Рейтинговые действия, 22.06.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «Магистраль двух столиц» на уровне ruAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 22 июня 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности проектной компании ООО «Магистраль двух столиц» на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу стабильный.

ООО «Магистраль двух столиц» осуществляет проект строительства и дальнейшей эксплуатации на платной основе скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва - Санкт-Петербург» на участке км 543 - км 684 по схеме концессионного соглашения с ГК «Автодор» (ruAA+, стаб.). В ноябре 2019 г. были введены в эксплуатацию 7 и 8 этапы «Скоростной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург» (М-11) на участках км 543 – км 646 и км 646 – км 684. Однако в связи с тем, что акт приемки завершенной строительством автомобильной дороги был подписан приемочной комиссией только в декабре 2021 г., в течение периода с ноября 2019 г. по декабрь 2021 г. был установлен переходный период, в течение которого концедент уплачивал компании эксплуатационные платежи, но в меньшем объеме, чем первоначально планировалось. В связи со стартом эксплуатационного этапа проекта и завершением переходного периода агентство отмечает низкие риски проектирования и технологии проекта.

В рамках концессионного соглашения компании предоставлялся капитальный грант, покрывающий более 70% всех необходимых затрат на строительство и расцениваемый агентством как квазикапитал. Таким образом, с учетом субординированных займов от акционеров соотношение собственных источников и средств концедента к совокупному финансированию с учетом обслуживания долга и банковских комиссий составляет 75%, что положительно влияет на рейтинговую оценку.

Агентство положительно оценивает уровень законтрактованности проекта, поскольку основной риск на эксплуатационной стадии - риск трафика - принят на себя концедентом, в то время как концессионеру предоставляются гарантированные платежи на обслуживание старшего долга. Платежи концедента согласно условиям соглашения, подлежат индексации на уровень инфляции, что элиминирует процентные риски - ставка по купонам облигаций на эксплуатационном этапе является плавающей и привязана к индексу потребительских цен. Также отмечается отсутствие валютных рисков в связи с рублевыми долговыми обязательствами. Риски повышения стоимости эксплуатации проекта в результате значительного роста инфляции в первой половине 2022 г. нивелируются ростом поступлений от эксплуатационных платежей, размер которых привязан к индексу потребительских цен, и наличием прямого операторского соглашения с регламентированным изменением стоимости услуг. Тем не менее, агентство отмечает изменение финансовых показателей проекта вследствие роста инфляции. По актуализированной финансовой модели рост эксплуатационных расходов приведет к снижению уровня прогнозного операционного денежного потока проекта. Однако, показатели покрытия обслуживания долга остатками на счетах, включая резервные, и операционным денежным потоком останутся на комфортных уровнях: показатель DSCR в 2022 г. будет находиться на уровне 1,5, в 2023 и 2024 гг. – 2,0 и 1,4 соответственно. Прогнозные минимальные значения показателей обслуживания долга DSCR и ISCR на период реализации проекта составят 1,4 и 1,8 соответственно. Агентство обращает внимание, что проект подразумевает частичное рефинансирование долга в 2030 г. Погашение старшего долга в 2030 г. может быть реализовано при условии формирования достаточного объема резервов в сумме 5,5 млрд руб. в 2026-2029 гг. и получения рефинансирования в размере 7,6 млрд руб. Агентство отмечает отсутствие регламентированного порядка по формированию резервов, согласно документации проекта, но в оценке полагается на соблюдение планов финансовой модели.

Все платежи, за исключением связанных с обслуживанием старшего долга (неуменьшаемый инвестиционный платёж концедента), подвержены риску корректировок с уменьшением платы концедента за несоответствие возводимого объекта техническим требованиям. Компания находится в судебном споре с ГК «Автодор» по ранее выставленным денежным требованиям, связанным с нарушением сроков сдачи проекта в эксплуатацию, на сумму 1,8 млрд руб., из которых 0,6 млрд руб. ГК «Автодор» удержала в 2021 г. при перечислении эксплуатационных платежей. Указанные суммы были перевыставлены подрядчику (ICA – совместное предприятие турецкой IC Ictas и итальянской Astaldi), который в свою очередь наложил в судебном порядке обеспечительные меры на банковские гарантии компании, предоставленные банками UniCredit (Италия) и Yapı ve Kredi Bankası A.Ş. (Турция). По гарантии банка UniCredit обеспечительные меры были сняты, и в феврале 2022 г. компанией получен платеж в сумме 0,8 млрд руб. Из-за наличия обеспечительных мер по банковским гарантиям была нарушена ковенанта по долговым обязательствам компании, что дает возможность кредитору предъявить требования по уплате долга к досрочному погашению. Соответствующая оговорка содержится в аудиторском заключении к МСФО отчетности компании за 2021 г. Агентство оценивает риск предъявления кредитной задолженности к досрочному погашению в силу связанности как маловероятный. В то же время агентство отмечает, что в случае взыскания сумм по спору с ГК «Автодор» и отсутствия поступления платежей от подрядчика по аналогичному спору, есть риски недостаточного покрытия субординированного долга компании, текущие условия которого предполагают долгосрочный характер обязательств, но не предполагают списания долга. Исходя из консервативных предпосылок, при расчетах показателей прогнозной ликвидности агентство скорректировало объем операционного денежного потока на возможные удержания сумм по спору с ГК «Автодор» в 2023 г. Коэффициент прогнозной ликвидности, рассчитываемый как отношение доступных источников ликвидности к затратам, составил 1,43, что оценивается агентством как высокий уровень

Агентство отмечает планы компании по досрочному полному погашению субординированных займов в 2023 г. после урегулирования спора с ГК «Автодор» или создания специального резерва под потенциальные выплаты по иску из полученных средств уменьшаемого инвестиционного платежа, покрывающих выплаты акционерам. При этом контрактный срок субординированных займов – 2041 г. Агентство понизило оценку корпоративного управления компании в связи с изменившимся планом по срокам погашения субординированного займа.

При оценке рейтинга агентством также учитывался значительный опыт акционеров в реализации различных проектов в формате государственно-частного партнерства и высокий уровень внешней экспертизы. Агентство невысоко оценивает уровень страхового покрытия имущества, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинг. Компания страхует 100% стоимости искусственных сооружений и строительно-монтажных работ, а также 1% от стоимости автомобильной дороги. Объём страхового покрытия имущества определен концессионным соглашением.

По данным отчетности ООО «Магистраль двух столиц» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2021 составляли 28,8 млрд руб., отрицательная величина собственных средств – 4,1 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «Магистраль двух столиц» был впервые опубликован 30.04.2015. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 25.06.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности проектным компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current/ (вступила в силу 21.12.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Магистраль двух столиц», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Магистраль двух столиц» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Магистраль двух столиц» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Размер ставки по семейной ипотеке могут увязать с количеством детей

BFM.ru

До 5% будут предлагать при рождении второго ребенка и до 4% – при появлении третьего и последующих. С предложением выступил Минфин, пишет газета "Известия". Льготу хотят распространить только на новые займы по госпрограмме
07.03.2024

Кому будет трудно получить ипотеку в 2024 году

РБК Недвижимость

Чтобы получить одобрение по ипотеке, в 2024 году необходимо иметь средства для уплаты первого взноса размером около 30%, высокие доходы (от 100 тыс. руб. по стране) и невысокую долговую нагрузку, считают эксперты
31.01.2024

Спрос сократится: подешевеют ли новостройки в 2024 году

РБК

На фоне ужесточения выдачи льготной ипотеки и вероятной отмены программы на новостройки эксперты ожидают снижения спроса до 5 0%. Несмотря на это, цены в реальном выражении будут стоять на месте.
26.12.2023

ИЖС нужно больше ипотеки

Коммерсантъ

Индивидуальные дома – драйвер рынка строительства
07.12.2023

Долги не сразу строились

КоммерсантЪ

Застройщики сократили выпуск облигаций
11.10.2023