходов, как и ранее преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ и межбюджетных трансфертов в течение отчетного года было направлено 81,9 млрд рублей, что формировало 78,1% всех расходов региона. Доля социальных расходов увеличилась на 0,7 п. п., при этом в абсолютном выражении данные расходы сократились на 1,6%. Увеличению доли социальных расходов способствовало увеличение расходов на образование (+4,4%) и социальную политику (+8,2%), а также снижение расходов на национальную экономику (-13,9%). Гибкость расходной части бюджета республики оценивается агентством на умеренно высоком уровне, доля капитальных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2022 году увеличилась на 1,0 п. п. и составила 7,4%. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 100,5 млрд рублей, что ниже показателя отчетного года на 4,2%.

В 2022 году региональный бюджет был исполнен с профицитом, который составил 0,2 млрд рублей или 0,4% ННД. В 2023 году исполнение бюджета прогнозируется с дефицитом 0,8 млрд рублей или 1,2% ННД. Без учета задействования бюджетного инфраструктурного кредита исполнение бюджета ожидается бездефицитным.

Долг региона по итогам отчетного года увеличился на 9,0% по сравнению с 2021 годом и составил 68,7 млрд рублей, долговая нагрузка приросла на 9,2 п. п. и составляла 104,0%, что оказало негативное влияние на рейтинговую оценку. Увеличение долга обусловлено привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на замещение рыночных заимствований муниципальных образований региона. По итогам текущего года ожидается рост долга на 0,7% до 69,2 млрд рублей, долговая нагрузка уменьшится на 6,6 п. п. и составит 97,3% (без учета бюджетного инфраструктурного кредита). Рост долга в текущем году связан с привлечением бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, снижению долговой нагрузки будет способствовать ожидаемый рост поступлений по ННД. В долговом портфеле на 01.01.2023 преобладали бюджетные кредиты, доля которых составляла 92,7%, облигационные займы формировали 7,3% от совокупного долга региона. По итогам 2023 года ожидается изменение структуры долга: доля бюджетных кредитов будет составлять 91,5%, облигационные займы – 7,2% и банковские кредиты – 1,3% от объема долгового портфеля. График погашения обязательств оценивается позитивно, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2023 составляет 10,3% от совокупного долга региона, в течение 13–24 месяцев – 1,6%. Для регионального бюджета в отчетном году была характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД составило 1,2% или на 1,5 п. п. ниже уровня 2021 года, что оказало поддержку рейтинговой оценке. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 0,9%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.

Объем доходов бюджета региона по итогам 2022 года составил 105,2 млрд рублей, объем расходов – 104,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Удмуртской Республики был впервые опубликован 06.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.11.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 02.09.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Удмуртской Республики, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Удмуртской Республики принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Удмуртской Республике дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023