Лизинг и факторинг, 20.09.2013

Развитие рынка в 1 полугодии 2013 года
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

1.1. Объем и динамика рынка

Замедление рынка лизинга, начавшееся в 2012 году, переросло в падение в 1 полугодии 2013г. – объем новых сделок сократился на 17%. Объем нового бизнеса за январь-июнь 2013 года составил 594 млрд. руб. (таблица 1). Причиной снижения объемов рынка стало сокращение сделок в железнодорожном сегменте в 2 раза, суммарно прочие сегменты рынка выросли на 20%. При этом демпфирующую роль сыграл сегмент авиализинга – сделки в нем выросли за год в 7 раз, без его учета падение рынка составило бы около 32%. Сокращение рынка, очищенного и от сделок ж/д и от авиализинга, составляет 10,5%. Совокупный лизинговый портфель на 01.07.2013 составил 2,47 трлн. руб. (+17,6% по сравнению с 01.07.2012, годом ранее  +54%).

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 1 пол. 2009г. 2009г. 1 пол. 2010г. 2010г. 1 пол. 2011г. 2011г. 1 пол. 2012г. 2012г. 1 пол. 2013г. 2013г.

Объем нового бизнеса,

млрд руб.

90,1

315

255,5

725

530

1300

712

1320

594

1400 (оптим)

1190 (пессим)

Средняя сумма сделки, млн. руб.

6,1

8,1

7,7

10,6

11,2

12,1

11,2

9,2

8,2

-

Концентрация новых сделок на топ-10 компаний

50%

62,4%

66,5%

63%

65,3

-

Индекс розничности1

32,5

25%

22,5

24%

24

23%

23,5

28%

31%

-

Объем полученных лизин­говых платежей, млрд руб.

167,2

320

159

350

210

540

275

560

330

660

Объем профинанси­рован­ных средств, млрд руб.

57,2

154

152

450

310

737

290

640

290

690/535

Совокупный портфель лизинго­вых компаний,

млрд руб.

992

960

1037

1180

1360

1860

2100

2530

2470

3100/2800

Номинальный ВВП России, млрд руб. (по данным Росстата)

-

38807,2

-

46321,8

-

55798,7

-

62356,9

-

66515*

Доля лизинга в ВВП, %

-

0,8

-

1,6

-

2,3

-

2,1

-

2,1/1,8

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

*ФЗ N 216-ФЗ от 03.12.2012 "О федеральном бюджете на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Замедление темпов прироста сделок на рынке обусловлено и снижением темпов развития экономики страны. Бизнес в этих условиях, в первую очередь, снижает инвестиционную активность, сокращая спрос на приобретение новой техники и оборудования, что сразу же отражается и на рынке лизинга. По данным Росстата, инвестиции  в основной капитал за 1 пол 2013 г. сократились на 0,7% по отношению к 1 пол. 2012г., в то время как в 1 пол. 2012г. прирост к 1 пол. 2011г. составлял 12,2% 2.

«Нужно отметить еще один настораживающий аспект, - комментирует Дмитрий Ерошок, генеральный директор ЗАО «Сбербанк Лизинг». - Показатели финансово-экономического развития России за первое полугодие 2013 года свидетельствуют о том, что у значительной части российских предприятий снизились прибыль и темпы развития, а вместе с тем и уровень рентабельности производства. Это означает, что сроки окупаемости инвестиционных проектов значительно увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту рисков и повышению кредитных ставок, поскольку финансирование предоставляется на длительные сроки. В итоге увеличение сроков окупаемости проектов приводит к еще большему удорожанию стоимости их реализации».

«Сегодня в России нет таких серьезных инфраструктурных проектов, как подготовка к саммиту АТЭС и Олимпийским играм, для которых закупалось огромное количество дорожно-строительной техники, - добавляет Владимир Добровольский, директор по развитию бизнеса Государственной транспортной лизинговой компании. – При этом техника, использовавшаяся на крупных стройках последних лет, выходит на рынок по более низкой цене, чем новая. Это обусловливает стагнацию сегмента лизинга дорожно-строительной и строительной техники. Также сложно оптимистично оценить ситуацию в логистике, что, естественно, тормозит развитие лизинга автомобильной техники».

1.2. Лидеры рынка

В тройку лидеров рынка в 1 полугодии 2013 г. вошла компания «ТрансФин-М», при этом компания «Сбербанк Лизинг» поднялась с 3-го на 2-е место. Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» - 96,4 млрд руб. (приложение 1). В совокупности на тройку лидеров пришлось около 40% от всего объема нового бизнеса (37% в 2012г., 43% в 2011г, 41,1% в 2010г.).

Концентрация на рынке в 1 полугодии 2013 года значительно сократилась, вернувшись к уровню двухлетней давности: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 16,2% (в 1 пол. 2012г. – 31%, в 1 пол. 2011г. – 16%, в 1 пол. 2010г. – 11,8%). Доля 10 крупнейших компаний изменилась менее значимо – на них пришлось 63% новых сделок (в 2012 – 67,4%, в 2011 – 68,5%, в 2010– 56,8%).

В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: доля государственных лизинговых компаний (игравших при этом ведущую роль в железнодорожном сегменте) сократилась на 15 п.п., доля остальных компаний, наращивавших в этот период объемы сделок, существенно увеличилась (график 1).

 

 

1.3. Распределение сделок по регионам и сегментам

Аналогично изменениям в структуре сделок по типам компаний изменилось и территориальное распределение новых сделок (госкомпании и их клиенты преимущественно находятся в Москве, за исключением клиентов Росагролизинга) – доля Москвы сократилась на 15 п.п. с 55% до 40% (график 2,3). Также за 1 полугодие 2013г. заметно усилились позиции Санкт-Петербурга (рост доли с  4,9% до 15,6%) и Уральского ФО (рост доли  с 6% до 11%). Наибольший вклад в объем сделок в Санкт-Петербурге внесли компании Сбербанк Лизинг и ВЭБ-Лизинг (поставка самолетов для компании Трансаэро).

 

 

 

 

Тенденция снижения доли железнодорожной техники, начавшаяся в 2012 году, сохранилась: в абсолютном выражении объем сегмента (новых сделок) сократился в 2 раза, а его доля снизилась с 55% до 34% (график 4). Прочие сегменты рынка (без учета ж/д техники) суммарно выросли на 20%. Наиболее стремительный рост продемонстрировала авиатехника: ее доля в новых сделках выросла с 2% до 20%, лидерами сегмента стали ВЭБ-Лизинг (51 млрд руб. новых сделок) и Сбербанк Лизинг (41 млрд руб.). В частности, в состав сделок Сбербанк Лизинга вошел первый для компании (и крупнейший на рынке) контракт оперативного лизинга самолетов – начато финансирование поставки 12 судов Boeing 737-800. Доли грузового и легкового автотранспорта также увеличились, в сумме они составили 21% нового бизнеса за 1 полугодие 2013 года.

В целом по рынку за 1 полугодие 2013 года сократились в объеме 17 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования, 19 сегментов рынка продемонстрировали положительные темпы прироста (таблица 2). Годом ранее сокращение наблюдалось в 20-ти сегментах.

 

 

Таблица 2. Структура рынка по предметам лизинга

Доля в новом бизнесе за 1П2013, %

Доля в новом бизнесе за 1П2012, %

Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, %

Доля в лизинговом портфеле на 01.07.2013, %

Железнодорожная техника

34,0%

55,2%

-48,6%

48,3%

Авиационный транспорт

19,8%

2,0%

727,6%

18,4%

Грузовой автотранспорт*

11,8%

8,1%

21,3%

5,8%

Легковые автомобили

9,2%

6,6%

16,5%

4,0%

Строительная техника

5,1%

4,1%

3,4%

3,1%

Сельскохозяйственная техника**

3,5%

3,1%

-5,8%

1,7%

Дорожно-строительная техника

2,5%

2,9%

-28,2%

1,9%

Оборудование для нефтедобычи и переработки

2,1%

1,5%

18,2%

2,2%

Автобусы и микроавтобусы

1,4%

1,5%

-22,8%

0,9%

Машиностроительное, металлообрабатывающее обор.

1,3%

1,3%

-14,1%

1,2%

Оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа)

1,1%

1,2%

-22,2%

0,9%

Погрузчики и складское оборудование

1,0%

0,5%

62,3%

0,5%

Суда (морские и речные)

0,9%

0,8%

-1,7%

2,5%

Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное

0,6%

0,5%

3,7%

0,4%

Энергетическое оборудование

0,5%

4,4%

-89,6%

1,2%

Здания и сооружения

0,5%

0,9%

-54,6%

2,3%

Оборудование для ЖКХ

0,5%

0,2%

97,4%

0,2%

Оборудование для производства химических изделий, пластмасс

0,3%

0,4%

-38,4%

0,5%

Лесозаготовительное оборудование и лесовозы

0,3%

0,2%

6,7%

0,2%

Компьютеры и оргтехника

0,2%

0,05%

241,3%

0,3%

Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары

0,2%

0,1%

41,2%

0,1%

Оборудование для газодобычи и переработки

0,1%

0,04%

197,7%

0,3%

Деревообрабатывающее оборудование

0,1%

0,2%

-42,2%

0,2%

Металлургическое оборудование

0,1%

0,1%

8,9%

0,1%

Полиграфическое оборудование

0,1%

0,2%

-46,5%

0,2%

Торговое оборудование

0,1%

0,1%

-19,4%

0,1%

Авторемонтное и автосервисное оборудование

0,1%

0,05%

25,4%

0,0%

Телекоммуникационное оборудование

0,1%

0,03%

80,9%

0,1%

Оборудование для авиационной отрасли

0,1%

0,02%

157,5%

0,1%

Оборудование для ресторанов

0,1%

0,01%

397,8%

0,0%

Геологоразведочная техника

0,1%

0,1%

-54,1%

0,0%

Оборудование для развлекательных мероприятий

0,1%

0,02%

114,4%

0,1%

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,04%

0,1%

-67,6%

0,0%

Оборудование для производства бумаги и картона

0,03%

0,1%

-78,5%

0,0%

Мебель и офисное оборудование

0,01%

0,01%

17,1%

0,0%

Текстильное и швейное оборудование

0,01%

0,01%

-28,8%

0,0%

прочее оборудование

2,1%

3,4%

2,0%

* - без учета компаний Скания Лизинг и ВФС Восток

** - при оценке доли сегмента экспертно учтена и компания Росагролизинг

Источник: «Эксперт РА» по результатам анкетирования ЛК

 

 

1 Индекс розничности рынка лизинга рассчитывается «Экспертом РА» как суммарная доля «розничных» сегментов в общем объеме новых сделок. К «розничным» сегментам мы относим: легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, строительную и сельскохозяйственную технику, торговое оборудование.

1 http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d07/1-0.htm

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика