Рейтинговые действия, 29.06.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Волгоградской области на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 июня 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Волгоградской области на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Волгоградская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Регион является одним из ведущих индустриальных центров России. Экономика региона базируется на обрабатывающей промышленности (машиностроение и металлообработка, производство нефтепродуктов, электротехническая и пищевая промышленность), что формирует более четверти ВРП. Помимо этого, в области развита оптовая и розничная торговля и многоотраслевое сельское хозяйство.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП, по оценке, за 2019 год составил 901,7 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,7% выше результатов предыдущего года. Показатели благосостояния находятся на умеренно высоком уровне: объем ВРП на душу населения составил 360,8 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 5,3%, что на 0,3 п.п ниже уровня 2018 года и на 0,7 выше среднероссийского, среднемесячная заработная плата – 33,4 тыс. рублей, что на 8,0% выше по сравнению с 2018 годом. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2019 составил 0,821, что выше среднероссийского показателя. Численность населения региона на 01.01.2020 составила 2491,0 тыс. человек, что на 0,7% ниже, чем на 01.01.2019. Основными причинами снижения численности населения является естественная и миграционная убыль. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год, по оценке, составил 176,0 млрд рублей и продемонстрировал рост на 5,0% по сравнению с предыдущим годом в сопоставимых ценах, который обусловлен привлечением на территорию региона ряда крупнейших инвестиционных проектов страны, среди которых строительство ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей мощностью 2,3 млн тонн в год 95% KCL Гремячинского месторождения в Котельниковском районе с освоенным объемом инвестиций – 131,7 млрд рублей (срок реализации проекта до 2025 года). Среднее отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 19,8%.

Агентство отмечает умеренно высокую долю собственных доходов в общей структуре доходов региона: за 2019 год налоговые и неналоговые доходы (далее – ННД) составили 65,9%, что на 4,7 п.п ниже, чем за 2018 год. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 33,1%, налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 31,7%, акцизы – 14,0%, налог на имущество организаций – 10,9%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 9,0% в налоговых доходах. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 10,8% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 3,6%, а трансферты из федерального бюджета на 24,4%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по НДФЛ (+6,7%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+6,5%), акцизам (+17,9%). При этом, наблюдается снижение поступлений по таким налогам как налог на прибыль организаций (-2,1%) и налог на имущество организаций (-6,5%). Рост поступлений по НДФЛ связан с увеличение номинальной начисленной заработной платы одного работника по полному кругу организаций на 5,0% относительно уровня 2018 года. Увеличение поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, произошло в результате увеличения количества налогоплательщиков, а также роста доходности бизнеса, в большей части, зависящей от индекса потребительских цен, по акцизам – за счет увеличения объема акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию, поступающих в соответствии с распределением из федерального бюджета. Снижение поступлений по налогу на прибыль организаций обусловлено снижением поступлений от крупных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сферах: обрабатывающие производства (-16,4%), деятельность профессиональная, научная и техническая (-10,2%), строительство (-30,9%), деятельность финансовая и страховая (-9,8%); от организаций, входящих в состав консолидированных групп налогоплательщиков; предоставлением налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций по налогу «к уменьшению». Поступления по налогу на имущество организаций уменьшились в связи с исключением из налогооблагаемой базы движимого имущества с 01.01.2019. В структуре трансфертов наибольший рост наблюдается по субсидиям (+58,3%) и иным межбюджетным трансфертам (+71,1%). Рост по трансфертам связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов.

Расходы субъекта в 2019 году выросли на 11,5% по сравнению с 2018 годом. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, на финансовое обеспечение отраслей: социальная политика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт в 2019 году было направлено 68,1 млрд рублей, что выше уровня 2018 года на 8,1%, при этом удельный вес расходов отраслей социального блока в общих расходах областного бюджета сократился на 2,0 п.п. В структуре расходов по итогам 2019 года произошли некоторые изменения, связанные с началом реализации в 2019 году национальных проектов. Так, в связи со значительным увеличением расходов по национальной экономике (+26,4%) и здравоохранению (+38,3%) по итогам 2019 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 2,4 п.п. и 1,9 п.п. соответственно. Значительное снижение доли наблюдается по социальной политике, при росте расходов на 8,0% ее удельный вес сократился на 0,9 п.п. 

Региональный бюджет на протяжении двух лет исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 2,4 млрд рублей или 3,3% ННД. Исполнение бюджета в 2020 году ожидается с дефицитом в размере 2,3 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.

Долговая нагрузка региона на 01.01.2020 года оценивается как умеренно низкая: совокупный объем долгового портфеля составил 47,0 млрд рублей, что составляет 64,7% от ННД за предшествующие 12 месяцев. В 2019 году регион сократил объем государственного долга на 4,1 млрд рублей, долговая нагрузка сократилась на 8,0 п.п. По итогам 2020 года уровень долговой нагрузки ожидается на уровне 65,7% от ННД. Долговой портфель сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 45,3%, банковских кредитов – 30,8%, облигационных займов – 23,9%. Умеренная концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 составляет 30,8%). График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, доля долга к погашению в течение 12 месяцев с 01.04.2020 составляет 17,5% от совокупного долга региона. В регионе все еще отмечается высокая стоимость фондирования: отношение расходов по обслуживанию долга к ННД за 2019 год составило 3,4%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку несмотря на то, что расходы региона на обслуживание долга в 2019 году снизились на 244,1 млн рублей. Кроме того, агентство отмечает высокие показатели ликвидности: у региона имеются остатки денежных средств на счетах и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 110,4 млрд рублей, объем расходов – 108,0 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Волгоградской области был впервые опубликован 09.07.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.12.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Волгоградской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Волгоградской области принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Волгоградской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023