loading

Выполняется обработка данных, это может занять некоторое время.

По завершении, нажмите в любом месте экрана.
Требования регуляторов Методологии Рейтинги под наблюдением
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Региональные гарантийные организации Обязательства структурированного финансирования Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента
Нефинансовые компании (Республика Беларусь) Нефинансовые компании (Республика Казахстан) Банки (Республика Казахстан)
Экспорт и выгрузка рейтингов
Telegram Bot
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Адрес: Николоямская, дом 13, стр. 2
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: info@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1656)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Пресс-центр
тел: +7 (495) 225-34-44 (доб. 1706)
+7 (495) 225-23-54 (доб. 1706)
e-mail: pr@raexpert.ru

Отдел по работе с персоналом
тел: +7 (495) 225-34-44
+7 (495) 225-23-54
e-mail: personal@raexpert.ru

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. «Эксперт РА» является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

«Эксперт РА» включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством поддерживается более 600 кредитных рейтингов. «Эксперт РА» прочно удерживает лидирующие позиции по рейтингам кредитных организаций, страховых компаний, компаний финансового и нефинансового сектора.

Рейтинги «Эксперт РА» входят в перечни официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Банком России, Министерством Финансов, Министерством экономического развития, Московской биржей, а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.

Сбор анкетСписок всех рэнкингов


 

Резюме
20 тезисов концепции прорыва российского финансового рынка

Российский финансовый рынок должен за ближайшие 10 лет сделать качественный и количественный рывок, обеспечить ресурсами растущую экономику, дать гражданам социальные гарантии, а государству – эффективный инструмент геополитики и реализации макроэкономических решений. Если мы упустим шанс войти в число мировых ведущих экономик, обладающих самостоятельным, влиятельным и масштабным финансовым сектором, ни о каком инновационном росте и ускоренном экономическом развитии в долгосрочной перспективе не может быть и речи. Если у нас не будет мощного финансового сектора, мы потеряем все конкурентные преимущества и в других отраслях.

В настоящее время мы наблюдаем кардинальную перестройку мировых финансовых рынков. Национализация ипотечных агентств и страховой компании AIG В США, турбулентность на финансовых рынках и банкротство крупнейших инвестбанков и хедж-фондов – возможно, это лишь начало радикального перелома модели мировой экономики. Каким будет через 5-10 лет мировой финансовый рынок сейчас очень сложно предсказать. Очевидно одно: это не просто очередной циклический кризис и структурные сдвиги. Это – смена парадигмы. Россия должна вписаться в новый порядок, причем не на вторых ролях, как сейчас, а в качестве лидера.

Ключевая идея Концепции – дать финансовому рынку необходимые для прорыва ресурсы и обеспечить их доступность и эффективное использование. Система решений, позволяющих осуществить Концепцию требует политической воли и достаточно интенсивной работы законодателей, монетарных властей и, конечно, самих финансовых институтов. Однако инерционный, неамбициозный сценарий развития – то есть линейно-поступательное развитие рынка как продолжение текущего среднесрочного тренда – равнозначен поражению России в долгосрочном периоде.

Система мер по осуществлению финансового прорыва соответствует принципам 4И.

Во-первых, мы должны создать институты, базу для прорыва: сделать современную законодательную базу, в том числе в сфере корпоративного управления и различных финансовых операций, капитализировать немонетарные активы, обеспечив спецификацию и защиту прав собственности и их рыночный оборот, привлечь частные банки и УК к управлению крупными инфраструктурными проектами, реализации национальных проектов ,активизировать пенсионную реформу.

Во-вторых, обеспечить инвестиции – влить в финансовый сектор огромную массу активов, находящихся вне оборота – в том числе некапитализированных и нерыночных, сконцентрированных в различных фондах государства и на руках у населения. Это увеличить емкость финансового рынка, капитализацию финансовых институтов и, соответственно, их способность принимать на себя риски и выдавать кредиты, осуществлять международную экспансию и конкурировать с международными компаниями, банками и инвесткомпаниями, повысить кредитный рычаг в экономике и доступность финансовых услуг населению и бизнесу.

В-третьих, создать необходимую и эффективную инфраструктуру – управления рисками и осуществления сложных сделок при минимальных трансакционных издержках, создав стимулы для переключения секьюритизации, выпуска корпоративных ценных бумаг и перестрахования рисков на внутренний рынок.

Наконец, в-четвертых, российский финансовый рынок и работающие на нем компании при поддержке финансовых регуляторов и правительства должны стать авангардом, передовым звеном во внедрении финансовых инноваций в глобальном масштабе, устанавливать стандарты сделок и правила, которые будут применяться по всему миру, создавать новые финансовые услуги. Бенефициарами финансовых инноваций станет вся российская экономика и население.

Мы видим Миссию финансовой системы в удовлетворении потребностей экономики и общества в инновационном росте и социальной стабильности.

С точки зрения социальных целей финансовая система и экономика должны:

  • обеспечить граждан механизмами приобретения или аренды доступного, качественного жилья;
  • гарантировать высокий уровень жизненных стандартов (потребления, здравоохранения, образования);
  • сформировать механизм обеспечения социальных гарантий и достойной пенсии, уверенность в будущем, предоставлять максимальные возможности для инвестирования средств;
  • способствовать снижению территориального и социального неравенства, эффективно распределять ресурсы и доходы;
  • предоставлять ресурсы и инструменты для развития (эффект "социального лифта", формирование среднего класса, рост малого предпринимательства);

Для создания мощного, эффективного и суверенного финансового сектора должны быть задействованы все "драйверы роста": начиная с формирования финансового центра, капитализации активов и заканчивая вовлечением в финансовый оборот сбережений государства и населения и стимулирования развития отдельных сегментов.

Концепция развития финансового рынка России призвана дать ответ на вопрос, как сделать финансовую систему адекватной потребностям экономики и общества:

  • Потребностям реального сектора экономики в ресурсах для пополнения оборотных средств, расширения производственной базы, обновления инфраструктуры; без этих ресурсов невозможен инновационный рост и эффективное развитие.
  • Спросу населения на финансовые инструменты для защиты и повышения достигнутого уровня жизни; таким образом финансовый сектор вносит свой вклад в достижение необходимой населению социальной стабильности и обеспечение минимальных социальных гарантий; а также сглаживанию социальных и территориальных диспропорций.
  • Потребностям государства в максимизации создаваемой на территории страны добавленной стоимости и финансовой инфраструктуре проведения экономической политики, нацеленной на защиту суверенитета, обеспечение глобальной конкурентоспособности, и формирование международного финансового центра.

Ключевые драйверы роста

Преодоление ограничений и качественные изменения в структуре ресурсной базы возможны за счет вовлечения новых ресурсов – драйверов роста. В качестве ключевых ресурсов роста национальной финансовой системы мы видим:

  • Недокапитализированные немонетарные активы, составляющие национальное богатство России;
  • Сбережения государства, слабо вовлеченные в финансовый оборот;
  • Средства населения и бизнеса, хранящиеся вне российской финансовой системы.

В краткосрочной перспективе (1-2 года) наибольший эффект мы ожидаем за счет привлечения на кредитной основе среднесрочных (на срок от 2 до 5 лет) сбережений государства. Через 2-3 года возможно создание условий для капитализации немонетарных активов, эффект которой будет ощущаться до 2020 г. Первые успехи в привлечении средств населения и бизнеса проявятся уже в ближайшие годы, но наиболее масштабные эффекты мы ожидаем в период 2015-20 гг.

Тезисы

  1. Только мощный и суверенный финансовый сектор отвечает потребностям российской экономики. Кратное увеличение мощности обеспечит глобальную конкурентоспособность национальным финансовым институтам. Финансовый суверенитет позволяет максимизировать создаваемую в российском финансовом секторе добавленную стоимость за счет сохранения ключевых управленческих и контролирующих функций и противостоять внешним шокам.

  2. Проектируемый российский финансовый центр должен обеспечивать не только перераспределение иностранного капитала, но и обслуживание растущих потребностей внутренних инвесторов и заемщиков. Привлечение иностранных инвесторов, эмитентов и посредников не должно превратиться в стимулирование спекуляций, превращение Москвы в оффшор и создание системы, подверженной внешним шокам.

  3. Посредником между российским государством, сберегающим нефтегазовые доходы, и российскими компаниями, инвестирующими в России и за рубежом, должна стать российская финансовая система. Это позволит разорвать порочный круг "аутсорсинга финансовой системы". На смену стерилизации как основному антиинфляционному инструменту должна прийти "гибкая стерилизация", не наносящая ущерба ликвидности банковского сектора и лишь дополняющая другие инструменты монетарной, бюджетной, таможенной и конкурентной политики.

  4. Сдвиг границы производственных возможностей невозможен без кардинального увеличения финансового рычага. Государству следует более активно использовать механизмы неинфляционной кредитной экспансии для стимулирования экономического роста и повышения его качества. Чтобы исключить существенные инфляционные последствия, механизм долгосрочного рефинансирования должен дополняться ограничениями на использование предоставленных средств.

  5. Быстрый рост финансового сектора должен сопровождаться развитием механизмов, смягчающих последствия внешних и внутренних шоков. Ключевой задачей системы краткосрочного рефинансирования должно стать смягчение шоков ликвидности для максимально широкого круга банков. Конечная цель развития системы рефинансирования – создание единого механизма, который позволит любой финансово устойчивой кредитной организации получать любой вид кредитов Банка России под обеспечение любых активов из "единого пула обеспечения", состоящего из "рыночных" и "нерыночных" активов.

  6. Важнейшее институциональное изменение в масштабах всей страны – введение в оборот некапитализированных элементов национального богатства позволит в разы увеличить мощность финансового сектора. Эти активы (земельные и лесные ресурсы, недвижимость, интеллектуальные права и тд) смогут выполнять функцию залогов, формирования капитала финансовых организаций и стать базой для производных инструментов. Для реализации этой цели требуется: спецификация прав собственности и их защита, формирование рыночного оборота этих активов и поддержание необходимой инфраструктуры.

  7. Импорт правовых институтов необходимо минимизировать, для чего следует ускорить модернизацию законодательства в финансовой сфере. Прежде всего, формирование современной и эффективной институциональной среды важно для 1) минимизации системных рисков и снижению влияния внешних шоков 2) построения внутренней мощной системы фондирования, в том числе за счет институциональных инвесторов и 3) корректировки модели ипотечного кредитования.

  8. Доступность финансовых услуг – необходимое условие инновационного роста и сбалансированного развития всех регионов страны. При этом все финансовые рынки должны развиваться синхронно, недопустим рывок одного из сегментов без аналогичного прорыва во всех остальных. Диспропорция в объемах активов и финансовой мощности банковского сектора и всех остальных рынков (особенно – институциональных инвесторов – страховщиков, инвестиционных и пенсионных фондов) – системное ограничение для всей экономики страны.

  9. Современная ситуация в финансовой сфере благоприятствует появлению региональных резервных валют, одной из которых должен стать российский рубль. Кроме того, рубль должен стать конвертируемым и широко использоваться в международных расчетах.

  10. Необходимо стимулировать создание населением долгосрочных сбережений и их вовлечение во внутренний финансовый оборот. Среди основных мер – расширение спектра доступных малорискованных инвестиционных инструментов за счет введения жилищного накопительного вклада с повышенными страховыми гарантиями, популяризации сберегательных сертификатов, которые могут выступить адекватной заменой безотзывным вкладам, увеличение суммы возмещений по страховым случаям ССВ, более широкое использование механизма "вмененных" сбережений, в том числе для капитализации неявных обязательств государства перед гражданами Повышение финансовой грамотности населения, замедление перехода части населения к кредитной модели поведения, в том числе путем ограничения роста беззалогового кредитования физических лиц с помощью повышенных нормативов резервирования и введения жестких требований к системе риск-менеджмента.

  11. Для успешного развития группы малых и средних региональных банков необходим равноправный доступ к ресурсам. Для этого, в частности, могут быть использованы дополнительные схемы принудительного перераспределения ликвидности внутри банковского сектора: обязательный выкуп крупными банками облигационных займов малых банков; внедрение системы субординированных кредитов от крупнейших банков средним и малым; заключение долгосрочных соглашений о выкупе крупными банками части кредитных портфелей малых банков. В настоящее время серьезной проблемой являются также искажения срочности пассивов и активов: в частности, фактически все вклады физлиц можно считать вкладами до востребования, а облигационные выпуски – в среднем сроком на 1 год (типичный срок оферты). Ограниченность ресурсной базы банков следует преодолевать не путем инъекций через крупнейшие госбанки, а созданием полноценной системы рефинансирования и фондирования всей банковской системы. Кроме того, чтобы обеспечить конкурентоспособность российских банков, необходимо снять с них избыточное административное бремя и создать налоговые стимулы для роста капитализации и реинвестирования прибыли.

  12. Национальная банковская система должна стать системообразующим элементом, рычагом для проведения государственной политики в области ускорения экономического роста и структурной перестройки экономики. Эффективное функционирование кредитного рынка вкупе со стимулирующей политикой государства – ключ к решению проблемы сырьевой ориентации российской экономики. Альтернатива доминированию иностранных банков – не огосударствление банковского сектора, а появление конкурентоспособных банков, контролируемых частным российским капиталом.

  13. На место изолированных эшелонов межбанковского рынка должен прийти "каскад уровней", благодаря которому избыточная ликвидность крупнейших банков будет переходить менее крупным специализированным банкам.

  14. Банки должны стать одними из ключевых участников приоритетных проектов в сфере развития жилищного, аграрного секторов, образования и здравоохранения. Расширение кредитования малого бизнеса и микрокредитования должно превратить малый бизнес в один из двигателей экономического развития и помочь в формировании среднего класса. Необходимо также предусмотреть присутствие УК в качестве обязательного элемента системы управления бюджетными средствами.

  15. Для обеспечения непрерывности процесса производства и социальной стабильности в обществе необходимо минимизировать уровень недострахования рисков в экономике. Чтобы принять возрастающий объем рисков, страховые компании должны значительно увеличить размер собственного удержания за счет роста собственных средств. Российский перестраховочный рынок должен стать крупным региональным перестраховочным центром. Ключевые институциональные новации – введение и законодательное закрепление понятия "экономическая стоимость жизни" и страхование всех активов по рыночной стоимости. Страхование может (и должно) стать одним из важнейших элементов осуществления макроэкономической стимулирующей, промышленной и региональной политики. Частичное субсидирование в некоторых отраслях, замена лицензирования и сертификации страхованием, развитие страхования ответственности (профессиональной, особо опасных объектов, на транспорте и инфраструктурных объектах) позволят снять нагрузку с государства и обеспечить эффективную и некорупционную поддержку отраслям, стимулирование "точек роста" и поддержку качества услуг и технологичности (в том числе инновационности) бизнеса.

  16. Основной российского страхового рынка должно стать вмененное и добровольное страхование. Необходимо пересмотреть принципы действия существующих видов обязательного страхования в пользу рыночных механизмов, реформировать системы ОСАГО и ОМС. Вмененное страхование является более эффективным способом обеспечения защиты интересов третьих лиц по сравнению с законодательно регламентируемыми обязательными видами страхования в силу большей гибкости; оно же даст импульс развитию добровольных видов. Необходимо как можно в большей степени заменить или дополнить бюджетное финансирование, гарантии и резервирование под реализацию рисков рыночным или частично субсидируемым страхованием. Особенно это важно в специфических сферах – сельскохозяйственные риски, экологические, ядерные и прочие подобные виды рисков. Создание страховых и перестраховочных пулов, развитие института брокеров, качественный рывок в сфере подготовки кадров – важнейшие меры, стимулирующие рост емкости рынка и повышение его эффективности.

  17. Для предотвращения массовых невыплат и кризиса доверия со стороны страхователей необходимо активизировать борьбу с демпингом на страховом рынке. Надежность и финансовая устойчивость страховых компаний должна поддерживаться как постоянно обновляющимися жесткими требованиями регуляторов, так и широким использованием рейтингов надежности, актуарного аудита и необходимостью ведения страховщиками отчетности по МСФО.

  18. Необходимо создать условия для формирования широкого класса собственников, заинтересованных в развитии финансового рынка и повышении стоимости национального богатства. Инвестиционные фонды будут разделены на три группы. Первая – аналоги хедж-фондов, а также иные формы ориентированные на краткосрочное инвестирование для широких кругов или только для квалифицированных инвесторов. Вторая группа – формы средне- и долгосрочного инвестирования (инвестиционные фонды, страхование жизни, НПФ), которые позволят гражданам стать собственниками активов российской экономики (чего не произошло по итогам приватизации) и, наконец, различные закрытые и трастовые формы, имеющие целью структуризацию проектов, обособление и минимизацию рисков и спецификацию и защиту прав собственности.

  19. Государство должно стимулировать изменение модели поведения домохозяйств от потребительской к инвестиционно-сберегательной, способствовать росту нормы сбережений. Ключевая задача – повышение финансовой грамотности населения, а также пресечение возможностей деятельности финансовых пирамид.

  20. Мы поддерживаем концепцию ФСФР по развитию фондового рынка, считая, что меры по повышению прозрачности, усовершенствованию инфраструктуры, обнулению налогов на держателей ценных бумаг свыше 1 года, снижению рисков использования инсайдерской информации, расширению роли институциональных инвесторов являются крайне важными для реализации сценария прорыва на финансовом рынке. В частности, это позволит минимизировать системные риски, уменьшить асимметрию информации и снизить трансакционные издержки, а также будет стимулировать развитие долгосрочных инвестиций в противовес спекулятивным операциям. Кроме того, следует поощрять создание стандартизированных долгосрочных инструментов – объектов вложений на срок от 3 до 20 лет (и даже выше), в том числе госкорпорациями и провайдерами инфраструктурных проектов.

  21. Требуется активное продолжение пенсионной реформы, реализация программы мер по переходу к полноценной накопительной системе, продолжение использования стимулов типа "вмененных" сбережений и софинансирования государством накопительных программ; в противном случае экономика столкнется с бюджетным, социальным и демографическим кризисом. Пенсионная система должна стать базой для обеспечения социальной стабильности, драйвером роста рынка коллективных инвестиций и источником "длинных" денег в экономике.

  22. Лизинг стал одним из главных инструментов модернизации производства, получения финансирования под крупные проекты с большой долей капвложений и эффективным механизмом развития среднего бизнеса. В значительной степени лизинг заменил среднесрочное банковское кредитование. Для дальнейшей экспансии лизингового рынка требуется решение проблемы возврата НДС, сохранение льгот (в том числе по ускоренной амортизации) и сохранение паритета государственного вмешательства и частных проектов на рынке.