Рейтинговые действия, 23.12.2019

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «Обувь России» на уровне ruBBB+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 23 декабря 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Обувь России», на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Группа компаний «Обувь России» — федеральная обувная компания с головным офисом в Новосибирске, основана в 2003 году. Группа является лидером среднеценового сегмента обувного рынка, а по итогам 1-го полугодия 2019 года занимала второе место на российском обувном розничном рынке по числу фирменных магазинов, согласно данным Discovery Research Group.

Рейтинговый анализ проводился по консолидированной МСФО отчетности материнской консолидирующей компании ПАО «ОР». На 30.09.2019 собственная розничная сеть начитывала 723 магазина, и еще 172 по франшизе. Сеть представлена более чем в 360 городах, что положительно отражается в оценке географии деятельности компании и создает сильные конкурентные позиции для брендов Группы в сравнении с небольшими игроками на деконцентированном рынке обуви. Розничные бренды «Обуви России» представлены торговыми марками Westfalika, Rossita, Lisette, Emilia Estra и «Пешеход».

Агентство консервативно оценивает перспективы роста российского рынка обуви в 2019-2020 годах в связи со слабой динамикой роста реальных доходов населения России. Прошлые ожидания восстановления темпов роста рынка, в том числе от эффекта отложенного потребления, не оправдались в 2018 году, и стоимостной объем рынка снизился в этом периоде на 5,6%. При этом в первом полугодии 2019 года рынок вырос в стоимостном выражении на 10,9% к сопоставимому периоду прошлого года, но по мнению агентства столь позитивная динамика не коррелирует с гораздо более слабой динамикой потребительского спроса в стране, а значит, тенденция роста рынка обуви в 1-ом полугодии 2019 года с высокой вероятностью не является устойчивой. Негативное влияние на рейтинг оценки перспектив и тенденций отрасли смягчается сильными конкурентными позициями компании, ее федеральным масштабом бизнеса, и высокой диверсификацией линейки товаров и услуг.

На 30.06.2019 (далее – «отчетная дата») компания находилась на исторически максимальном уровне левериджа, что сдерживает рейтинговую оценку. По расчетам агентства, отношение долга на отчетную дату к LTM EBITDA составляло 3,4x, а отношение чистого долга к LTM EBITDA – 3,13x, что является повышенным уровнем долговой нагрузки и оказывает давление на рейтинговую оценку. К концу 2019 года планируется прирост долга на 2 млрд руб. из-за роста потребности возросшей сети в оборотном капитале, что с большой вероятностью приведет к росту отношения долга к ожидаемой EBITDA за 2019 год до 3,8x. В 2020 году компания планирует рост выручки и EBITDA от открытых в течение 2018-2019 гг. магазинов за счет чего ожидается возврат левериджа на уровень ниже 3,2x и полное рефинансирование краткосрочного долга. Планы компании предусматривают начало погашения долга в 2021 году с выходом магазинов на уровень окупаемости. Финансовая модель компании, предоставленная агентству, подразумевает снижение долга на 1,5 млрд руб. в 2021 году в случае выполнения планов по росту EBITDA и с учетом выплат дивидендов. Вместе с тем агентство отмечает повышенную процентную нагрузку компании: отношение процентных платежей в следующие 12 месяцев к LTM EBITDA составляет 0,45x. Оценка текущей долговой нагрузки смягчается долгосрочными облигационными выпусками, выпущенными в 2019 году, и достаточным объемом долгосрочных невыбранных кредитных линий для рефинансирования краткосрочного долга.

По расчетам агентства, ликвидность компании находится на высоком уровне. На горизонте 18 месяцев от отчетной даты общий объем доступной ликвидности с учетом невыбранных кредитных линий компании превышает расходы, необходимые для финансирования своей деятельности и рефинансирования краткосрочного долга на временном горизонте до конца 2020 года с учетом выплат дивидендов, что отражается в положительной оценке прогнозной ликвидности. На отчетную дату компания также поддерживала высокие значения показателей абсолютной и текущей ликвидности: 0,27 и 2,7, соответственно.

С момента проведения IPO в октябре 2017 года компания удвоила розничную сеть и рентабельность оставалась на стабильно высоком уровне. Маржинальность по EBITDA за период 30.06.2018-30.06.2019 составила 24,5% против 23,1% годом ранее, а рентабельность продаж по чистой прибыли (ROS) - 10,9% против 11,6%, что обусловлено инвестиционной стадией развития бизнеса, когда новые магазины еще не дают полной отдачи по выручке при том, что помимо полных операционных затратах требуют вложений на открытие. Высокая маржинальность компании оказывает позитивное влияние на рейтинг. При этом отмечается снижение показателей сопоставимой выручки Like-for-like в 2018 году и околонулевой результат за 9 месяцев 2019 года. В дальнейшем компания ожидает восстановление роста сопоставимых продаж, в том числе за счет изменений ее стратегии.

Стратегические планы компании на перспективе ближайших 3-х лет не предусматривают дальнейший рост сети магазинов. Компания планирует сконцентрировать усилия на работе по оптимизации и повышении рентабельности магазинов существующей сети. Залог успешности такой стратегии компания усматривает в ожиданиях прироста выручки и EBITDA по новым магазинам сети. В 2015-2016 годах компания уже проходила цикл оптимизации сети после трехкратного роста сети в 2010-2013 годах с 111 магазинов до 452 магазинов, и ожидает в 2020-2021 годах повторить этот цикл. Для среднего магазина сети «Обувь России» характерен трехлетний цикл выхода на целевую выручку с 60% в первый год работы до 100% в третий год работы. Реализация планов по снижению долговой нагрузки в 2020-2021 годах зависит от исполнения планов по увеличению маржинальности новых магазинов сети. При этом у компании есть область маневра в части регулирования объема дивидендных выплат (порядка 0,27 млрд руб.) в случае, если дальнейший рост EBITDA на фоне неоднозначных перспектив рынка будет хуже плановых показателей.

Блок корпоративных рисков оказывает поддержку уровню рейтинга. Высоко оцениваются высокая информационная прозрачность компании, система корпоративного управления с соблюдением прав всех стейкхолдеров и качество организации риск-менеджмента. Из семи членов Совета директоров пять являются независимыми директорами, что также положительно влияет на рейтинг. В компании действуют департаменты внутреннего аудита и внутреннего контроля, ведется анализ рисков с составлением карты рисков.

Объем активов компании по консолидированной финансовой отчетности по состоянию на 30.06.2019 составил 24,6 млрд руб., капитал – 13,1 млрд руб., выручка компании за период 30.06.2018-30.06.2019 составила 12,44 млрд руб., чистая прибыль за тот же период – 1,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «Обувь России» был впервые опубликован 25.09.2008. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 09.10.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 10.09.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Обувь России», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Обувь России» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Обувь России» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023