Рейтинговые действия, 14.05.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Карелия на уровне ruВВВ-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 14 мая 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Карелия на уровне ruВВВ-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Республика Карелия (далее – регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Экономика региона имеет диверсифицированную структуру с упором на обрабатывающее производство, добычу полезных ископаемых, транспортировку и хранение. Промышленность в республике является одной из отраслей, вносящих значительный вклад в ВРП. В структуре промышленности наибольший удельный вес занимает обрабатывающее производство (20,8%) и добыча полезных ископаемых (17,1%). По видам производимой продукции Карелия занимает 28% российского рынка железорудных окатышей, 9,8% железной руды, 7,6% рынка нерудных строительных материалов. В структуре обрабатывающего производства преобладает лесопромышленный комплекс, затем идет пищевая промышленность, металлургический комплекс, производство машин, транспортных средств и оборудования. Карелия обладает значительными запасами лесных и минерально-сырьевых ресурсов. Природные ресурсы региона составляют основу ее инвестиционного потенциала.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 290,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,7% выше уровня 2018 года. ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 470,7 тыс. рублей, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. Давление на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки, умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 года, по оценке, численность населения региона составила 614,1 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось почти на 20 тыс. человек. Основными причинами снижения численности является естественная убыль, а также отток населения в другие регионы. Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 года, по оценке, составил 0,869, что существенно выше среднероссийского показателя. Среднегодовой уровень безработицы хоть и в 2019 году снизился по сравнению с 2018 годом на 0,7 п.п., все еще остается на умеренно высоком уровне – 7,4% и превышает среднероссийский уровень на 2,8 п.п. Снижение безработицы связано с развитием системы рабочих мест и профессиональных компетенций, а также реализацией мер активной политики занятости. Также в регионе расширились меры поддержки самозанятости. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год составил, по оценке, 40,9 млрд рублей, что на 8,8% больше, чем в 2018 году в действующих ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года остается на низком уровне и составляет порядка 13,8%. В регионе созданы три территории опережающего социально-экономического развития – «Надвоицы», «Кондопога» и «Костомукша».

Агентство отмечает высокую зависимость регионального бюджета от трансфертов из федерального бюджета. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета республики по итогам 2019 года составила 54,1%, что на 2,2 п.п. ниже уровня 2018 года. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 35,3%, налог на прибыль организаций – 31,4%, акцизы – 11,5%. Диверсификация налоговой базы региона оценивается как умеренно высокая: доля крупнейшего налогоплательщика составила 8,5% в налоговых доходах.  За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 8,5% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 4,4%, а трансферты из федерального бюджета на 16,4%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+12,9%), НДФЛ (+4,6%), акцизам (+23,9%). Увеличение поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, произошло в результате роста налогооблагаемой базы, в связи с принимаемыми в регионе мерами государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы, направленные на формирование в республике благоприятного предпринимательского климата, включающие, в том числе, меры налоговой поддержки. Поступления по акцизам выросли в результате увеличения объема акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию, поступающих в соответствии с распределением из федерального бюджета, рост платежей по НДФЛ обусловлен увеличением фонда оплаты труда. Рост по трансфертам связан с увеличением финансовой поддержки из федерального бюджета, в том числе на реализацию национальных проектов. 

По итогам 2019 года расходы регионального бюджета увеличились по сравнению с 2018 годом на 16,7%. Доля капитальных вложений в расходах составила 18,4% за 2019 год, что оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 66,4% или 33,4 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 22,3%, на общегосударственные вопросы – 3,9%, другие расходы – 7,4%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: национальная экономика (+70,6%), охрана окружающей среды (в 4,8 раза), образование (+17,6%).

На протяжении последних двух лет бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 3,6% ННД. Параметры бюджета на 2020 год сформированы с дефицитом в размере 3,0 млрд рублей. Источниками покрытия дефицита будут являться облигационные займы и кредитные средства кредитных организаций. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.

Агентство положительно оценивает снижение долговой нагрузки на бюджет региона. За 2019 год долговая нагрузка снизилась на 9,7 п.п., отношение долга на 01.01.2020 года к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 68,2%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 18,9 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 21,1 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 63,3%, что на 4,9 п.п. ниже уровня 2019 года. Основной причиной увеличения долга в 2020 году является финансирование заложенного дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на 01.01.2020 года сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 43,7%, банковских кредитов – 42,5%, облигационных займов – 12,2%, государственных гарантий – 1,6%. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует умеренно низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 2,1%. Умеренная концентрация на одном кредиторе оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку (доля ПАО «Сбербанк России» на 01.01.2020 года составляет 34,9%). График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев от 01.04.2020 года погашению подлежит 22,9% совокупного долга.

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 51,3 млрд рублей, объем расходов бюджета – 50,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Карелия был впервые опубликован 31.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.11.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Карелия, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Карелия принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Карелия дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023