Банки, 21.03.2011

Интернет-банкинг: борьба за активного пользователя
Поделиться
Facebook Twitter VK


Содержание

 Скачать полный текст исследования

 

Резюме

Среди систем интернет-банкинга четко выделяются два сегмента: «стандартные», со скромными возможностями, ориентированные в первую очередь на разгрузку офисов банка от очередей, и «передовые», которые за счет более широкого функционала привлекают наиболее активных пользователей. Пока оба сегмента будут развиваться параллельно, и только через 3-4 года, когда проникновение интернет-банкинга с нынешних 5-6% достигнет 15-20%, «передовые» однозначно выйдут в лидеры по темпам роста.

Не более 15% систем интернет-банкинга способны конкурировать за активного интернет-пользователя. Сегодня на рынке представлено более 100 систем удаленного обслуживания, однако только 10-15% из них способны удовлетворить запросам продвинутых пользователей. Остальные системы ориентированы на более скромные потребности «зарплатников», не свободных в выборе банка и только осваивающих возможности онлайн-сервиса.

Число таких активных клиентов растет на 40-60% в год, и за них уже разворачивается борьба. Именно эти клиенты будут генерировать для банков комиссионные доходы, и если не сегодня, то в перспективе, когда уже люди не будут представлять себе жизнь без удобного онлайн-сервиса.

Создание системы интернет-банкинга собственными силами вряд ли оправдано: по функциональности и безопасности лидируют продукты специализированных банков и компаний. Делать ставку на собственные разработки стоит лишь крупным розничным банкам и монолайнерам (вроде расчетного Банка24.ру, ТКС, Океан-банка). Поставщиками программного обеспечения накоплен значительный опыт внедрения, при этом за счет конкуренции его стоимость снижается. Альтернативный вариант – присоединение к мультибанковской системе интернет-банкинга (HandyBank, Factura.ru). Благодаря этому даже небольшие банки имеют возможность приобрести систему интернет-банкинга с хорошим функционалом.

Наиболее развитые интернет-банкинги имеют шансы превратиться в платежные центры с десятками тысяч мерчантов. Передовые интернет-банкинги уже сейчас имеют свыше 1000 получателей платежей (мерчантов), и их число растет за счет перехода b2c компаний на работу через Интернет. По мере развития Интернета в регионах и появления новых типов компаний в сети список необходимых клиентам мерчантов будет только расширяться.

Интернет-банкинг предоставляет мощный инструмент индивидуального маркетинга, но пока банки его недооценивают. Онлайн-сервис дает банкам возможность в полной мере реализовать принцип «знай своего клиента». Появляется инструментарий для оперативной сегментации активных интернет-клиентов по предпочтениям, при этом не только финансовым. Кредитные организации могут разрабатывать и быстро информировать об индивидуальных предложениях по депозитам, кредитам и расчетным операциям.

Часть потенциальных клиентов отпугивает непрозрачность тарификация транзакций через интернет-банкинг. Большая часть тарифов доводится до сведения пользователей через отдельные разделы сайта, которые мало кто тщательно изучает перед принятием решения о транзакции. При этом часть комиссии берется получателем средств, что еще больше запутывает клиента. Уже есть прецеденты, когда государство принуждало участников рынка к прозрачности тарифов (эффективная ставка по розничным кредитам, комиссии в банкоматах). Если участники рынка интернет-платежей не решат эту проблему самостоятельно, государству, возможно, вновь придется вмешаться.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Прогноз кредитования малого и среднего бизнеса в России на 2021 год: выжившие

За 2020 год банки выдали субъектам МСБ кредитов на общую сумму 7,6 трлн рублей, что всего на 2 % ниж... 13.04.2021
Прогноз кредитования малого и среднего бизнеса в России на 2021 год: выжившие

Прогноз банковского сектора на 2021 год: на игле льготных кредитов

Пандемия коронавируса увеличила число добровольных ликвидаций банков. В результате по итогам 2020 го... 12.04.2021
Прогноз банковского сектора на 2021 год: на игле льготных кредитов

Итоги 2020-го и прогноз на 2021 год на рынке ипотеки: постковидная диета

В 2020-м ипотечный рынок превзошел рекорд 2018-го, достигнув 4,3 трлн рублей выдач. 31.03.2021
Итоги 2020-го и прогноз на 2021 год на рынке ипотеки: постковидная диета

Предварительные итоги российского рынка кредитования МСБ за 2020 год

Несмотря на то, что прошлый год оказался стрессовым для субъектов МСБ, банки выдали малому и среднем... 02.03.2021
Предварительные итоги российского рынка кредитования МСБ за 2020 год

Индекс здоровья банковского сектора на 1 января 2021 года

Значение индекса на уровне 91,0% на 01.01.2021 означает, что до 33 кредитных организаций (9,0% расче... 18.02.2021
Индекс здоровья банковского сектора на 1 января 2021 года
Вся аналитика