Рейтинговые действия, 30.04.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Свердловской области на уровне ruАА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 30 апреля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАА-. По рейтингу установлен стабильный прогноз.

Свердловская область – субъект Российской Федерации (далее – регион, область), входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км., административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является высокодиверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение. Область характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2019 год, по оценке региона, составил 2,5 трлн руб., а прирост ВРП в сопоставимых ценах за 2019 год (далее – отчетный год) – 1,9%.

Социально-экономическое положение области оценивается агентством сдержанно. За последние 5 лет численность населения сократилась на 16,8 тыс. чел., ежегодно в среднем на 0,1 п. п. По состоянию на 01.01.2020 (далее – отчетная дата) численность населения, по оценке, составила 4 310,7 тыс. чел. К основным обстоятельствам, повлиявшим на снижение численности населения, можно отнести как увеличение смертности из-за ухудшения возрастной структуры населения, так и сокращение числа женщин фертильного возраста, а также низкий миграционный прирост. Ситуация на рынке труда отличается низким уровнем безработицы, составившим в 2019 году 3,9% (по МОТ), однако при этом наблюдается высокий уровень демографической нагрузки – более 0,8 на отчетную дату. Средняя заработная плата в отчетном году была на уровне 40,9 тыс. руб., что несколько ниже среднего значения по РФ. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) региона по итогам 2019 года составил, по оценке региона, 406,8 млрд руб., что на 17,8% выше, чем в 2018 году. В последние 3 года (2017-2019 гг.) указанные инвестиции формировали 15,0% ВРП области.

Бюджетная обеспеченность области оценивается агентством позитивно. По итогам отчетного года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов бюджета области составила 87,8%. В структуре налоговых и неналоговых доходов области по итогам отчетного года преобладающее место занимали налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, на которые пришлось 38,3% и 34,8% соответственно. Доходы бюджета в отчетном году остались практически на том же уровне, что и в 2018 году, а ННД сократились на 1,5%, что в определенной степени стало следствием снижения поступлений по налогу на имущество организаций (-30,3%) в связи с изменением налогообложения движимого имущества – с 01.01.2019 движимое имущество было исключено из объекта налогообложения. Преимуществом бюджета региона является диверсифицированная налоговая база – по данным за 2019 год на долю крупнейшего налогоплательщика, являющегося дочерней компанией одного из системообразующих предприятий РФ горно-металлургического сектора, приходилось около 5% налоговых доходов региона.

В 2020 году согласно последним изменениям закона о бюджете регион ожидает рост доходов бюджета, который предполагается в размере 9,1% к уровню 2019 года. В частности, необходимо отметить, что доходная часть планируется к увеличению на 6,3 млрд руб. за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета для осуществления расходов, связанных с реализацией национальных проектов и противодействием коронавирусной инфекции. Объем безвозмездных поступлений в 2020 году ожидается выше значений предыдущего года на 26,8%. Вместе с тем объемы поступлений ННД, по мнению агентства, будут подвержены влиянию кризисных явлений в российской и мировой экономике на фоне отрицательных последствий распространения пандемии. Необходимо отметить, что, учитывая меры по поддержке экономики, предпринимаемые региональными властями, областной бюджет также испытывает дополнительную нагрузку в виде выпадающих доходов, в частности, в результате введения налоговых преференций в отношении налога на имущество организаций и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Рост расходов областного бюджета в текущем году прогнозируется в размере 14,3% к уровню 2019 года, что обусловлено не только необходимостью стабилизации экономики, но и осуществлением мер социальной поддержки населения и выполнением обязательств в рамках реализации национальных проектов. Увеличение объемов финансирования в 2020 году планируется по таким направлениям, как социальная политика (+13,3%), образование (+11,7%) и здравоохранение (+8,7%). Помимо этого, на 9,9% возрастет объем трансфертов на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципалитетов и выравнивание их бюджетной обеспеченности. Также регион в 2020 году продолжит заниматься подготовкой к проведению Всемирной летней Универсиады 2023 года.

Более высокие темпы прироста расходной части бюджета над доходной в 2020 году станут причиной ожидаемого дефицита в размере -12,6% ННД. При этом, нужно отметить, что дефицитное исполнение бюджета отмечалось и в отчетном году, однако сопровождалось меньшим дисбалансом, так как дефицит составил 14,3 млрд руб. или -6,5% ННД.

Регион, по-прежнему, характеризуется низким уровнем долговой нагрузкой, что оказывает поддержку рейтингу. По состоянию на отчетную дату отношение долга к ННД за 2019 год составило 35,1%. Однако в течение 2020 года планируется рост государственного долга на 30% до 100,4 млрд руб. в целях финансирования дефицита областного бюджета. Регионом будут привлекаться дополнительные объемы по банковским кредитам, общая сумма которых может увеличиться на 15,6% до 37 млрд руб., а также облигационные займы на сумму 22 млрд руб., которые на конец года займут преимущественную позицию (около 45%) в составе долга региона. На отчетную дату в структуре совокупных долговых обязательств области 41,8% долга приходилось на кредиты коммерческих банков, 32,4% на облигационные займы и 24,4% на бюджетные кредиты от Минфина РФ, а также 1,4% на государственные гарантии. Расходы региона на обслуживание долга в отчетном году составили 1,6% ННД, а в 2020 году могут увеличиться до 2,8% ННД вследствие роста объема государственного долга. Однако, учитывая устойчивый профиль кредитоспособности региона, предстоящие изменения в части долга не несут в себе существенных рисков, способных оказать влияние на уровень рейтинга.

Доля короткого долга региона на горизонте ближайших 12 месяцев от 01.04.2020, по оценке агентства, составляет 27% с учетом краткосрочных обязательств по казначейским кредитам на эту дату. По оценке агентства, на конец года доля короткого долга существенно не изменится, а ликвидность областного бюджета на рассматриваемом горизонте будет поддерживаться как казначейскими кредитами, которые покрывают внутригодовые кассовые разрывы, так и остатками денежных средств на счетах. Кроме того, регион имеет доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 250,6 млрд руб., объем расходов – 264,9 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.11.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023