Россия и Китай в Африке. Конкуренты или союзники?
Поделиться
VK


Россия не может тягаться с Китаем по масштабам влияния на континенте, поэтому попытки Москвы наладить отношения с Африкой не вызывают у Пекина беспокойства. Однако по мере утверждения Китая в роли «ответственной державы» в Африке ему придется разбираться с внутренними проблемами местных государств, а двоякое влияние Москвы (например, продажа оружия разным сторонам конфликта в одном и том же государстве) может стать препятствием для стабилизации в регионе.

Россия не может тягаться с Китаем по масштабам влияния на континенте, поэтому попытки Москвы наладить отношения с Африкой не вызывают у Пекина беспокойства. Однако по мере утверждения Китая в роли «ответственной державы» в Африке ему придется разбираться с внутренними проблемами местных государств, а двоякое влияние Москвы (например, продажа оружия разным сторонам конфликта в одном и том же государстве) может стать препятствием для стабилизации в регионе.

«Конкурирующие державы, Китай и Россия, быстро расширяют свое финансовое и политическое влияние в Африке», – говорил Джон Болтон, еще недавно советник президента США по национальной безопасности, во время презентации стратегии Белого дома в Африке в 2018 году. Теперь вся стратегия Вашингтона на континенте строится как противодействие «грабительским методам» Пекина и Москвы, которых автоматически поставили по одну сторону баррикад.

Геополитическое сближение России и Китая действительно помогает им найти общий язык и в Африке, где последние 15 лет Запад заметно теряет позиции. Пекин последовательно расширяет свое присутствие на континенте с начала 2000-х годов, работая и в двусторонних, и многосторонних форматах. Влияние России в Африке стало активно проявляться только несколько лет назад. Пока появление России в не самых стабильных африканских республиках выгодно Китаю – в Пекине пока не определились, сколько сил, денег и времени готовы вложить в решение внутренних проблем региона. Но по мере того, как Китай будет все глубже вовлекаться в африканские дела, его интересы могут разойтись с российскими.

Китай: проба пера

Значительная часть того, что китайцы делают на континенте, происходит в формате Форума сотрудничества Китай–Африка (FOCAC). Сам форум проходит раз в три года, в нем участвуют лидеры почти всех африканских государств и китайское руководство. Формат существует с начала 2000-х годов, а с появлением китайской инициативы «Пояса и Пути» форум был интегрирован в его повестку.

Ни один саммит форума не обходился без утверждения новых программ китайского финансирования для стран Африки. Объем этой поддержки вырос с $5 млрд в 2006 году до $40 млрд в 2015-м. В сентябре 2018 года состоялся очередной саммит форума в Пекине (мероприятие проходит поочередно то в Китае, то в крупных африканских городах). На нем китайский лидер Си Цзиньпин заявил о новом пакете финансирования для Африки объемом в $60 млрд. Из них китайские институты развития выделят Африке $50 млрд, а еще $10 млрд проинвестируют частные компании.

Новый пакет помощи должен стать ответом тем критикам, кто обвиняет Китай в том, что он затягивает африканские страны в долговую ловушку. Объем льготных кредитов, которые выдаются по сниженной и даже вовсе нулевой ставке, там вырос до $15 млрд по сравнению с $5 млрд в 2015 году.

Еще до появления форума драйвером экономического сближения Китая и Африки была торговля. После вступления КНР в ВТО многие потоки дешевого китайского экспорта стали попадать именно в Африку. Китай уже много лет остается крупнейшим торговым партнером континента: на него приходится 17,5% всего импорта африканских стран. Сейчас основные статьи китайского экспорта в Африку – это электроника, оборудование, а также металлургия. Китай закупает у Африки в основном сырье: углеводороды, драгоценные камни и металлы.

Помимо торговли, Китай все активнее инвестирует в африканские страны – за последние семь лет объем накопленных китайских инвестиций вырос в 2,5 раза. И это на фоне постепенного ухода западного бизнеса из региона. За последние пять лет объем накопленных китайских инвестиций в Африке увеличился на $24 млрд, инвестиции из США и Великобритании практически не изменились, а из Франции – снизились на $3 млрд. Растущее финансовое присутствие Китая в африканских странах вызывает тревогу на Западе. Считается, что китайские компании и институты развития вкладывают деньги в нестабильные политические режимы в этом регионе, чтобы извлечь для себя дополнительную выгоду.

Однако, несмотря на стремительный рост, Китай по-прежнему занимает только четвертое место по объему накопленных инвестиций в Африке ($40 млрд в 2016 году), после США ($57 млрд), Великобритании ($55 млрд) и Франции ($49 млрд). На африканские страны приходится всего 3% всех китайских накопленных инвестиций с 2000-х годов.

Активнее всего Китай вкладывает в те страны, что богаты природными ресурсами и имеют сравнительно прочные политические режимы. Эти же страны больше всего торгуют с китайцами. В лидерах по состоянию на 2017 год ЮАР ($ 6,3 млрд накопленных китайских инвестиций), Замбия ($2,5 млрд), Нигерия ($2,3 млрд). Эти же страны получают больше всего инвестиций и от других государств и международных институтов. Во многом китайские инвестиции идут на то, чтобы заполнить в Африке инфраструктурные дыры, существующие чуть ли не с колониальных времен.

Вслед за экономическим присутствием в Африке Китай наращивает и военное. В 2017 году в Джибути появилась первая зарубежная военная база Китая. Тем не менее пока официальные лица КНР упорно называют эту базу «логистическим комплексом»: она выходит прямо в Аденский залив, через который проходит до 20% международной торговли. Помимо размещения китайских военных на новой базе, Пекин взял на себя инфраструктурное обустройство Джибути: на китайские деньги строится железная дорога, которая соединит Джибути и Эфиопию (проект оценивается в $3,3 млрд). Также строится водопровод и прочая социальная инфраструктура.

Еще до появления базы в Джибути Китай уже пробовал себя в качестве «ответственной державы» в Африке. Когда в 2013 году в Южном Судане разгорелась гражданская война, Пекин пытался посредничать в конфликте. Для Китая это был один из первых опытов вмешательства во внутриполитические процессы в другой стране, и сделал он это фактически под нажимом международного сообщества, которое справедливо указывало, что китайские компании активно работают в регионе.

Пекин начал развивать бизнес в Южном Судане еще с 2005 года: сейчас на долю этой страны приходится 2–5% китайского импорта нефти, а два китайских энергетических гиганта CNPC и Sinopec имеют солидные доли в крупнейших южносуданских месторождениях. Китайские дипломаты смогли добиться того, что участники гражднской войны в Южном Судане наконец начали переговоры.

Россия: дружба по старой памяти

Спустя почти год после встревоженного выступления Болтона о российско-китайской экспансии сейчас в Сочи проходит саммит «Россия–Африка». Это первая встреча такого масштаба в России – с советских времен взаимодействие Москвы и африканских стран резко уменьшилось. Если СССР предоставлял «братским африканским республикам» разнообразную экономическую, гуманитарную и военную помощь, то присутствие современной России на континенте очень ограниченно.

С экономической точки зрения, Россия не тянет на серьезного партнера для африканских государств. Суммарный товарооборот РФ и всех стран Тропической Африки в 2017 году составлял $3 млрд, что не идет ни в какое сравнение с масштабами торговли с США ($27 млрд) и Китаем ($56 млрд). Тем не менее сейчас Москва использует все доступные экономические инструменты, чтобы укрепить свою репутацию на континенте, – непосредственно на саммите «Россия–Африка» Владимир Путин заявил о списании $20 млрд долгов африканских стран.

Основная статья экспорта России в Африку – это оружие. Начиная с 2009 года, по официальным каналам поставки российского оружия шли в 18 стран региона, больше всего в Анголу, Нигерию и Судан. Как отмечает в своем недавнем исследовании о роли России в Африке Пол Стронски, поставки российского оружия, в отличие от американских, не сопровождаются требованиями соблюдать права человека. То же самое характерно для китайских кредитов и инвестиций – в отличие от международных институтов развития, Пекин не ставит африканским странам условий по прозрачности и недопустимости коррупции.

Помимо торговли оружием, Москва расширяет свое влияние в Африке с помощью военных специалистов и советников. Например, Россия и Центральноафриканская Республика (ЦАР), где много лет идет гражданская война, недавно подписали соглашение о военном сотрудничестве. По его условиям военные советники из РФ официально работают в Банги, где расположено официальное правительство ЦАР.

Также есть информация, что в ЦАР работают представители ЧВК Вагнера, которые служат личной охраной для президента республики Фостен-Аршанжа Туадеры. Интересно, что у Москвы, судя по всему, налажены связи не только с Банги, но и с повстанческими группировками Селека на севере республики, которые досаждают работающему там энергетическому бизнесу китайцев. Именно в этих районах у китайских компаний есть нефтяные месторождения.

Рука побоку

Пока взаимодействие Китая и России в Африке сводится в основном к тому, что Москва и Пекин занимают сходные позиции во время голосования в ООН, когда обсуждается работа Объединенных Наций в некоторых странах континента. В основном это касается миротворческих операций в проблемных регионах, типа ЦАР или Южного Судана.

Масштабы вовлеченности России и Китая в Африке трудно сравнивать. Пекин – один из крупнейших инвесторов и торговых партнеров континента, который постепенно вовлекается в решение местных конфликтов и поддержание стабильности. Москва после 25 лет отсутствия пробует эксплуатировать советское наследие и хватается за возможности продавать оружие и предоставлять военных советников там, куда у Запада и Китая не доходят руки.

Геополитическое сближение и относительно высокий уровень доверия между Москвой и Пекином создают впечатление, что они действуют в Африке сообща. Но пока свидетельств этому нет. Россия не может тягаться с Китаем по масштабам влияния на континенте, поэтому попытки Москвы наладить отношения с Африкой не вызывают у Пекина беспокойства. Однако по мере утверждения Китая в роли «ответственной державы» в Африке ему придется разбираться с внутренними проблемами местных государств, а двоякое влияние Москвы (например, продажа оружия разным сторонам конфликта в одном и том же государстве) может стать препятствием для стабилизации в регионе.

Источник: Carnegie.ru

Публикации по тематике


Эксперты ожидают темпы роста экономики России выше ранее прогнозируемых

ТАСС

По словам главного экономиста "Эксперт РА" Антона Табаха, глобальный прогноз выглядит достаточно сбалансированным
16.04.2024

Эксперт дала прогноз по росту российской экономики в 2024 году

РИА Новости

Глава "Эксперт РА" Чекурова: рост экономики России в 2024 году составит 2,1%
11.04.2024

Зерновые пошлины грозят разгоном инфляции в ЕС, а для РФ этот рынок не приоритет - эксперт

РИА Новости

МОСКВА, 19 мар - РИА Новости. Рынок Евросоюза не является приоритетным для российского экспорта зерна, но пошлины на него могут разогнать инфляцию в объединении, заявила РИА Новости младший директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Елизавета Уткина.
19.03.2024

Ресурсы на проекты: где найдут деньги на реализацию послания президента

Forbes

Масштабные инициативы, представленные в очередном послании Владимира Путина, потребуют серьезной перенастройки налоговой системы. При этом, считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах, в силу структуры российской экономики налоги на доходы граждан никогда не закроют потребности федерального и региональных бюджетов. Основными дойными коровами для государства были и будут крупные компании
06.03.2024

Три вопроса года Дракона

Cbonds Review

Чтобы преуспеть в наступающем 10 февраля году Дракона по восточному календарю, участники рынка должны правильно оценить три основные истории, которые и определят доходность инвесторов, стоимость заимствований эмитентов и доходы других игроков.
04.03.2024