«Эксперт РА»
21 марта 2011 года
Очередной рейтинг российских аудиторов, составленный рейтинговым агентством «Эксперт РА» по итогам 2010 года, показал, что давняя проблема этого рынка – демпинг – в посткризисное время лишь обострилась. Прекратить ценовые войны могут лишь саморегулируемые организации, которые должны стать коллективным лоббистом интересов отрасли в государственных инстанциях.
Согласно данным АКГ–участниц рейтинга, прирост их совокупных доходов за последний год составил порядка 5% (а общая выручка – 65 млрд. рублей). Этот показатель несколько выше роста наблюдаемого в 2009 году (2%), однако не соответствуют докризисным темпам – 23% в 2008 году, и свидетельствует о стагнации рынка. Причина тому, как отметило большинство из опрошенных «Эксперт РА» участников рейтинга, – недобросовестная конкуренция и давление на ценовую политику аудиторских компаний.
В результате ценовых войн на рынке обязательного аудита в 2010 году доля выручки от общего аудита в совокупном объеме доходов ведущих АКГ снизилась на 1.2%, а ее годовой прирост составил около 2%. При этом общая выручка от аудита финансового сектора и вовсе ушла в минус (-6%). По данным рейтинга, доходы снизились по всем трем направлениям – аудиту банков, страховых компаний и инвестиционных институтов. «Изменить этот тренд на рынке обязательного аудита без ревизии законодательства о госзакупках вряд ли возможно. Кроме того, учитывая влияние поправок, внесенных в конце прошлого года в федеральный закон об аудиторской деятельности, можно прогнозировать дальнейшее снижение выручки от услуг по обязательному аудиту», – считает Вартан Ханферян, аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА»
От послекризисного оживления в российской экономике больше всего выиграли компании, представленные в трех сегментах аудиторско-консультационного бизнеса: финансовом управлении, стратегическом планировании и организационном развитии, а также налоговом и юридическом консалтинге.
Наиболее стремительно доходы ведущих АКГ росли от финансового и стратегического консалтинга. Прирост годовой выручки здесь составил порядка 23% и 21% соответственно, а совокупные доходы по сегментам – около 5-ти и 2.2 млрд рублей соответственно. Рост спроса в данных сегментах был в значительной степени спровоцирован именно кризисом, подтолкнувшим компании к оптимизации своей деятельности. Востребованными остаются и разработка методологии бухгалтерского, налогового и управленческого учета.
Топ-10 крупнейших аудиторско-консалтинговых групп России по итогам 2010 года
Место по итогам 2010 года | Место по итогам 2009 года | Аудиторско-консалтинговая группа (АКГ) | Совокупная выручка за 2010 г. (тыс. руб.)** | Прирост выручки за год (%) | Доля выручки от аудита (%) |
1 | 1 | PricewaterhouseCoopers | 7 953 015 | 2,0 | 55,0 |
2 | 2 | КПМГ | 7 852 922 | 3,9 | 66,4 |
3 | 3 | BDO | 4 497 859 | 2,5 | 40,6 |
4 | 4 | "Интерком-Аудит" | 3 227 817 | 7,9 | 42,9 |
5 | 6 | "ФинЭкспертиза"* | 3 224 257 | 16,5 | 46,3 |
6 | 5 | "Энерджи Консалтинг" | 2 965 252 | 6,8 | 20,6 |
7 | 9 | "РСМ Топ-Аудит" | 2 156 635 | -5,2 | 31,7 |
8 | - | "2К Аудит - Деловые консультации / Морисон Интернешнл" | 2 002 267 | н.д. | 20,4 |
9 | 7 | "Развитие бизнес-систем" | 1 781 415 | -29,3 | 26,7 |
10 | - | "СВ-Аудит" | 1 639 057 | н.д. | 49,6 |
* Для подтверждения присланных данных о выручке компания предоставила финансовую отчетность.
** Совокупная выручка от аудиторско-консалтинговой деятельности по всей группе.
*** Число участников группы с учетом материнской компании, филиалов, представительств, аффилированных лиц и партнерских компаний.
Источник: рейтинговое агентство "Эксперт РА". Перепечатка таблицы или отдельных данных возможна только с разрешения рейтингового агентства "Эксперт РА".
Наиболее востребованы услуги финансового и стратегического консалтинга
Темпы прироста выручки от аудиторско-консалтинговых услуг участников рейтинга по итогам 2010 года
Источник: "Эксперт РА"