Лизинг и факторинг, 01.12.2022

Госпрограммы взяли в лизинг
Поделиться
VK


Коммерсантъ

Новый бизнес сокращается медленнее

Новый бизнес сокращается медленнее

Рынок лизинга медленно восстанавливается после провала на фоне начала военных действий на Украине, падение объема нового бизнеса замедлилось. Игроков поддержали госпрограммы, переориентация на поставщиков из дружественных стран и работа с подержанной техникой. По итогам года снижение составит 13%, ожидают в "Эксперт РА", и в 2023 году на восстановление рынка рассчитывать не стоит.

Объем нового бизнеса лизинговых компаний в январе-сентябре снизился год к году на 15%, до 1,28 трлн руб., говорится в обзоре рынка от агентства "Эксперт РА", с которым ознакомился "Ъ". Таким образом, падение несколько замедлилось: по итогам полугодия показатель снижался на 19% (см. "Ъ" от 13 сентября).

При этом впервые за десять лет портфель розничного сегмента (3,5 трлн руб., рост на 11% к началу года) превысил портфель корпоративного сегмента (2,7 трлн руб., падение на 19%). "Лизингополучатели, относящиеся к крупному бизнесу, подвержены влиянию геополитики, поскольку в большей степени функционируют в международном пространстве или задействованы во внешней экономике. Как следствие, корпоративные сегменты в объеме нового бизнеса показали более сильное снижение (на 39%), нежели розничные (на 8%)", - поясняют в "Эксперт РА". Среди корпоративного бизнеса наиболее пострадавшими оказались авиация (снижение на 45%) и судоходство (на 85%).

Вместе с тем ряд крупных компаний все же показал существенный рост нового бизнеса (см. таблицу). В сегментах грузового транспорта и строительной и дорожно-строительной техники он увеличился в три раза, в железнодорожной технике - вдвое, отмечает гендиректор "Газпромбанк Лизинг" Максим Калинкин. В ГК "Альфа Лизинг" показатели также поддержал сегмент грузовой техники, в том числе седельных тягачей и прицепной техники. Восстановление происходило и за счет самосвалов - на них был хороший спрос за счет госпрограмм по развитию дорожного строительства. "Драйверами рынка продолжают оставаться грузовой транспорт и спецтехника. При этом многолетний лидер топа продаж грузовиков - КамАЗ - в третьем квартале практически сравнялся по числу выданных грузовиков с китайской маркой Shacman", - добавляют в "Eвроплане".

Представители малого и среднего бизнеса (МСБ) "функционируют преимущественно внутри российского рынка и оказались более гибкими в плане адаптации к его новым условиям", отмечают аналитики "Эксперт РА". Но и в рознице есть сегменты, значительно пострадавшие от кризиса: продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей за девять месяцев сократились на 59%. От более существенного падения спасло увеличение доли китайских марок (см. "Ъ" от 25 июля), а также рост продаж подержанных автомобилей (см. "Ъ" от 6 октября). При этом в третьем квартале сформировались и положительные факторы. "Цены начали снижаться и на новые автомобили, и на авто с пробегом", - отмечают в "Eвроплане".

По итогам всего года, по оценкам "Эксперт РА", снижение в сегменте составит 13%, то есть объем нового бизнеса может достичь 2 трлн руб. "С начала лета мы отмечаем постепенное восстановление рынка. Это позволяет предположить, что по итогам года он может показать падение на 10-15% вместо предполагавшихся полгода назад 40-50%", - подтверждает гендиректор "Росбанк Лизинг" Гурам Кудрявцев.

Ситуация в 2023 году во многом "будет отражать возможности восстановления российской экономики внутри страны и на международном рынке, а также степень адаптации отечественных предпринимателей к новым тенденциям макроконъюнктуры", отмечают в "Эксперт РА".

Сами лизинговые компании также осторожны в прогнозах. "Из-за общей неопределенности техника из Китая будет ввозиться напрямую, а не собираться в России, что отразится на ценах и объемах в соответствии с законами эластичности", - отмечает Сергей Клюшников, гендиректор "ВТБ Лизинг". По мнению господина Калинкина, тормозить развитие рынка в 2023 году будут сегменты авиационного, судостроительного комплекса, а также медленное импортозамещение.

Источник: Коммерсантъ

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика