Лизинг и факторинг, 24.03.2015

Структура рынка
Поделиться
VK


Структура сделок по регионам

По сравнению с 2013 годом в территориальном распределении лизинговых сделок за прошедший год произошло снижение доли Санкт-Петербурга на 5,6 п. п. (обусловлено крупной разовой сделкой в 1 полугодии 2013 года), первые (пилотные) сделки во 2 полугодии были заключены в Крымском ФО, а доля Центрального ФО за 2014 год выросла почти на 3 п. п. Крупнейшим регионом по объему заключаемых новых договоров лизинга по-прежнему остается Москва (43,1% за 2014 год).

Стоит отметить, что значительная часть нового бизнеса за пределами РФ обусловлена сделками с клиентами из стран, входящих в Таможенный союз. Основная доля таких сделок пришлась на лизингополучателей из Республики Казахстан и Республики Беларусь. В лизинг передавалось различное оборудование, автотранспорт, ж/д техника и прочее.

 

 

Без учета крупных сделок в территориальном распределении новых договоров лизинга концентрация на Москву выросла на 6 п. п., вторым ФО по сумме заключенных лизинговых договоров остается Приволжский, а третье место удерживает Уральский ФО.

 

 

2.2. Структура сделок по отраслям

2014 год ознаменовался значительным падением прежних лидеров среди сегментов по сумме новых договоров лизинга – ж/д и авиатехники. Сокращение объема сделок с железнодорожной техникой за прошедший год составило 40,2%, а с авиатранспортом – 44,3%. Если стагнация в первом сегменте началась с 2012 года, то авиационная отрасль столкнулась с заметными проблемами в 2014 году. Падение курса рубля негативно отразилось, во-первых, на объемах международных авиаперевозок, которые, в отличие от внутристрановых, давали значительную часть прибыли для авиакомпаний, а во-вторых, на росте суммы лизинговых платежей, так как подавляющая часть лизинговых договоров заключена в иностранной валюте. С наибольшими проблемами столкнулись авиаперевозчики, приобретавшие самолеты в финансовый лизинг, так как для его погашения авиакомпании использовали краткосрочные банковские займы, выдачу которых иностранные кредитные организации стали сворачивать после введения санкций западными странами.

С позитивной динамикой год закончил автолизинг, ставший крупнейшим сегментом по доле в сумме новых договоров лизинга (33,1% за 2014 год против 24,9% за 2013 год) и нарастивший абсолютные объемы (с 323,7 млн рублей за 2013 год до 331 млн рублей за 2014 год). Основной рост в сегменте автолизинга продемонстрировал легковой автотранспорт (+25,5%), а сделки с грузовыми автомобилями, несмотря на рост доли (+1,8 п. п.), в стоимостном выражении сократились почти на 13%. Данная динамика объясняется тем, что продажи грузовых автомобилей за прошедший год падали сильнее, чем легковых. Кроме того, девальвация рубля позитивно сказалась на продажах легковых автомобилей в IV квартале 2014 года, так как клиенты пытались приобрести технику до пересмотра цен продавцами. В целом причиной роста автолизинга стала ликвидность автотранспорта, что является важным аспектом при реализации изъятого имущества у неплатежеспособного клиента, а также активный выход госкомпаний за последние два года в сегмент МСБ. Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных «Экспертом РА» в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали только 4 (таблица 3). Годом ранее рост наблюдался в 9 сегментах.

Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2014 год, % Доля в сумме новых договоров за 2014 год, % Доля в сумме новых договоров за 2013 год, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента по сумме новых договоров за 2014 год, % Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.01.2015, %
Железнодорожная техника22.726.934.6-40.242.2
Грузовой автотранспорт18.917.115.1-12.98.0
Легковые автомобили16.916.09.825.55.6
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты)12.910.814.9-44.321.7
Строительная и дорожно-строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах9.79.48.2-12.14.6
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки3.02.92.8-19.02.4
Недвижимость (здания и сооружения)2.12.71.0105.92.0
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование1.82.01.9-19.11.9
Сельскохозяйственная техника и скот*1.61.51.5-21.02.9
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары1.21.11.0-15.60.5
Суда (морские и речные)1.11.41.10.72.4
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры0.90.90.477.00.3
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное и оборудование для ресторанов0.70.70.9-39.50.3
Оборудование для ЖКХ0.70.71.0-46.90.4
Энергетическое оборудование0.40.40.9-68.41.3
Полиграфическое оборудование0.30.30.3-24.10.2
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование0.10.10.1-48.70.0
Прочее оборудование5.15.14.5-13.13.2
* При оценке доли сегмента экспертно учтена компания «Росагролизинг».
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Среди топ-10 сегментов по сумме новых договоров лизинга помимо автолизинга доли увеличили строительная техника (+1,2 п. п., в абсолютном выражении сегмент сократился на 12,1%) и недвижимость (+1,7 п. п., в абсолютном выражении сегмент вырос на 105,9%). Изменения долей остальных сегментов менее существенны для рынка лизинга.

 

Рост доли авиасегмента (+6,8 п. п.) в совокупном лизинговом портфеле на 01.01.2015, несмотря на падение суммы новых договоров лизинга (-44,3%), объясняется ростом курсов доллара США и евро по валютным лизинговым договорам с авиатехникой.

2.3. Структура сделок по размеру бизнеса клиента

Сокращение крупных сделок (прежде всего ж/д и авиасделок) на рынке в 2014 году отразилось и на структуре сделок с точки зрения размеров лизингополучателей. Наращивание сделок с автотранспортом позволило укрепить позиции лизинга в малом и среднем бизнесе: впервые с 2009 года доля сделок с МСБ составила более трети от всей суммы новых договоров лизинга за год.

 

Согласно структуре нового бизнеса (стоимости имущества) по размеру деятельности клиента, малым бизнесом больше востребован финансовый лизинг, а средним бизнесом – оперативный (см. график 13).

 

 

 

 

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика