Рейтинговые действия, 04.02.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг города Красноярска на уровне ruА
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 4 февраля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Красноярска на уровне ruА. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Красноярск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Красноярского края, входящего в десятку крупнейших регионов по объему ВРП. Город является крупным транспортно-логистическим центром с развитой местной экономикой. Металлургия является одной из значимых отраслей экономики города и представлена в основном алюминиевой промышленностью. Развитие металлургического производства осуществляется в рамках стратегии развития металлургических предприятий АО «РУСАЛ Красноярск», ООО «КраМЗ», ОАО «Красцветмет».

Город характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров и выполненных работ по итогам 2020 года составил 729,3 млрд рублей. За 11 месяцев 2021 года объем отгруженных товаров и выполненных работ оценивается городом в размере 772,3 млрд рублей, что на 18,8% выше аналогичного периода 2020 года в действующих ценах. Положительная динамика обусловлена улучшением экономической ситуацией в городе. В структуре совокупных отгруженных товаров и услуг в 2020 году металлургическое производство формировало 37,8%. Представленная умеренная концентрация повышает подверженность экономики города рискам волатильности на международных рынках сырьевых товаров. Для города характерна высокая численность населения – на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) численность населения оценивается городом в размере 1094,9 тыс. чел., средняя заработная плата за 2021 год (далее – отчетный год), по предварительной оценке, составила 64,2 тыс. рублей. Среднегодовой уровень безработицы практически восстановился до допандемийного уровня и по итогам отчетного года, по данным города, составил 0,5%, что положительно отразилось на рейтинговой оценке.

Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в структуре доходов городского бюджета по итогам 2021 года составила 53,2%, что на 9,6 п. п. выше уровня 2020 года. За отчетный год доходы городского бюджета выросли на 20,4% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты на 0,2%, ННД – на 47,2% и превысили бюджетные назначения на 10,5%. В структуре налоговых доходов наблюдалась положительная динамика по всем бюджетообразующим налогам. Значительный рост был обеспечен увеличением поступлений по налогу на прибыль и НДФЛ, а также поступлением налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Рост поступлений по налогу на прибыль обусловлен увеличением платежей от организаций, осуществляющих добычу полезных ископаемых, металлургическое производство, финансовую и страховую деятельность, а также вложений в ценные бумаги; по НДФЛ – в связи с ростом фонда заработной платы (около 9,5% за отчетный год), по налогу, взимаемому с применением упрощённой системы налогообложения в связи с установлением с 2021 года городу норматива отчислений в размере 50%. Несмотря на положительную динамику других бюджетообразующих налогов – налог на имущество физических лиц и земельный налог – поступления по ним не восстановились до уровня допандемийного года. Муниципалитет характеризуется отсутствием зависимости от одного налогоплательщика: на десять крупнейших налогоплательщиков в 2021 году приходилось 14,4% налоговых доходов, что оказало поддержку рейтинговой оценке.

Расходы города в 2021 году выросли на 18,3% по сравнению с 2020 годом и сложились на уровне 41,9 млрд рублей. В структуре расходов муниципалитета преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2021 году направлено 26,4 млрд рублей, что сформировало 63,0% всех расходов города. Увеличение расходов городского бюджета обусловлено ростом расходов по национальной экономике (+26,1%) в связи с реализацией масштабных мероприятий по обновлению пассажирского состава электротранспорта в рамках национального проекта «Экология», по жилищно-коммунальному хозяйству (+58,2%) в связи с увеличением средств направляемых на реализацию региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» более чем в 3 раза, по социальной политике (+40,9 %) в связи с ростом инициативных расходов, направленных на дополнительные меры социальной поддержки граждан. Положительно влияет на рейтинговую оценку высокая гибкость расходной части бюджета: доля капитальных расходов за 2021 год приросла на 4,4 п. п. и составила 27,5% в общем объёме расходов.

Городской бюджет второй год подряд исполняется с профицитом, что оказывает поддержку рейтинговой оценке. Профицит, по итогам 2021 года составил 3,2 млрд рублей или 13,4% ННД. В соответствии с решением о бюджете на 2022 год исполнение бюджета планируется с дефицитом в размере 1,1 млрд рублей или 4,6% ННД, который на 50% сформирован за счет остатков средств на начало года, сложившихся за счет перевыполнения плана по налоговым и неналоговым доходам по итогам 2021 год.

Долговая нагрузка города Красноярска оценивается на низком уровне: по итогам 2021 года долг муниципалитета сократился на 24,0% и на 01.01.2022 составил 7,9 млрд рублей, долговая нагрузка снизилась на 30,8 п. п. до 32,9%. В 2022 году ожидается рост муниципального долга до 8,5 млрд рублей в связи с необходимостью финансирования дефицита городского бюджета, долговая нагрузка увеличится до 35,2%, но останется на комфортном уровне. В структуре долгового портфеля существенных изменений не произошло. На 01.01.2022 долговой портфель представлен преимущественно коммерческими кредитами банков, на их долю приходилось 62,0%, облигационные займы формировали 38,0%. По итогам 2022 года структура долгового портфеля изменится, доля банковских кредитов составит 66,9%, доля облигационных займов – 29,6%, бюджетных кредитов – 6,5%. Доля долга, подлежащего погашению на горизонте 12 месяцев с 01.01.2022, составляет 29,7%, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Пик погашения долга приходится на 4 квартал 2022 года. Сокращение долговых обязательств в отчетном году способствовало снижению расходов на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД по итогам отчетного года снизилось на 2,2 п. п. по сравнению с 2020 годом и составило 2,4%. Город имеет открытые кредитные линии для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2021 года составил 45,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 41,9 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг города Красноярска был впервые опубликован 21.02.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.08.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов администрации города Красноярска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация города Красноярска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Красноярску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023