Рейтинговые действия, 27.11.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг лизинговой компании «ТрансФин-М» на уровне ruBBB+ и сохранил развивающийся прогноз
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 27 ноября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности лизинговой компании «ТрансФин-М» на уровне ruBBB+ и сохранило развивающийся прогноз.

Рейтинг компании обусловлен сильными рыночными позициями, высоким уровнем достаточности капитала и адекватной эффективностью деятельности, приемлемым уровнем ликвидности, адекватным уровнем корпоративного управления и качества активов. В период действия рейтинга возможен ряд крупных сделок по продаже и приобретению лизинговых активов, оценить влияние которых на масштабы и доходную базу компании на текущий момент не представляется возможным. Кроме того, планируемые изменения в структуре и стоимости фондирования также вносят неопределенность на фоне негативной динамики грузоперевозок в операционном сегменте компании, что обуславливает развивающийся прогноз.

ПАО «ТрансФин-М» - специализированная лизинговая компания, предоставляющая услуги по операционному и финансовому лизингу железнодорожной техники. Также компания активно развивает оперирование собственным парком спецтехники. В апреле 2020 года компания вошла в перечень системообразующих предприятий транспортной отрасли, что в случае возникновения необходимости позволяет ей получить доступ к льготным кредитам и госгарантиям. Головной офис компании находится в Москве, региональная сеть подразделений отсутствует, тем не менее компания предоставляет услуги лизинга на территории Москвы, Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного и Южного федеральных округов. Клиентами компании являются ведущие российские предприятия из нефтедобывающей, угольной, металлургической и прочих промышленных отраслей. С ноября 2019 года собственником компании является АО «ТФМ-Гарант», ключевой бенефициар которого -  Алексей Тайчер с долей 70%. Сделка по покупке компании была профинансирована преимущественно за счет заемных средств, привлеченных компанией АО «ТФМ-Гарант» от одного из госбанков.

Сильная оценка рыночных позиций обусловлена значительным масштабом бизнеса компании на российском лизинговом рынке. Несмотря на снижение объема ЧИЛ практически в 4 раза за период с 01.07.2019 по 01.07.2020 (с 66,3 до 17,9 млрд руб.) по мере досрочного закрытия ряда крупных сделок в рамках продажи компании бывшим собственником НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», компания нарастила объем парка в собственном оперировании, который находится на балансе созданного совместно с ВЭБ.РФ ж/д-оператора ООО «Атлант». На 01.10.2020 около 34 тыс. единиц подвижного состава передано клиентам в оперирование и операционную аренду, а около 6 тыс. единиц - по договорам финансового лизинга. Компания остается одним из лидеров в ж/д-сегменте (доля компании в ж/д-сегменте составила около 11% на 01.07.2020), что отчасти нивелирует повышенную концентрацию на данном виде лизингового имущества. В то же время агентство отмечает повышенную зависимость эффективности деятельности компании от конъюнктуры ж/д-сегмента и динамики арендных ставок на подвижной состав, которые снижались на протяжении 2020 года на фоне уменьшения объема погрузки на сетях и профицита отдельных видов вагонов.

Высокая достаточность капитала в сочетании с адекватной эффективностью деятельности. Коэффициент автономии собственных средств находится на высоком уровне (по данным МСФО на 01.07.2020 – 24,5%), и по мнению агентства, в ближайшей перспективе снижения достаточности капитала не ожидается. В течение 2019 года компания продемонстрировала очень высокий уровень рентабельности за счет досрочного закрытия части лизинговых сделок (по МСФО за 2019 год ROE=49%), в то время как за 1пг2020 ROE с переводом в годовое выражение составила всего 7%. Изменение структуры активов оказало влияние на соотношение доходов от операционного и финансового лизинга: за 1пг2020 только 8% доходов получено от оказания услуг по финансовому лизингу, тогда как за 1пг2019 на финансовый лизинг приходилось свыше 50% операционных доходов.

Адекватное качество активов. На 01.07.2020 около 42% активов приходится на основные средства, представляющих ж/д-парк и спецтехнику, переданные в оперлизинг, и 11% активов составляет ЧИЛ. С начала пандемии около 4% лизингового портфеля было реструктурировано, также ряд лизингополучателей допускал просрочки свыше 30 дней (на 01.07.2020 ЧИЛ с просроченными платежами свыше 30 дней – 10%), тем не менее на 01.10.2020 большая часть просроченной задолженности успешно погашена. Агентство отмечает повышенную концентрацию ЧИЛ на крупнейших лизингополучателях (на 01.07.2020 на крупнейшего лизингополучателя приходилось 22% ЧИЛ, на второго крупнейшего – 11%). Поддержку рейтингу оказывает адекватный уровень страховой защиты лизингового имущества (все лизинговое имущество застраховано в страховых компаниях, которые имеют рейтинг надежности на уровне ruАА- и выше от «Эксперт РА»). Еще около 34% активов на 01.07.2020 представлено займами, выданными акционеру АО «ТФМ-Гарант» для выкупа облигаций компании и погашения задолженности, образовавшейся в рамках сделки по покупке ПАО «ТрансФин-М».

Приемлемая ликвидная позиция. На 01.07.2020 около 30% пассивов компании приходится на облигационный выпуск, держателем которого является один из госбанков, первоначально предоставивший заемные средства АО «ТФМ-Гарант» для покупки компании. При этом условия облигационного выпуска полностью соответствуют условиям ранее предоставленного кредита. Согласно графику, ближайшие платежи в рамках обслуживания долга начнутся только в 4 квартале 2022 года, поэтому на горизонте действия рейтинга, по мнению агентства, данная долговая нагрузка не окажет существенного давления на платежеспособность компании. Тем не менее, по мере приближения к дате исполнения обязательств, агентство будет более консервативно оценивать уровень текущей долговой нагрузки компании и возможность генерации средств для обслуживания задолженности. Запас ликвидных активов находится на невысоком уровне (4% от активов по МСФО на 01.07.2020), однако он позволяет комфортно обслуживать краткосрочные обязательства (коэффициент текущей долговой нагрузки составил 17% на 01.07.2020). Агентство отмечает, что на горизонте года возможны изменения в структуре и стоимости фондирования ввиду привлечения финансирования от неаффилированных кредиторов для развития компании.

Уровень корпоративного управления и риск-менеджмента агентство оценивает как адекватный. Качество бизнес-процессов в целом соответствует специфике и масштабу бизнеса компании. Большинство топ-менеджеров имеют значительный опыт работы в лизинговой сфере, Организационная структура признается логичной, качество бизнес-процессов находится на сопоставимом уровне по сравнению с лизинговыми компаниями схожей специализации. Стратегия компании направлена на поддержание конкурентных позиций в финансовом лизинге ж/д-техники, а также предполагает наращивание операционного ж/д-парка и увеличение объемов как финансового, так и операционного лизинга в сегменте спецтехники.

Объем портфеля на 01.07.2020 составил 205 млрд руб., полученные лизинговые и арендные платежи за 1пг2020 года – 12,7 млрд руб. 

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Рейтинг кредитоспособности впервые был присвоен объекту рейтинга 24.06.2009. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 03.12.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности лизинговым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные ПАО «ТрансФин-М», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «ТрансФин-М» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «ТрансФин-М» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Лизинг развернулся к Азии

Коммерсант

Рынок лизинга Петербурга в текущем году развивается более уверенно, чем федеральный. Объем нового лизингового бизнеса в Петербурге по итогам первого полугодия 2022 составил 76,1 млрд рублей, показав падение на 1,8%, подсчитали в агентстве «Эксперт РА», тогда как в целом по РФ сокращение составило 19% (770 млрд рублей). Петербургский рынок, таким образом, развивается более уверенно, чем федеральный. Доля Санкт-Петербурга в объеме нового бизнеса в первом полугодии 2022 выросла с 8 до 10,5%.
31.10.2022

Лизинговые компании сократили объем облигаций до пятилетних минимумов

Frank RG

Зато лизингодатели стали активно финансировать сделки за счет собственных средств
06.10.2022

Доля лизинга подержанных предметов в России выросла в первом полугодии

ПРАЙМ

МОСКВА, 6 окт — ПРАЙМ. Дефицит предметов лизинга в первом полугодии 2022 года и рост цен на них вынудили лизинговые компании наращивать сделки с подержанным оборудованием, вследствие чего доля лизинга бывшей в употреблении техники выросла к аналогичному периоду прошлого года в новом бизнесе на шесть процентов. Об этом заявили РИА Новости в рейтинговом агентстве "Эксперт РА".
06.10.2022

Зоя Советкина в программе РБК ТВ «Экономика. Главное»

Отчет “Рынок лизинга в 1-ом полугодии 2022 года: в тисках геополитики” обсуждается в программе РБК ТВ «Экономика. Главное». Младший директор по банковским рейтингам Зоя Советкина отвечает на вопрос, каковы основные причины падения рынка лизинга и есть ли предпосылки для его восстановления. 15.09.2022

Самолетам предложили подъемные

Коммерсант

Как стало известно “Ъ”, Минтранс предложил авиакомпаниям выкупить самолеты иностранных лизингодателей за счет ФНБ. В письме, направленном 30 августа в 20 крупнейших авиакомпаний (есть у “Ъ”), министерство предлагает перевозчикам оценить, сколько оставшихся у них самолетов они готовы приобрести.
14.09.2022