Лизинг и факторинг, 08.12.2021

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2021 года: на гребне волны
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Зоя Советкина
Руслан Коршунов
Александр Сараев

Резюме

  • Объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2021 года вырос на 54 %, обновив исторический максимум, при этом основным драйвером рынка остался автолизинг.
  • Около 6,5 % лизингового портфеля приходится на зеленые и социальные проекты, представленные во многом сделками с энергоэффективным транспортом, спрос на который формирует государство.
  • ESG-трансформацией своей деятельности занимаются около 8 % лизинговых компаний, однако дальнейшее развитие ESG-повестки на лизинговом рынке будет во многом зависеть от стимулирующих мер со стороны государства.
  • По итогам 2021 года объем рынка лизинга вырастет на 55 % и превысит 2 трлн рублей, однако уже в 2022-м рынок ждет замедление темпов роста до 15 % на фоне исчерпания восстановительного эффекта.

Итоги 9 месяцев 2021 года: новый максимум

За январь – сентябрь текущего года объем нового бизнеса вырос на 54 % и составил 1 505 млрд рублей, тем самым превысил объемные показатели всего 2020-го, обновив исторический максимум. При этом если рассматривать отдельно корпоративные1 и остальные сегменты, то очевидно, что рост рынка во многом обусловлен динамикой вторых (см. график 1). Основным драйвером стал автолизинг, показавший рост объема нового бизнеса на 65 %, при этом доля сегмента за год увеличилась с 43 до 47 %.

Ключевыми факторами, повлиявшими на динамику автолизинга, стали высокий спрос со стороны малого и среднего бизнеса, инвестиционная активность которого во многом определяет спрос на автолизинг, на фоне дефицита автомобилей и роста их стоимости. Среди прочих факторов, поддерживающих автолизинг, стоит отметить общую популяризацию лизинга как услуги и рост проникновения лизинга в продажи (по оценкам агентства «Эксперт РА», по итогам 9 месяцев 2021-го доля лизинга в продажах новых легковых и легких коммерческих автомобилей составила 12 против 10 % годом ранее). Также отмечается положительная динамика оперлизинга автомобилей – за прошедший год объем сегмента в абсолютном выражении увеличился в 5 раз, до 7 млрд рублей, что обусловлено высоким спросом со стороны клиентов на запущенные в 2021-м предложения со стороны крупных лизинговых компаний.

Вторым сегментом, значительно увеличившим объемы в абсолютном выражении, стал лизинг строительной техники (+107 % к аналогичному периоду прошлого года). Рост сегмента обусловлен осуществляемыми мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования, а также реализацией крупных инфраструктурных проектов (нацпроекты «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», программа реновации жилья и др.).

Повышение цен на уголь и, как следствие, увеличение объемов его погрузки подстегнули спрос на ж/д технику, что позволило данному сегменту показать рост на 29 %. Авиализинг увеличил объемы нового бизнеса в 2,2 раза благодаря постепенной разморозке международных направлений совместно с расширением внутренних региональных перевозок и реализацией планов компаний по обновлению парков. В то же время сегмент морских и речных судов сократился на 22 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит отметить, что в совокупности крупные корпоративные сегменты еще не достигли объемов допандемийного 2019 года.

ESG пускает корни

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в рамках исследования провело анкетирование более 100 лизинговых компаний с целью определить, на каком этапе находится внедрение принципов устойчивого развития на российском лизинговом рынке ввиду усиливающегося интереса к ESG-повестке в нашей стране. В рамках анкетирования агентством были собраны данные по доле лизингового портфеля, приходящегося на зеленые и социальные проекты, и определено количество компаний, внедривших стратегию устойчивого развития, ESG-критерии при оценке лизингополучателей и KPI на инвестиции в устойчивые инструменты. Кроме того, агентство выяснило, какие меры, по мнению лизинговых компаний, необходимы со стороны государства для стимулирования внедрения ESG-принципов на лизинговом рынке.

По собранным данным, сумма лизинговых платежей к получению по договорам, приходящимся на зеленые и социальные проекты, составляет около 380 млрд рублей, или 6,5 % от совокупного лизингового портфеля на 01.10.2021. Стоит отметить, что этот объем сопоставим с объемом портфеля ESG-кредитов корпоративным заемщикам (порядка 400 млрд рублей на 01.07.2021), согласно исследованию агентства «Эксперт РА».2 При этом, если 70 % данных кредитов пришлись на энергетику (в т. ч. атомную), то в случае с лизингом не менее 72 % сделок были направлены на финансирование приобретения энергоэффективного транспорта. Вместе с этим подавляющая часть лизингового ESG-портфеля приходится на ГТЛК, которая в рамках госпрограмм по льготному лизингу оказывает поддержку лизингополучателям, являющимся, как правило, крупнейшими пользователями энергоэффективного транспорта. «Сегодня наши основные потребители зеленого транспорта – участники нацпроекта БКД. Мы также фиксируем спрос на водные суда на электричестве и СПГ, наземный пассажирский транспорт на СПГ и видим перспективы перевода на экологичное топливо железнодорожного транспорта, – комментирует Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами ГТЛК. – Кроме того, видим рост в сегменте цифрового оборудования».

Утвержденные стратегии устойчивого развития, в т. ч. экологические политики на конец 2021 года будут иметь около 8 % респондентов, еще 18 % планируют их введение в 2022-м. При этом около 74 % компаний пока не рассматривают внедрение вышеуказанных документов. Наличие KPI на инвестиции в устойчивые проекты охватывает еще меньшее количество респондентов – менее 1 % планируют их внедрить до конца нынешнего года и 17 % – в 2022-м. Небольшое количество компаний, находящихся в активной стадии ESG-трансформации своей деятельности, объясняется на текущий момент отсутствием требований по соблюдению принципов устойчивого развития со стороны законодательных и регуляторных органов. Кроме того, российские инвесторы в отличие от западных пока менее требовательны к эмитентам в части соблюдения ESG-принципов.

График 2. К концу 2021 года 8 % лизинговых компаний будут иметь стратегию устойчивого развития

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

В рамках исследования были запрошены планы лизинговых компаний по внедрению ESG-критериев при оценке лизингополучателей. Около 1 % компаний уже внедрили ESG-критерии, еще 18 % респондентов рассчитывают это сделать в 2022 году, тогда как 81 % пока не имеют подобных планов. Внедрением ESG-критериев на настоящий момент занимаются преимущественно крупные игроки либо дочерние структуры банков или иностранных компаний, начавшие ESG-трансформацию деятельности раньше российских компаний.

В рамках исследования респонденты отметили наиболее эффективные, по их мнению, меры государственной поддержки, способные простимулировать внедрение принципов устойчивого развития в деятельность лизинговых компаний. Такими экономически мотивационными мерами для лизингодателей, по данным опроса, могли бы стать предоставление госсубсидий на проекты, отвечающие принципам ESG (60 % опрошенных), налоговые льготы по проектам устойчивого развития (меру поддержки выделили 38 % компаний), а также снижение нормы резервирования по ESG-финансированию (2 % респондентов).

Исходя из проведенного анкетирования спрос со стороны клиентов на зеленые и социальные проекты в лизинговой отрасли пока невелик и во многом обеспечен реализацией государственных проектов в области энергоэффективного транспорта. При этом подобных проектов не так много, а участвовать в них, как правило, может только небольшой пул компаний, что в свою очередь объясняет отсутствие планов у большинства лизинговых компаний по ESG-трансформации деятельности. Однако в дальнейшем по мере реализации российскими предприятиями стратегий устойчивого развития, которые уже активно внедряют крупнейшие компании-экспортеры, спрос на зеленый лизинг будет активно расти. При этом соответствие деятельности принципам устойчивого развития станет конкурентным преимуществом для лизинговых компаний, которых будут выбирать крупные и средние предприятия для реализации социальных и зеленых проектов. Имея компетенции в организации сделок, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ № 1587 от 21.09.20213 в сфере зеленого финансирования в РФ, лизинговые компании будут востребованы как клиентами, которым верификация подобных сделок позволит привлечь более дешевое фондирование, так и банками-кредиторами, для которых оценка ESG-рисков в дальнейшем станет обязательной.

Очевидно, что ESG-повестка со временем будет только набирать обороты, регуляторные органы готовят пакеты документов по рекомендациям и требованиям к раскрытию компаниями отчетности по устойчивому развитию. Планируемое введение регулирования лизингового рынка также повысит актуальность ESG-повестки для лизингодателей ввиду большого внимания Банка России к данному вопросу. Так, Банк России обсуждает с Московской биржей включение в правила листинга обязательного требования к компаниям из первого и второго котировальных списков (8 лизинговых компаний на конец ноября 2021 года, составляющих порядка 62 % общего объема финансирования лизинговых компаний на бирже) по раскрытию политики устойчивого развития, также уже утверждены новые стандарты эмиссии ценных бумаг для выпуска единых и социальных облигаций. «Тренд на развитие зеленых и социальных проектов задан, перспективы развития, на мой взгляд, очевидны. Сегодня многие промышленные корпорации и финансовые институты прорабатывают вопрос финансирования таких проектов, – отмечает Максим Калинкин, генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг. – Группа Газпромбанк Лизинг успешно финансирует проекты по обновлению парков машин скорой помощи, переходу транспорта на газомоторное топливо, энергосбережению и проч., что соответствует целям устойчивого развития. Как видно, спрос есть, и он будет только увеличиваться».

Лизинговая отрасль, состоящая преимущественно из транспортных сегментов, подавляющая часть которых не характеризуется низким уровнем выброса CO2 в атмосферу, является одним из ключевых механизмов среди юридических лиц по обновлению основных средств в целях улучшить операционную эффективность своей деятельности. При наличии спроса на зеленые и социальные проекты со стороны лизингополучателей по замене техники и оборудования на более новые и экологичные лизинговая отрасль могла бы стать эффективным механизмом развития ESG-повестки и улучшения экологической ситуации в нашей стране. «Лизинг по своей сути – это механизм по обновлению основных средств, что впрямую способствует увеличению эффективности производства, – комментирует Вячеслав Спиров, генеральный директор компании «Сбербанк Лизинг». – Часто она достигается за счет менее ресурсозатратных и более энергоэффективных технологий, что соответствует принципу разумного потребления ресурсов». Поэтому лизинговому сообществу важно уже сейчас активно включаться в ESG-повестку, в рамках которой будут реализованы одни из крупнейших модернизационных процессов в экономике страны на горизонте ближайших 30–40 лет.

Прогноз: преодолеть рубеж в 2 трлн

По итогам 2021-го агентство «Эксперт РА» прогнозирует объем нового бизнеса на уровне 2,1 трлн рублей, что превысит результат прошлого года на 55 %.

В 2022 году развитие лизингового рынка будет во многом зависеть от макроэкономических факторов (направления денежно-кредитной политики Банка России, динамики роста реального ВВП и инвестиционной активности лизингополучателей), «Эксперт РА» выделяет 3 сценария развития: базовый, пессимистичный и оптимистичный.

Таблица 1. Ключевые предпосылки прогноза на 2022 год

Показатель Сценарий
Базовый Оптимистичный Пессимистичный
Среднегодовая цена Brent, долл. за баррель 70–75 80 45–50
Темпы прироста ВВП, % 2,8 3,2 0,0
RUR/USD среднегодовой 70 67 80
Уровень инфляции, % 4,5–5,0 4 6–7
Ключевая ставка (на конец периода), % 7,75 6,75 8,75

Пессимистичный сценарий подразумевает, что объем нового бизнеса после активной положительной динамики в 2021 году покажет слабые темпы роста, а по итогам 2022-го рынок лизинга приблизится к отметке не выше 2,3 трлн рублей, продемонстрировав темп роста менее 10 %. Доля объема нового бизнеса в ВВП страны на фоне его слабого роста поднимется с 1,3 % в 2020 году до 2,1 % по итогам 2022-го.

В рамках оптимистичного сценария лизинговый рынок покажет сильный подъем в 2021 году (около 60 %), а его темпы роста в 2022-м составят свыше 15 % при достижении отметки более 2,6 трлн рублей. Такая мощная позитивная динамика приведет к заметному увеличению доли объема нового бизнеса в ВВП России (с 1,3 до 2,4 %).

Согласно базовому сценарию агентства «Эксперт РА» после пиковых темпов роста 2021-го в следующем году прибавка нового бизнеса составит 10–15 %, что позволит рынку лизинга на конец 2022-го достигнуть 2,4 трлн рублей. При реализации данного сценария доля объема нового бизнеса в реальном ВВП России на конец 2022 года составит 1,7 %.

График 5. Согласно базовому прогнозу после 2021-го объем нового бизнеса по итогам следующего года замедлит рост

Ж/д сегмент в 2022 году

Лизинг ж/д сегмента во многом будет зависеть от спроса на уголь и строительных материалов. В 2022 году агентство ожидает снижения спроса на уголь на внешних рынках, что может привести к появлению профицита парка полувагонов и, как следствие, к сокращению ставок операторов после наблюдавшегося их роста в 2021-м. Последующее снижение спроса на ж/д технику вкупе со слабым восстановлением железнодорожных перевозок (без учета пассажирских, не более 2,5 % в год) позволят прибавить объемам нового бизнеса в сегменте порядка 5 % к концу 2022-го после высоких темпов роста 2021-го (+53 %). «Привлекательность лизинга как инструмента финансирования пополнения парка железнодорожной техники неизменно растет. Восстановление мировой экономики после коронавирусного шока привело к росту спроса на сырьевые продукты, экспортируемые из России. Это, в свою очередь, привело к росту спроса на подвижной состав – и на лизинговые услуги, – комментирует Максим Анищенков, генеральный директор компании «Трансфин-М». – В 2022 году при отсутствии дополнительных негативных факторов рост лизингового рынка (особенно жд-транспорта) продолжится, пусть и не такими темпами, как в период активного восстановления в 2021 году. На железнодорожном рынке активно растут как сегменты универсального подвижного состава (полувагоны), так и специализированных вагонов (в первую очередь, фитинговые платформы)».

Авиасегмент в 2022 году

Авиализинг является сегментом, на котором наиболее сильно отразились риски пандемии, при этом частично закрытые международные границы все еще оказывают на него давление. Поставки отечественных SSJ100 совместно с оказываемыми мерами господдержки, а также госгарантии на закупку вертолетов являются основными факторами, влияющими на объемы сегмента авиализинга. По мнению агентства, поддержание спроса на SSJ100 со стороны авиакомпаний в совокупности с увеличением пассажиропотока на фоне ускорения темпов вакцинации и смягчения рисков эпидемиологической ситуации обеспечат авиасегменту по итогам 2022 года рост на уровне 50 %. Однако выявление новых штаммов коронавируса вносит повышенную неопределенность в динамику авиализинга.

Автолизинг в 2022 году

Автолизинг останется драйвером рынка, как по итогам 2021-го, так и в следующем году, несмотря на продолжающиеся с 2020-го проблемы с поставками автомобилей. «В ближайшем будущем, кроме физических лиц, большую часть спроса на автолизинг станут формировать клиенты из ниши инфраструктурного строительства, поскольку сейчас реализуется много крупных государственных проектов, – комментирует Дмитрий Ивантер, генеральный директор компании «ВТБ Лизинг». – Также индустрия жилищного строительства формирует спрос на специализированные автомобили и строительную технику, которые для исполнения контрактов нужны субподрядчикам – малому и среднему бизнесу». Повышение инвестиционной активности сектора МСБ, растущий спрос на программы подписки, потребность в обновлении устаревшего парка автомобилей (средний возраст парка легковых автомобилей на начало 2021-го составил 13,9 года 4 ), сохранение программ господдержки (в 2021 году по программе льготного лизинга автомобилей было выделено 3,8 млрд рублей, на 2022 год Минпромторгом обсуждается объем в 5 млрд рублей) окажут положительное влияние на динамику сегмента. Наблюдающееся повышение стоимости автомобилей из-за их дефицита открывает хорошие возможности для роста объема нового бизнеса с подержанными автомобилями. «Тема б/у лизинга в последние годы становится все актуальней. Очередной виток ее развития сейчас связан с существенным ростом стоимости новых предметов лизинга и их дефицитом, – полагает Виталий Милованов, генеральный директор компании «Райффайзен Лизинг». – На наш взгляд, наиболее востребованными в лизинге б/у активов станут ликвидные и понятные активы: это транспорт и колесная техника».

Высокий уровень износа общественного транспорта, а также программы субсидирования окажут поддержку лизингу автобусов и троллейбусов. Однако темпы роста автолизинга замедлятся после взрывного подъема в 2021 году (+53 %) и по базовому сценарию развития автосегмент по итогам 2022-го покажет рост около 6 %. «На наш взгляд важным трендом дальнейшего развития автолизинга является предложение клиентам дополнительных сервисных услуг, связанных с владением автомобилем, – комментирует Дмитрий Корчагов, генеральный директор компании «Балтийский лизинг». – Нужно отметить, что теперь мы предлагаем своим клиентам дополнительные услуги не только в рамках операционной аренды, но и в рамках классического финансового лизинга». Агентство не исключает более активного роста автолизинга в следующем году на фоне увеличения проникновения лизинга в продажи при сохранении дефицита автомобилей, что заложено в позитивном прогнозе развития сегмента.

Прочие сегменты в 2022 году

Прочие сегменты совокупно, по нашим оценкам, также замедлят рост и по итогам 2022 года покажут динамику +14 % против прогнозируемых +53 % на конец 2021-го. Сегмент строительной и дорожно-строительной техники, по мнению агентства, продолжит позитивный тренд благодаря реализации ряда крупных национальных инфраструктурных проектов («Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда» и др.) совместно с мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования, что позволит данному сегменту по итогам 2022 года показать рост около 13 %. Лизингу морских и речных судов поддержку оказывают реализация программы по развитию лизинга отечественных судов с государственным софинансированием, рост стоимости контейнерных перевозок, а также высокая степень износа объектов, что позволит сегменту по итогам 2022 года увеличить объемы порядка на 25 %. Реализация программ государственной поддержки лизинга сельскохозяйственной техники путем субсидирования механизма льготного лизинга совместно с повышенным спросом на технику в связи с высокой степенью износа и недостаточной оснащенностью парка аграриев с/х техникой станут основными факторами роста сегмента по итогам 2022 года (не менее +10 %).

Методология

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и 9 месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями – участниками проекта.

В исследовании по итогам 9 месяцев 2021 года приняли участие 114 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых, по нашим подсчетам, составляет около 97 % всего лизингового рынка (участие в исследовании по итогам 9 месяцев 2020 года приняли 110 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых составил около 97 % всего рынка). По оценке агентства, в исследовании не приняли участие компании, на которых в совокупности приходится около 3 % лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны. Мы хотим обратить внимание на то, что основные термины, используемые в обзоре, трактуем следующим образом.

Новый бизнес – это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).

Сумма новых договоров лизинга – это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.

При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы – должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на 2 месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предшествующих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приводятся с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей за несколько временных промежутков, что демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Сокращения, используемые в исследовании:

  • НБ – новый бизнес;
  • ЛК – лизинговые компании;
  • ЛП – лизингополучатели.

Терминология ESG

ESG-трансформация – период внедрения в компании ESG-практик и/или ESG-продуктов.

ESG-повестка – перечень вопросов по теме устойчивого развития.

ESG-кредит – кредит, целью которого является финансирование зеленых/экологических и социальных проектов.

ESG-портфель – объем задолженности лизингополучателей, соответствующей принципам и целям устойчивого развития.

ESG-критерии – критерии устойчивого развития.

ESG-финансирование – финансирование, направленное на зеленые и социальные проекты.

ESG-принципы – принципы устойчивого развития.

Зеленый проект – проект, целью которого является финансирование зеленых/экологических проектов.

Социальный проект – проект, целью которого является финансирование социальных проектов.

Устойчивые проекты – зеленые и социальный проекты.

Приложение 1. Объем и динамика рынка

Таблица 1. Индикаторы развития рынка

Показатели 9 мес. 2018 г. 2018 г. 9 мес. 2019 г. 2019 г. 9 мес. 2020 г. 2020 г. 9 мес. 2021 г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 1 010 1 310 1 031 1 500 980 1 410 1 505
Темпы прироста (период к периоду), % 42,3 19,6 2,1 14,5 -4,9 -6,0 53,6
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 1 650 2 100 1 603 2 550 1 430 2 040 2 205
Темпы прироста (период к периоду), % 44,7 29,6 -2,8 21,4 -10,8 -20,0 54,2
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 74,5 73,9 69,6 66,0 70,7 61,0 60,4
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 700 1 050 797 910 830 1 060 1 080
Темпы прироста (период к периоду), % 2,9 20,7 13,9 -13,0 4,1 16,5 30,1
Объем профинансированных средств, млрд рублей 830 1 300 881 1 250 875 1 330 1 500
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей 4 100 4 300 4 576 4 900 5 070 5 170 5 810
ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд рублей 72 921 103 627 78 676 109 362 75 844 106 607 79 3335
Доля лизинга в ВВП, % 1,4 1 1,3 1,4 1,3 1,3 1,9

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

Таблица 2. Структура рынка по видам имущества

Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2021 г., % Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 9 мес. 2020 г., % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.10.2021, %
Грузовой автотранспорт 22,7 21,1 65,5 12,0
Легковые автомобили 21,5 19,3 71,5 9,3
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 13,8 10,2 107,2 6,6
Железнодорожная техника 11,5 13,6 29,5 28,2
Суда (морские и речные) 5,1 10,0 -21,7 11,1
Авиационный транспорт 5,0 3,5 120,6 14,5
Сельскохозяйственная техника и скот 4,6 4,8 48,4 3,1
Автобусы и троллейбусы 2,5 3,1 23,1 1,9
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 2,2 2,3 45,0 1,6
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 2,1 3,0 7,9 2,7
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,4 1,5 48,3 0,8
Недвижимость (здания и сооружения) 0,8 0,7 89,0 3,7
Деревообрабатывающее оборудование6 0,7 - - 0,3
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 0,5 1,1 -30,8 0,7
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов 0,5 0,7 9,7 0,5
Энергетическое оборудование 0,5 0,7 18,1 0,4
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,5 0,5 70,6 0,2
Оборудование для ЖКХ 0,3 0,2 119,4 0,2
Полиграфическое оборудование 0,2 0,2 28,0 0,2
Прочее имущество 3,6 3,6 51,9 2,0

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

График 2. Доля МСБ в новом бизнесе достигла 66 % по итогам 9 месяцев 2021 года

Рэнкинг ЛК по итогам 9 месяцев 2021 года

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
Место по новому бизнесу (стоимости имущества) Наименование компании ИНН Рейтинг кредитоспосо
бности
"Эксперт РА" на 26.11.21
Объем нового бизнеса за 9М2021г., млн руб. в т. ч. оперативный лизинг / аренда, млн руб. Сумма новых договоров   финансового и оперативного лизинга за 9М2021г., млн руб. Текущий портфель, млн руб. Место по портфелю на 01.10.21 Объем полученных лизинговых платежей за 9М2021г., млн руб. Место по полученным платежам на 01.10.21
01.10.21   01.10.20  01.10.21   01.10.20 
1 5 «Газпромбанк Лизинг» (ГК) 7728294503 - 150 103 14 240 504 420 237 258 428 4 90 496 4
2 3 «ВТБ Лизинг» 7709378229 ruAA- 141 139 12 836 206 715 678 800 602 218 3 138 725 1
3 2 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 7707009586 - 124 090 3 168 189 813 875 243 825 552 2 103 512 2
4 1 Государственная транспортная лизинговая компания 7720261827 - 108 068 40 137 164 038 1 326 799 1 319 696 1 98 059 3
5 4 «ЛК «Европлан» 9705101614 - 106 287 - н.д. 194 539 117 403 6 н.д. -
6 6 «Альфа-Лизинг» (ГК) 7728169439 - 89 896 - 120 835 209 867 157 765 5 56 655 5
7 7 «Балтийский лизинг» (ГК) 7812022787 ruA+ 66 109 94 93 120 105 491 75 672 11 55 321 6
8 9 «РЕСО-Лизинг» 7709431786 ruA+ 63 750 - 99 807 121 910 81 451 10 48 065 7
9 20 «ПСБ Лизинг» 7722581759 - 60 739 - 88 481 125 643 18 339 9 5 176 32
10 8 «Сименс Финанс» 2536247123 - 53 318 - 65 863 138 107 104 814 8 н.д. -
11 - «Трансфин-М» 7708797192 ruBBB+ 33 824 28 188 62 016 171 567 197 337 7 29 823 8
12 10 «Росагролизинг» 7704221591 ruA+ 26 709 144 37 564 101 716 78 626 12 15 373 12
13 12 «ЮниКредит Лизинг» 7710446378 ruAAA 23 505 - 32 756 60 035 47 832 14 18 351 9
14 16 «Райффайзен-Лизинг» 7702278747 - 21 371 - 27 342 44 737 30 702 17 13 979 13
15 23 «Мэйджор Лизинг» 5024093363 - 19 015 2 322 28 945 31 972 27 551 23 16 200 10
16 13 «Интерлизинг» 7802131219 ruBBB+ 18 952 - 28 371 33 125 23 346 20 12 136 16
17 28 «Совкомбанк Лизинг» 7709780434 ruAA- 18 129 64 26 910 26 633 10 928 26 6 639 26
18 19 «Эксперт-Лизинг» 7453160365 ruA- 16 676 - 23 747 28 500 18 695 25 10 907 20
19 - «Джон Дир Файнэншл» 7728772647 - 16 440 - 22 859 29 827 н.д. 24 11 296 18
20 14 Универсальная лизинговая компания 2721084628 - 15 739 - 23 324 32 843 23 163 22 12 141 15
21 11 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 1650130591 - 15 644 - 23 536 72 931 56 209 13 15 771 11
22 - «ДЛЛ Лизинг» (ГК) 7710443169 - 15 444 - 21 805 33 482 н.д. 19 11 760 17
23 - «ЛК «Эволюция» 9724016636 - 14 890 - 21 941 11 242 н.д. 42 н.д. -
24 33 «КОНТРОЛ лизинг» 7805485840 ruBB+ 14 347 - 23 525 36 635 21 832 18 7 489 24
25 17 «СТОУН-XXI» (ГК) 7710329843 - 13 392 - 20 014 26 205 21 670 27 13 494 14
26 25 «Восток-Лизинг» 1644031715 - 13 322 - 18 929 20 178 10 635 30 7 503 23
27 21 «Фольксваген Груп Финанц» 7702349370 - 12 513 - 17 854 19 957 20 281 31 11 231 19
28 24 «Элемент Лизинг» 7706561875 - 12 341 - 14 809 15 574 14 665 37 10 634 21
29 30 «УралБизнесЛизинг» 1835061171 - 10 667 - 15 788 21 037 14 279 28 7 137 25
30 18 «РЕГИОН Лизинг» 7730650445 - 9 776 - 14 398 54 877 42 519 15 н.д. -
31 37 «ТаймЛизинг» 2536167439 ruBB+ 9 572 - 14 686 17 261 8 163 34 5 105 34
32 26 «БОТ Лизинг (Евразия)» 7704638579 - 9 333 - 13 018 15 541 10 370 38 5 938 28
33 22 «Ураллизинг» (ГК) 6659086401 - 9 314 - 13 393 18 070 15 349 33 9 313 22
34 32 Лизинговая компания «Дельта» 2463057784 ruBBB- 8 425 - 12 206 15 383 9 193 39 5 848 29
35 27 «Дойче Лизинг Восток» 7707282610 - 8 214 - н.д. 20 930 27 080 29 н.д. -
36 31 «Система Лизинг 24» 7713545401 - 7 693 - 9 119 9 606 8 911 43 5 573 30
37 36 «КузбассФинансЛизинг» 4221020838 - 6 763 - 8 261 12 270 7 034 41 3 770 35
38 29 «Металлинвестлизинг» 4633013903 - 6 600 - 9 706 16 591 15 885 35 6 551 27
39 34 «Сибирская лизинговая компания» 0814107017 - 6 577 - 9 423 15 043 12 505 40 5 161 33
40 52 «МАШПРОМЛИЗИНГ» 7705456910 - 4 896 - 7 405 33 023 29 084 21 1 560 49
41 42 «ПР-Лизинг» (ГК) 0278181110 - 4 224 139 6 083 7 203 3 447 45 2 353 40
42 39 «ЧелИндЛизинг» (ГК) 7453101232 - 4 013 - 5 577 7 165 5 837 46 3 172 36
43 41 «Техтранслизинг» 7743534196 - 3 439 - 4 490 7 522 5 130 44 2 100 42
44 44 «РАФТ ЛИЗИНГ» 3805703273 - 3 288 - 4 849 6 261 3 067 47 2 073 44
45 40 «Альянс-Лизинг» 7825496985 - 2 940 4 4 332 5 477 4 344 50 2 539 39
46 45 «ЗЕСТ» (ГК) 7825672870 - 2 637 - 4 058 19 077 16 044 32 2 264 41
47 59 «ЛК «М7» 5948040525 - 2 636 - 3 946 4 825 2 123 53 1 998 45
48 - «Форвард Лизинг» 7714345275 - 2 590 - 3 378 3 508 н.д. 56 633 67
49 60 «ТСС-Лизинг» 7805433271 - 2 377 - 3 557 5 132 3 193 52 1 696 48
50 46 Объединенная лизинговая компания 5053017783 - 2 376 - 2 635 5 765 3 479 48 1 829 46
51 15 «Открытый Лизинг» 7705906164 - 2 248 - 4 450 46 821 38 655 16 5 257 31
52 - «ТАЛК» 7202066550 - 2 242 - 3 204 5 275 н.д. 51 2 566 38
53 43 «Лизинг-Трейд» 1655096633 - 2 129 - 3 353 5 497 4 278 49 2 094 43
54 - «Межрегиональная лизинговая компания» (Москва) 7707627166 - 2 119 - 2 776 4 041 н.д. 54 1 029 57
55 38 «Северная Венеция» (ГК) 7810636598 - 2 106 - 3 226 15 925 13 632 36 2 832 37
56 57 «Бизнес Кар Лизинг» 5029059214 - 1 682 84 2 509 3 752 1 944 55 н.д. -
57 55 «Транслизинг» 7453090333 - 1 607 11 2 336 2 305 1 489 65 1 120 54
58 50 «Уралпромлизинг» 7449041132 - 1 420 - 2 038 3 045 2 436 58 1 129 53
59 58 «ТЕХНО Лизинг» 7723609647 - 1 413 - 2 101 2 611 1 516 61 1 243 51
60 98 ЛК «Азия Корпорейшн» 7708271522 - 1 405 - 2 226 3 281 2 010 57 1 044 56
61 48 «Интеза Лизинг» 7724139916 - 1 354 - 1 873 2 257 1 836 66 1 505 50
62 - «Мани Капитал Лизинг» 7705303688 - 1 219 - 1 826 1 695 н.д. 75 1 747 47
63 - «Соби-Лизинг» 2311127765 ruBB 1 166 - 1 480 1 132 н.д. 91 895 59
64 68 «АС Финанс» 6672144910 - 1 161 - 1 785 2 554 1 864 62 1 103 55
65 61 «ОГЛК» 5610225580 - 1 140 117 1 503 2 319 1 740 64 515 75
66 87 «ЛК Сеспель-Финанс» 2130144159 - 1 012 - 1 467 1 644 779 77 473 78
67 76 «Роделен» 7813379412 ruBBB- 1 007 - 1 559 2 132 1 981 69 829 60
68 - «БИЗНЕС АЛЬЯНС» 7708582197 - 1 000 - 1 485 2 454 н.д. 63 814 61
69 56 «Инвест-лизинг» 7447167877 - 978 - 1 412 2 243 2 326 67 1 025 58
70 - Межрегиональная инвестиционная компания 3525149310 - 919 - 1 769 1 849 н.д. 72 793 62
71 81 Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан 1655099271 - 871 - 1 398 1 786 1 153 73 776 63
72 80 «Лизинг-Медицина» 7733149678 - 847 - 1 082 1 339 822 87 487 77
73 78 «СпецИнвестЛизинг» 7730665201 - 831 1 1 303 2 639 2 036 60 748 64
74 - «Полуприцеп» 7751152151 - 785 785 1 186 1 449 н.д. 84 332 89
75 72 «ЭкономЛизинг» 6455041925 ruBB+ 700 - 1 082 1 480 1 048 82 567 74
76 86 «ДиректЛизинг» 7709673048 - 691 25 1 084 1 353 774 86 413 84
77 79 «МСБ-Лизинг» 6164218952 ruBB 660 - 970 1 523 1 190 80 625 68
78 108 «Байтек Лизинг» 7604216781 - 609 - 868 1 917 272 71 н.д. -
79 70 «Столичный Лизинг» 7701699414 - 592 - 927 1 287 1 315 88 725 66
80 66 «ГЕН ЛИЗИНГ» 9102026283 - 588 - 1 099 1 481 1 218 81 578 71
81 69 «БелФин» 3123180499 - 578 - 703 1 238 н.д. 89 600 69
82 89 Независимая лизинговая компания 7728627174 - 578 - 845 981 618 94 367 87
83 - «Аренза-Про» 7703413614 ruBB- 577 - 868 817 н.д. 99 401 85
84 85 «БЭЛТИ-ГРАНД» 7728192413 - 571 - 849 1 376 1 043 85 589 70
85 84 «Солид-Лизинг» 7714582540 ruB- 548 13 863 1 461 1 282 83 417 83
86 - «Лизинговая компания АТБ» 7703363177 - 547 - 586 1 756 н.д. 74 1 150 52
87 91 «Аспект» 7710502262 - 543 - 781 841 303 98 165 98
88 93 «Пионер-Лизинг» 2128702350 - 538 7 959 1 649 1 175 76 472 79
89 62 Региональная лизинговая компания Республики Башкортостан 0275913140 - 516 - 419 2 166 1 760 68 495 76
90 65 Региональная лизинговая компания Ярославской области 7606117095 ruA- 448 - 632 2 731 1 750 59 575 72
91 77 «КВАЗАР лизинг» 7723561096 - 447 - 733 1 152 1 117 90 570 73
92 96 «СпецАвтоТехЛизинг» 7726290542 - 418 - 654 717 393 102 228 95
93 105 «А-Лизинг» 7814721822 - 417 - 754 1 127 2 437 92 274 92
94 - «Инавтотрак Лизинг» 7842306360 - 417 - 591 964 н.д. 95 390 86
95 73 Региональная лизинговая компания Республики Татарстан 1655390177 - 403 - 450 2 083 1 814 70 434 81
96 92 «ЛК Пруссия» (ГК)» 3918501969 - 361 - 595 779 546 100 456 80
97 90 «Петербургснаб» 7801182235 - 349 - 539 629 538 104 424 82
98 82 «Аквилон-Лизинг» 5837026589 - 333 - 490 1 075 1 055 93 317 90
99 97 «Центр-Лизинг» 4826056935 - 333 - 482 654 538 103 360 88
100 95 Межрегиональная лизинговая компания (Ижевск) 1831073680 - 283 - 448 734 543 101 253 93
101 102 «Дом Лизинга» 7453146226 - 252 - 368 452 250 108 134 99
102 94 Пензенская лизинговая компания 5836679578 - 227 - 354 550 376 105 187 96
103 - «Ленобллизинг» 4705039420 - 211 - 317 490 н.д. 107 287 91
104 100 «Проминвест» 4205017771 - 201 - 334 399 276 110 129 100
105 88 «Инвест-Бизнес Лизинг» 1435265734 - 187 - 302 428 626 109 н.д. -
106 104 «Волгопромлизинг» 6314022158 - 183 - 251 295 516 112 н.д. -
107 109 «Энергоинвест» 7701572190 - 166 - 261 235 145 113 129 101
108 - «Оптио» 7840417674 - 159 - 181 921 н.д. 97 н.д. -
109 - Первоуральскбанк 6625000100 - 149 - 118 142 н.д. 114 48 104
110 - «ПТК-лизинг» 7714603430 - 142 - 223 386 н.д. 111 229 94
111 64 Региональная лизинговая компания Республики Саха (Якутия) 1435333590 - 121 - 281 937 594 96 185 97
112 63 «Ак Барс Лизинг» 1656025635 - 51 - 78 1 541 2 238 79 747 65
113 110 АКБ «ЦентроКредит» 7707025725 - 0 - 0 1 598 1 697 78 81 103
114 106 ЛК «ЛИАКОН» 7708543279 - 0 - 0 508 300 106 127 102

1 К данным сегментам «Эксперт РА» относит ж/д и авиализинг, сегмент морских и речных судов, а также большие разовые сделки из других сегментов.

2 ESG-банкинг за 1-е полугодие 2021 года: зеленая книга. Глава 1 (https://raexpert.ru/researches/banks/esg_1h2021/).

3 Постановление от 21.09.2021 №1587 «Об утверждении критериев проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ и требований к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в РФ».

4 По данным Автостата.

5 Согласно предварительным оценкам Росстата.

6 Статистика по сегменту ведется с 2021 года.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика