Рейтинговые действия, 29.09.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Свердловской области на уровне ruАА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 29 сентября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Свердловской области на уровне ruАА-. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Свердловская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Уральского федерального округа. Площадь территории региона составляет 194,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Екатеринбург. Экономика региона является высокодиверсифицированной и охватывает все основные отрасли промышленного комплекса, ключевым сектором выступает обрабатывающая промышленность. Наиболее конкурентоспособными отраслями промышленности являются металлургическое производство и машиностроение.

Область характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2019 год, по оценке региона, составил 2,4 трлн рублей, что на 2,0% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП до 2,3 трлн рублей, что вызвано негативными последствия кризисных явлений на фоне введения карантинных мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции. Показатели благосостояния региона находятся также на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 558,5 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 4,2%. В результате развития кризисных явлений в 2020 году ожидается рост уровня безработицы (безработица в регионе в мае-июле 2020 года составила 6,5%, что на 0,3 п.п. выше среднероссийского уровня). Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 4310,7 тыс. человек. За последние 5 лет численность сократилась почти на 15 тыс. человек. Основными причинами, повлиявшим на снижение численности населения, являются как увеличение смертности из-за ухудшения возрастной структуры населения, так и сокращение числа женщин фертильного возраста, а также низкий миграционный прирост.  Коэффициент демографической нагрузки на 01.01.2020 составил 0,815, что выше среднероссийского уровня. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года (2017-2019 гг.), по расчетам, составило порядка 15,2%. По итогам 2020 года прогнозируется снижение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) с 406,8 млрд рублей до 377,2 млрд рублей в результате снижения инвестиционной активности компаний региона, переноса реализации запланированных инвестиционных программ на более поздние сроки. На территории области действуют индустриальные парки, технопарк, особая экономическая зона, три территории социально-экономического развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.

Бюджетная обеспеченность области оценивается агентством позитивно. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов областного бюджета составила 87,8%. В 2020 году ожидается снижение доли примерно на 9,0 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. В структуре налоговых доходов преобладающее место в 2019 году занимали налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц, на долю которых пришлось 39,2% и 35,6% соответственно. Диверсификация налоговой базы региона оценивается положительно: доля крупнейшего налогоплательщика составила 4,7% в налоговых доходах. За шесть месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 4,0% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе по трансфертам в 1,5 раза, а вот по ННД снизились на 10,0%. В структуре налоговых доходов снижение наблюдается по всем бюджетообразующим налогам, наибольшее сложилось по налогу на прибыль организаций (-15,6%), что обусловлено ухудшением макроэкономических показателей в результате снижения деловой активности в сферах производства и потребления на фоне коронавирусной пандемии. В июле – августе 2020 года отрицательная динамика поступлений ННД сохранилась: по оперативным данным по состоянию на 01.09.2020 ННД областного бюджета на 8,7% (или на 12,9 млрд рублей) ниже уровня соответствующей отчетной даты 2019 года. В структуре безвозмездных поступлений по итогам шести месяцев текущего года наибольший рост наблюдается по дотациям (в 35,4 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 3 раза), в результате увеличения финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. На фоне экономических и социальных последствий кризиса регион прогнозирует в 2020 году снижение доходов бюджета почти на 7,0%, что связано с прогнозируемым снижением поступлений по ННД на 16,5%. По трансфертам ожидается рост в 1,6 раза.

Расходы региона в январе-июне 2020 года выросли на 21,3% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течение шести месяцев 2020 года было направлено 104,3 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 22,2%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал рост на 0,6 п.п. В структуре расходов по итогам первого полугодия 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией мер по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по здравоохранению (в 1,6 раза) в январе-июне 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 3,2 п.п. Значительное снижение наблюдается по социальной политике, ее удельный вес сократился на 3,4 п.п. По оценке региона, расходы областного бюджета в 2020 году увеличатся почти на 16,3% по сравнению с 2019 годом и составят 308,2 млрд рублей на фоне роста расходов на борьбу с пандемией, финансового обеспечения мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики.

Бюджет региона традиционно исполняется с дефицитом (кроме 2018 года), который по итогам 2019 года составил 6,5% ННД. Параметры бюджета на 2020 год, в Законе области «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» сформированы также с дефицитом – 29,4 млрд рублей.

Регион по-прежнему характеризуется низким уровнем долговой нагрузки, что оказывает поддержку рейтингу. По состоянию на 01.01.2020 отношение долга к ННД за 2019 год составило 35,1%. В 2020 году прогнозируемое дефицитное исполнение бюджета потребует наращивание долгового портфеля. Регионом будут привлекаться дополнительные объемы по банковским кредитам, а также облигационные займы на сумму до 22,0 млрд рублей. На начало 2020 года в структуре совокупных долговых обязательств области 41,8% долга приходилось на кредиты коммерческих банков, 32,4% на облигационные займы и 24,4% на бюджетные кредиты от Минфина РФ, а также 1,4% на государственные гарантии. Расходы региона на обслуживание долга в 2019 году составили 1,6% ННД, а в 2020 году данные расходы могут увеличиться до 3,6% ННД вследствие роста объема государственного долга. Регион имеет доступ к открытым кредитным линиям в коммерческих банках и к казначейским кредитам, которые покрывают внутригодовые кассовые разрывы.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 250,6 млрд руб., объем расходов – 264,9 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Свердловской области был впервые опубликован 08.11.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.04.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Свердловской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Свердловской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Свердловской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023