Лизинг и факторинг, 01.12.2022

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2022 года: держит удар
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Перфильев Анатолий
Зоя Советкина
Руслан Коршунов

Резюме

  • Вследствие геополитических потрясений объем нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2022-го сократился на 15%, при этом впервые за последние годы уменьшилось количество новых договоров (-24%).
  • Корпоративные сегменты оказались более подвержены влиянию кризиса и продемонстрировали падение на 39% при снижении розничных на 8%.
  • Лизинговые компании продолжают перестраиваться на бренды дружественных стран, а также увеличивают объем сделок с б/у оборудованием.
  • В условиях кризиса устойчивее оказались универсальная и розничная бизнес-модели, которые демонстрируют более оперативную адаптацию к новым вызовам.
  • По итогам 2022 года объем нового бизнеса сократится на 13%, а в 2023-м при неухудшении геополитической обстановки темп роста на фоне эффекта отложенного спроса может составить 9%.

Итоги девяти месяцев 2022 года: движение вниз

Новый бизнес за девять месяцев 2022 года сократился на 15% относительно аналогичного периода 2021-го, что во многом обусловлено влиянием геополитического кризиса и санкционного давления на экономику России и последовавшего дефицита предметов лизинга. Аналогично пандемическому 2020 году кризисная ситуация сильно повлияла на объем нового бизнеса во II квартале. Однако по мере адаптации лизингодателей к новым условиям объем лизингового бизнеса в III квартале вырос и составил 66% от уровня 1-го полугодия (при 72% за аналогичные периоды 2020 года), что также отражает реализацию отложенного спроса в розничных сегментах. На фоне рекордного падения количества лизинговых сделок (-24% к девяти месяцам 2021 года) объем нового бизнеса показал меньшее снижение из-за роста средней стоимости договора на 26% вследствие удорожания техники.

Максим Калинкин
Максим Калинкин,
генеральный директор ГК Газпромбанк Лизинг:

«Ситуация изменилась в корне: ушли популярные бренды техники, началась глобальная трансформация логистических процессов, поставки предметов лизинга также стали задерживаться либо вовсе отменяться. И только к началу III квартала ситуация по всем вопросам более-менее стабилизировалась».

Объем лизингового портфеля на 01.10.2022 составил 6,2 трлн рублей, сократившись с начала года на 4%. Снижение размера портфеля помимо сжатия нового бизнеса обусловлено также процессами в корпоративных сегментах, в частности, досрочным выкупом лизингополучателями предметов лизинга, расторжением международных контрактов с крупными компаниями и переформатированием лизинговых договоров в другие виды финансирования. Помимо этого, слабая динамика объемов нового бизнеса корпоративных сегментов и активное развитие розничных привели впервые за 10 лет к превалированию в лизинговом портфеле доли последних, объем которых за период 01.01.2019–01.10.2022 вырос почти в три раза.

Лизингополучатели, относящиеся к крупному бизнесу, в отличие от представителей МСБ более подвержены влиянию геополитики, поскольку в большей степени функционируют в международном пространстве или задействованы во внешней экономике. Как следствие, корпоративные сегменты в объеме нового бизнеса показали более сильное снижение ( 39% относительно девяти месяцев 2021-го), нежели розничные (-8%). Снижению корпоративных сегментов способствовало сокращение объемов нового бизнеса с авиатранспортом, морскими и речными судами, а также ж/д техникой. Максимальное падение объемов бизнеса за девять месяцев 2022 года относительно аналогичного периода 2021-го зафиксировано в лизинге водных судов (-85%) в результате остановки поставок в РФ морского и речного транспорта иностранными производителями, а также заморозки инвестиционных программ российского судоходства из-за закрытия для него многих зарубежных портов. Новый бизнес в сегменте авиатранспорта показал снижение на 45% вследствие ограничений международных рейсов для отечественных авиаперевозчиков. Одновременно с этим иностранные производители самолетов прекратили поставки запчастей и техническое обслуживание российских авиакомпаний. Сокращение ж/д погрузки на 3,6% 1 относительно девяти месяцев 2021-го вследствие падения экспортных потоков на 13% (при росте внутрироссийских перевозок на 1,8%) привело к снижению объема нового бизнеса с ж/д техникой на 11%.

Представители МСБ функционируют преимущественно внутри российского рынка и оказались более гибкими в плане адаптации к его новым условиям. Переориентация на бренды дружественных стран и построение новых логистических цепочек позволили снизить негативный эффект санкций, и в итоге объем нового бизнеса по розничным сегментам сократился в меньшей степени (-8% относительно девяти месяцев 2021 года). Наиболее чувствительным оказался сегмент легковых автомобилей, объем нового бизнеса которых снизился на 28% на фоне сложившегося дефицита машин. Так, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей за девять месяцев 2022 года сократились на 59% по сравнению с аналогичным периодом 2021-го2 . При этом отмечается рост доли китайских марок на рынке РФ до максимального исторического уровня в 30%3 , а продажи подержанных автомобилей в III квартале 2022-го увеличились на 24% относительно II квартала4 . Объемы нового бизнеса сегментов грузовых автомобилей, строительной и с/х техники за девять месяцев показали умеренную положительную динамику к аналогичному периоду 2021 года в связи с более высокой степенью проникновения лизинга в продажи данной техники и слабой концентрацией на ушедших брендах.

Режим адаптации

Со второй половины весны лизингодатели продолжают перестраивать логистические цепочки поставок, организуют новые схемы взаимодействия с поставщиками оборудования и комплектующих, выходят на новых производителей. В то же время из-за дефицита предметов лизинга компании стали активнее предлагать клиентам лизинг подержанного транспорта и техники. Так, доля сделок с подержанной техникой за девять месяцев повысилась с 14 до 23% объема нового бизнеса нарастающим итогом с начала года. При этом 90% участников исследования уже работают с б/у предметами лизинга, а 52% планируют активно развивать это направление в дальнейшем.

Цветкова Оксана
Оксана Цветкова,
руководитель по работе с корпоративными клиентами, компания «Лизинговый комиссар»:

«Многие наши партнеры и заказчики переквалифицировались на российских, китайских производителей. А также мы наблюдаем в последние шесть месяцев увеличение количества передач в лизинг оборудования и спецтехники/сельхозтехники».

В рамках работы по замещению ушедших из РФ брендов лизинговые компании налаживают взаимоотношения с производителями из дружественных стран и России. Так, за девять месяцев средняя доля европейских брендов в структуре нового бизнеса снизилась с 25 до 16%. Стоит отметить, что Белоруссия остается важным поставщиком грузовой, с/х и строительной техники. «БелАЗ» в 1-м полугодии на 40% увеличил поставки техники в Россию5 , доля МТЗ достигает около 60% тракторной техники РФ6 . Увеличение доли азиатских брендов с 25 до 32% отражает рост поставок техники, производимой в Китае, в т. ч. легковых автомобилей, дефицит которых в России ощущается особо остро при уходе с отечественного рынка японских компаний. Помимо Китая российский рынок пополняется техникой из Южной Кореи, на долю которых по итогам девяти месяцев приходится 21% отечественного рынка новых автомобилей7 . Средняя доля российских брендов в структуре нового бизнеса выросла несущественно, с 47 до 49%. Менее сильный рост относительно азиатских марок обусловлен высокой зависимостью отечественных производителей от импортных комплектующих, поставки которых в Россию прекращены, и, как следствие, необходимостью поиска их аналогов или выстраивания новых логистических цепочек.

Уход из России и снижение объемов продаж иностранных лизингодателей за девять месяцев привели к сокращению их доли в объеме нового бизнеса с 8 до 2% относительно аналогичного периода 2021 года. Помимо того, что с рынка ушли иностранные лизинговые компании, отечественные лизингодатели, не сумевшие оперативно изыскать ресурсы и подстроиться под новые реалии, значительно сокращали свои продажи. Вместе с этим в 2022-м также отмечается ряд сделок купли-продажи компаний, что только усилило тренд на консолидацию лизинговой отрасли, который отмечался в последние годы, когда банки стали активно приобретать лизинговые компании, специализирующиеся на услугах для субъектов малого и среднего бизнеса. Доля сегмента МСБ в объеме нового бизнеса росла на протяжении четырех лет, а по итогам последних девяти месяцев доля МСБ на фоне значительного сжатия корпоративных сегментов обновила исторический максимум и составила 73 против 66% годом ранее. Вместе с этим увеличение доли МСБ в лизинговых сделках на фоне падения общих автопродаж привело к росту проникновения лизинга в продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, по оценке агентства «Эксперт РА», с 12% за девять месяцев 2021 года до 16% за аналогичный период 2022-го.

Вячеслав Спиров
Вячеслав Спиров,
генеральный директор АО «Сбербанк Лизинг»:

«в течение года мы наблюдали ряд сделок по слиянию на рынке лизинга, и это действительно можно рассматривать как наметившийся тренд. Думаю, мы увидим такие сделки и в следующем году. Усиление консолидации отчасти связано с уходом с российского рынка или приостановкой деятельности ряда западных игроков».

В условиях турбулентности

В рамках исследования лизингового рынка рейтинговое агентство «Эксперт РА» проанализировало, какие бизнес-модели лизинговых компаний в условиях изменения экономической конъюнктуры оказались наиболее устойчивы, а какие продемонстрировали более слабые результаты. Объектами исследования стали более 30 лизинговых компаний, предоставивших данные по МСФО по итогам 1-го полугодия 2022 года при анкетировании, а также в рамках присвоения или поддержания кредитного рейтинга.

В зависимости от специализации на основных сегментах ключевой группы клиентов и позиционирования на рынке агентство выделило четыре типа бизнес-моделей лизинговых компаний:

  1. корпоративная отражает специализацию на сегментах лизинга авиатранспорта, ж/д техники, морских и речных судов, то есть на так называемых сегментах big ticket;
  2. розничная подразумевает специализацию на высоколиквидном лизинговом имуществе в розничных сегментах, к которым агентство относит автомобили, с/х или строительную технику;
  3. промышленная предполагает специализацию на низколиквидном оборудовании, таком как энергетическое, машиностроительное, металлообрабатывающее, металлургическое и т. п.;
  4. универсальная не имеет ярко выраженного сегмента специализации деятельности, портфель диверсифицирован по сегментам.

Таблица 1. Финансовые показатели лизинговых компаний в разрезе их бизнес-моделей

Показатели Корпоративная Розничная Промышленная Универсальная
Доля ЧИЛ с просроченной задолженностью более 90 дней, % 22 3,3 4,9 2,9
Доля изъятого имущества в ЧИЛ, % 1,5 1,1 0,0 0,6
Cost of risk, % -4,1 -1,6 -2,6 -0,3
Доля крупнейшего лизингополучателя в ЧИЛ, % 15 1,4 11 3,1
Рентабельность капитала, % 2,6 31 12 22
Debt-Capital 6,0 5,7 2,6 4,7

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Корпоративная бизнес-модель присуща капиталоемким лизинговым компаниям, клиентами которых являются большие предприятия, что также обуславливает высокую концентрацию портфеля на крупнейших лизингополучателях. Как правило, подобные лизингодатели с государственным участием в капитале или пользуются значительной государственной поддержкой, поскольку их основные клиенты являются лидерами отраслей, формирующих значимую часть ВВП или активно задействованных в инфраструктуре страны. Данный тип бизнес-модели характеризуется слабой оборачиваемостью лизинговых активов вследствие высокого срока действия лизинговых договоров и высокой долговой нагрузки. Лизингополучатели по корпоративным сегментам в наибольшей степени ощутили на себе последствия геополитического кризиса, что в свою очередь негативно сказалось на качестве активов и рентабельности бизнеса.

Розничная бизнес-модель имеет преимущество в кризисных ситуациях в части сохраняющегося спроса на их предметы лизинга, что и обуславливает их высокую ликвидность. Как правило, нишей таких компаний является массовый сегмент, ориентированный на клиентов МСБ, что позволяет показывать высокую диверсификацию портфеля на лизингополучателях. Кроме того, представители МСБ во многом отличаются способностью оперативной перестройки логистических цепочек для своего бизнеса и поиска нового поставщика техники в более сжатые сроки. Высокая востребованность имущества лизингодателей, работающих в розничных сегментах, и небольшие сроки договоров обуславливают высокую оборачиваемость лизинговых активов. Активный рост объемов розницы требовал наращивания заемных ресурсов, что привело к более высокой долговой нагрузке. С учетом указанных факторов данная бизнес-модель характеризуется невысокой долей проблемных активов и, как следствие, высокой рентабельностью деятельности.

Дмитрий Чернышев
Дмитрий Чернышев,
генеральный директор ООО «Каркаде» :

В целом направление автолизинга, конечно, находится под существенным влиянием кумулятивных факторов в экономике и финсекторе, но на наш взгляд, качество розничных портфелей более защищено от массовых дефолтов по сравнению с корпоративными клиентами среднего и крупного бизнеса. Высокая устойчивость российского МСБ проверена множеством системных кризисов сюда.

Промышленная бизнес-модель имеет более узкую направленность деятельности, при этом более длительный срок лизинговых договоров обуславливает невысокую оборачиваемость лизинговых активов. Данная бизнес-модель характеризуется умеренным уровнем проблемных активов, невысокой эффективностью деятельности и повышенной концентрацией на крупнейших лизингополучателях. Как правило, нишей таких компаний является менее массовый сегмент с повышенной долей предметов лизинга отечественных производителей и производителей из дружественных стран. Лизинговые компании с промышленной бизнес-моделью часто функционируют при производителях и имеют невысокую долю внешнего фондирования.

Универсальная бизнес-модель преимущественно ориентирована на компании МСБ, в т. ч. в портфеле могут встречаться довольно крупные представители среднего бизнеса. Отсутствие зависимости от одного сегмента обуславливает низкий уровень проблемных активов и стоимости риска. Также данная бизнес-модель характеризуется средней оборачиваемостью лизинговых активов, относительно высокой долговой нагрузкой и приемлемым уровнем рентабельности. Компании с универсальной бизнес-моделью достаточно гибки в периоды кризиса, способны переориентироваться на более востребованные сегменты и выйти на новые рынки, а также имеют хорошие компетенции в сегменте спецтехники.

По итогам 1-го полугодия 2022 года более устойчивыми типами бизнес-модели в условиях геополитического кризиса оказались розничная и универсальная, демонстрирующие лучшие финансовые метрики. При этом в наибольшей степени влияние санкций отразилось на показателях компаний с корпоративной бизнес-моделью. С 2020 года в структуре нового бизнеса наблюдается стабильный рост доли компаний с универсальной бизнес-моделью на фоне снижения доли корпоративной. Подобная динамика показывает, что у компаний, располагающих диверсифицированным лизинговым портфелем или работающих с высоколиквидным имуществом, есть больше возможностей для поддержания объема продаж и расширения своего бизнеса в условиях нестабильной рыночной конъюнктуры.

Уход крупного иностранного бизнеса из России освобождает конкурентные ниши и открывает возможности для расширения бизнеса небольших локальных игроков. Малый и средний бизнес в подобных условиях может стать точкой поддержки экономики в целом и лизинговой отрасли в частности. Учитывая высокую концентрацию лизинговых компаний с универсальной и розничной бизнес-моделями на сегменте МСБ, данный факт может привести к более активному восстановлению объемов их нового бизнеса в 2023–2024 годах, чем у лизингодателей с промышленной и корпоративной бизнес-моделями.

Маргарита Гуцева,
вице президент, руководитель дирекции по работе с лизинговыми компаниями, компания «ВСК»:

С одной стороны, рынок лизинга лишился зарубежных лизингодателей, безусловно, это значимое для ряда сегментов событие, поскольку по некоторым видам оборудования и техники их доля составляла до 30%. С другой стороны, их уход с рынка открывает для российских лизинговых компаний новые рыночные ниши

Взгляд в будущее

Агентство «Эксперт РА» прогнозирует объем нового бизнеса по итогам 2022 года на уровне 1,98 трлн рублей, что на 13% меньше показателя 2021-го. Как правило, бизнес под конец года расходует большую часть бюджета, получает оплату по госконтрактам, что в свою очередь способствует активизации затрат на обновление транспортных парков и производственных мощностей. Указанное на фоне продолжающегося процесса импортозамещения и адаптации лизинговых компаний к новым рыночным условиям приведет к росту объема нового бизнеса в IV квартале до 707 млрд рублей, что на 36% превысит уровень III квартала.

Динамика лизингового бизнеса в 2023 году во многом будет отражать возможности восстановления российской экономики внутри страны и на международном рынке, а также степень адаптации отечественных предпринимателей к новым тенденциям макроконъюнкутры. Развитию компаний МСБ будут способствовать государственные программы поддержки строительных, транспортных и аграрных отраслей, при этом не исключено их сокращение по сравнению с 2022 годом. Структурная трансформация российской экономики будет зависеть от оперативности переориентации экспортных потоков и поиска новых партнеров для сотрудничества. Агентство «Эксперт РА» выделяет три сценария развития: базовый, пессимистичный и оптимистичный.

Таблица 2. Ключевые предпосылки прогноза на 2023 год

Показатель Сценарии
Базовый Оптимистичный Пессимистичный
Среднегодовая цена Brent, долл. за баррель 80 85 62
Темпы прироста ВВП, % -0,5 +3 -1
RUR/USD среднегодовой, % 72 65 80
Уровень инфляции, % 6,5 6 7,5
Ключевая ставка (на конец периода), % 6,5 6,25 9

Источник: «Эксперт РА»

Пессимистичный сценарий подразумевает в 2023 году значительное ухудшение геополитической ситуации и, как следствие, отрицательную динамику объема нового бизнеса, который может составить порядка 1,7 трлн рублей, что на 13% меньше уровня 2022-го. В результате доля объема нового бизнеса в ВВП страны снизится с 1,7% в 2021 году до 1,4% по итогам 2023-го.

Оптимистичный сценарий предполагает улучшение геополитической обстановки и большую интеграцию России в международные бизнес-процессы вследствие снятия части санкционных ограничений и более активного сотрудничества с азиатскими странами, что на фоне эффекта отложенного спроса приведет к росту объема нового бизнеса до 2,35 трлн рублей (на 18% выше уровня 2022-го). Доля объема нового бизнеса в ВВП по итогам 2023 года вырастет до 1,8%.

При базовом сценарии геополитическая обстановка не покажет существенного изменения относительно девяти месяцев 2022 года, что может позволить отечественному рынку показать небольшое восстановление. Динамика объема нового бизнеса составит не более 10% относительно его уровня в 2022 году, что приведет к сохранению его доли в ВВП по итогам 2023-го на уровне 1,7%.

Корпоративные сегменты в 2023 году

Лизинг корпоративных сегментов имеет слабые перспективы роста из-за ориентированности бизнеса лизингополучателей большей частью на внешние рынки. Правительство сократило инвестиционную программу ОАО «РЖД» на 2023 год с 1,23 до 1,07 трлн рублей. Повышенное внимание будет уделено восточному полигону и поддержке предприятий транспортного машиностроения в виде заказа более 600 локомотивов и 555 вагонов различных категорий. Согласно прогнозу ОАО «РЖД», в 2023 году ожидается снижение грузовых ж/д перевозок на 1,2%. В результате объем нового бизнеса лизинга ж/д техники в 2023 году может вырасти всего на 13%. Закрытые из-за санкций западные направления будут стимулировать внутренние речные и морские перевозки, а также развитие Северного морского пути, для которых сегодня недостаточно оборудованных портов и массового производства контейнеров. Рост объема нового бизнеса лизинга морских и речных судов в 2023 году, по оценке агентства, будет околонулевым. Авиаперевозчики после ограничения международных полетов и закрытия ряда южнороссийских аэропортов значительно сократили потребности в самолетах для обслуживания сохранившихся направлений выездного туризма и авиасообщения со странами бывшего СНГ. В результате объем нового бизнеса лизинга авиатранспорта в 2023 году вырастет всего на 6% относительно 2022-го. Указанное может привести к росту совокупного объема нового бизнеса в корпоративных сегментах на 11% год к году.

Легковые автомобили в 2023 году

Сегмент легковых автомобилей в 2023 году покажет некоторое восстановление относительно 2022-го за счет импорта машин из дружественных стран и частично лизинга б/у авто. Однако предпосылки возврата объемов продаж к уровню 2021 года отсутствуют: параллельный импорт не обеспечит потребностей автодилеров, возобновления производства ушедших зарубежных марок не ожидается. Льготные государственные программы продолжат поддерживать отечественный автопром, однако в первые годы далеко не все покупатели будут готовы переходить с европейских и японских автомобилей на российские и китайские. Некоторый стимул получит вторичный рынок, но и его ресурсы ограничены за счет отсутствия альтернатив для обновления автопарка ушедших из России брендов. В итоге объем нового бизнеса лизинга легковых машин может вырасти на 8% относительно 2022-го на фоне его низкой базы, но маловероятно, что превысит уровень 2021 года.

Грузовые автомобили в 2023 году

Динамика продаж грузовых автомобилей будет иметь умеренный темп роста, ориентируясь на технику дружественных стран или отечественные машины. Ушедшие из России европейские бренды составляли более 25% рынка новых грузовиков. Однако российские автопроизводители смогли сохранить прежние объемы производства, несмотря на зависимость от иностранных комплектующих. Освободившиеся ниши активно заполняют китайские производители, предлагающие довольно широкий ассортимент грузовой техники и комплектной базы. Несмотря на рост себестоимости вследствие удорожания обслуживания, автомобильные грузоперевозки в 2023 году продолжат пользоваться спросом, транспортные компании расширяют географию своей деятельности на страны Азии, Индию и Турцию, хотя они пока не могут полностью заместить потери европейского направления. Объем нового бизнеса по лизингу грузовых автомобилей вырастет на 9% относительно уровня 2022 года.

Строительная и с/х техника в 2023 году

Государственная поддержка строительного и аграрного секторов (адресная госпрограмма «Строительство», программа «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе») благоприятно скажется на динамике сегментов. Снижение объема продаж жилой недвижимости и окончание льготных ипотечных программ негативно скажутся на жилищном строительстве. Драйвером общего роста строительных работ выступит дорожное строительство – на пятилетнюю программу развития автодорожной инфраструктуры правительством выделено 13 трлн рублей. В целях обновления российского дорожно-строительного парка на условиях льготного лизинга создано ООО «Автодор-Лизинг», которое получило 120 млрд рублей на закупку дорожно-строительной техники, что также окажет поддержку объему нового бизнеса со строительной техникой. Минсельхоз России увеличил капитализацию «Росагролизинга» и позволил ему кредитовать дилеров сельхозтехники на приобретение запчастей, разрабатывают программы для обновления парка сельхозтехники. Техника ушедших брендов замещается предложениями из дружественных стран и собственными разработками. Как следствие, рост объема нового бизнеса может составить не менее 13% год к году.

Прочие сегменты в 2023 году

Агентство ожидает рост объема нового бизнеса прочих сегментов на уровне 6%. Сотовые операторы, столкнувшиеся с прекращением поставок телекоммуникационного оборудования, будут перестраиваться на альтернативные цепочки поставок либо закупать подержанное оборудование. Сокращение металлургического производства в связи с запретом экспорта стали в государства ЕС и снижением внутреннего спроса со стороны строительного и автомобильного секторов окажет сдерживающее влияние на объем лизинга металлообрабатывающего и металлургического оборудования. Уход западных производителей оборудования для пищевой промышленности на фоне большого урожая и роста производства готовой продукции стимулирует спрос на б/у технику. При этом российское оборудование не сможет покрыть потребностей бизнеса.

Рэнкинги крупнейших лизингодателей как в целом по рынку, так и по отдельным отраслевым и территориальным сегментам доступны по ссылке

Методология

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» проводит исследования рынка лизинга и составляет списки крупнейших лизинговых компаний по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев.

В проекте «Российский лизинг» может принять участие любая лизинговая компания (или группа аффилированных компаний), зарегистрированная как юридическое лицо на территории РФ, осуществляющая деятельность по предоставлению оборудования и других объектов в финансовую аренду. Исследование проводится на основе анализа анкетных данных, предоставленных лизингодателями – участниками проекта.

В исследовании по итогам девяти месяцев 2022 года приняли участие 103 лизинговые компании, объем нового бизнеса которых по нашим подсчетам составляет около 97% всего лизингового рынка (участие в исследовании по итогам девяти месяцев 2021-го приняли 114 лизинговых компаний, объем нового бизнеса которых составил около 97 % всего рынка). По оценке агентства, в исследовании не приняли участие компании, на которых в совокупности приходится около 3% лизингового рынка. При расчете объемных показателей рынка мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.

В исследовании мы не учитывали долю рынка, приходящуюся на компании, чья деятельность ориентирована исключительно на распределение ресурсов внутри холдингов с использованием возможностей налоговой оптимизации. Информация об этих компаниях обычно недоступна, а их деятельность находится вне тенденций, характерных для рыночных лизинговых компаний.

В составе лизинговых сделок мы считаем необходимым выделить оперативный лизинг. В настоящее время мы не корректируем расчет новых сделок на сумму договоров оперативного лизинга, хотя и отмечаем, что их экономическая суть и технологии осуществления различны. Мы хотим обратить внимание на то, что основные термины, используемые в обзоре, трактуем следующим образом.

Новый бизнес – это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).

Сумма новых договоров лизинга – это вся сумма платежей по договорам лизинга, заключенным за рассматриваемый период, с учетом НДС.

При этом критерии учета новых сделок для обоих показателей одинаковы – должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Объем профинансированных средств – средства, потраченные лизинговой компанией в рассматриваемом периоде по текущим сделкам для их исполнения (закупка оборудования, получение лицензий, монтаж и прочие расходы, произведенные лизингодателем).

Объем полученных платежей – это общая сумма платежей по договорам лизинга, перечисленных на расчетный счет организации в течение периода.

Текущий портфель компании (объем лизинговых платежей к получению) – объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам (с отчетной даты до конца срока) за вычетом задолженности, просроченной более чем на два месяца.

Показатели объема полученных лизинговых платежей и объема текущего портфеля характеризуют эффективность деятельности компании в предшествующих исследуемому периодах.

Все показатели по компаниям, кроме нового бизнеса, приводятся с учетом НДС.

Для проверки правильности предоставляемых компаниями сведений соотносятся показатели портфеля, нового бизнеса и полученных платежей за несколько временных промежутков, что демонстрирует нехарактерные сдвиги в объемах деятельности. Рост или падение объемов деятельности в предыдущих периодах влечет соответствующие изменения в денежных потоках (полученных платежах), которые также анализируются нами как критерий оценки достоверности предоставляемой информации.

Приложение 1. Объем и динамика рынка

Таблица 1. Индикаторы развития рынка

Показатели 9 мес. 2019 г. 2019 г. 9 мес. 2020 г. 2020 г. 9 мес. 2021 г. 2021 г. 9 мес. 2022 г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. 1 031 1 500 980 1 410 1 505 2 280 1 280
Темпы прироста (период к периоду), % 2,1 14,5 -4,9 -6,0 53,6 61,7 -15,0
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. 1 603 2 550 1 430 2 040 2 205 3 370 2 060
Темпы прироста (период к периоду), % 0,0 21,4 -10,8 -20,0 54,2 65,2 -6,6
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 69,6 66,0 70,7 61,0 60,4 66,6 75,3
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей 797 910 830 1 060 1 080 1 595 1 267
Темпы прироста (период к периоду), % 13,9 -13,0 4,1 16,5 30,1 50,5 17,3
Объем профинансированных средств, млрд рублей 881 1 250 875 1 330 1 500 2 130 1 377
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. 4 576 4 900 5 070 5 170 5 810 6 450 6 200
Темпы прироста (за период), % 6,4 7,1 3,5 2,0 12,4 15,7 -3,9
ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд руб. 78 676 109 362 75 844 106 607 79 333 131 015 77 746
Доля лизинга в ВВП, % 1,3 1,4 1,3 1,3 1,9 1,7 1,6

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Таблица 2. Структура рынка по видам имущества

Сегменты Доля в новом бизнесе за 9 мес. 2021 г., % Доля в новом бизнесе за 9 мес. 2022 г., % Изменение объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.10.22, %
Грузовой автотранспорт 22,70 28,70 7 16
Легковые автомобили 21,50 18,30 -28 10
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 13,80 16,90 4 9
Железнодорожная техника 11,50 12,00 -11 28
Суда (морские и речные) 5,10 0,90 -85 7
Авиационный транспорт 5,00 3,30 -45 8
Сельскохозяйственная техника и скот 4,60 5,50 2 4
Автобусы и троллейбусы 2,50 1,80 -38 2
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 2,20 1,90 -25 2
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 2,10 2,00 -20 5
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,40 1,50 -11 1
Недвижимость (здания и сооружения) 0,80 1,80 88 4
Деревообрабатывающее оборудование 0,70 0,20 -75 0,2
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 0,50 0,40 -29 1
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов 0,50 0,30 -54 0,4
Энергетическое оборудование 0,50 0,30 -54 0,3
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,50 0,40 -35 0,2
Оборудование для ЖКХ 0,30 0,30 -4 0,2
Полиграфическое оборудование 0,20 0,05 -80 0,1
Прочее имущество 3,60 3,70 -14 3

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Приложение 2. Рэнкинг ЛК по итогам девяти месяцев 2022 года

Приложение 3. Интервью

Математика проста – работы хватит всем

- Какие основные тенденции в деятельности компании в 2022 году можете выделить? С какими основными сложностями компания столкнулась?

- Главная тенденция первых трех кварталов текущего года для Группы Газпромбанк Лизинг – активная поддержка проектов клиентов в глобально изменившихся условиях. Ситуация изменилась в корне: ушли популярные бренды техники, началась глобальная трансформация логистических процессов, поставки предметов лизинга также стали задерживаться либо вовсе отменяться. И только к началу III квартала ситуация по всем вопросам более-менее стабилизировалась. К этому моменту сформировались и основные тенденции дальнейшего развития рынка лизинга – переход на работу с подержанной техникой, рост сделок с возвратным лизингом и с китайской техникой.

- Как изменилась география брендов предметов лизинга за девять месяцев 2022 года? Удалось ли полностью заместить ушедшие из России бренды аналогами из других стран? Какие сложности имеются в построении новых логистических цепочек и схем взаимодействия для восстановления работы с ушедшими брендами (параллельный импорт и пр.)?

- География брендов изменилась кардинальным образом. По итогам октября в сегменте легковых автомобилей доля китайских брендов достигла 30%, а в грузовиках превысила 40%. Не могу сказать, плохо это или хорошо. Сейчас так: как будет завтра – посмотрим. Относительно замещения аналогов, то опять же мы работаем с тем, что есть и что возможно получить в условиях не совсем отлаженной логистики. Современные проекты по строительству дорог, различных объектов федерального значения, логистических хабов, инфраструктуры, а также естественный износ транспортных парков независимо от обстоятельств требуют обновления основных фондов. Поэтому сегодня мы активно налаживаем связи с китайскими производителями и поставщиками, находим какие-то компромиссы для успешного взаимодействия. Проблемы есть, но мы их решаем. Это доказывают наши цифры по объему нового бизнеса, который за девять месяцев 2022-го вырос почти в два раза, до 311 млрд рублей по сравнению с таким же периодом прошлого года.

- Опишите тенденции развития компании в части работы с б/у предметами лизинга. Как оцениваете перспективы вторичного рынка в целом: ждать ли дефицит б/у предметов лизинга из-за невозможности их замены новинками ушедших брендов?

- Основной вывод, который мы сделали, активно работая почти год с подержанными предметами лизинга, – в лизинг можно передать технику практически любого возраста. Главное, чтобы она была ликвидна на вторичном рынке. Даже пятилетний транспорт – легковой, грузовой, специализированный – можно передать в лизинг и эксплуатировать его по окончании договора аренды. Сегмент востребован среди клиентов: в 95% случаев речь идет о малом и среднем бизнесе, конечно. Поэтому мы будем развивать это направление и дальше, в автолизинге точно. Что касается дефицита, он уже есть…

- Какую динамику автолизинга вы ожидаете в 2023 году? Какие продукты и сервисы, по вашему мнению, будут играть определяющую роль в развитии сегмента?

- Сложно говорить про 2023 год именно сейчас, поскольку развитие рынка лизинга зависит от ряда факторов. Это и макроэкономическая ситуация в стране, геополитическая обстановка, темпы выпуска российских автомобилей, объемы экспорта китайских концернов и локализация их производства в РФ, налаживание логистики и доставки. Если все же оценивать рынок при текущих условиях, то объемы лизинга легкового транспорта продолжат снижаться, так как стоки иностранных марок стремительно сокращаются, рынок будет поддерживать б/у сегмент и автомобили китайских и русских концернов. В грузовом сегменте не такая критическая ситуация, но тем не менее о росте говорить пока рано. Рост лизингового рынка автотранспорта можно будет ожидать к 2-му полугодию 2023 года, так как спрос на лизинговые услуги есть, и он повышается.

Основной проблемой остается нехватка техники, поэтому партнерство с дилерами и поставщиками будет играть ключевую роль в развитии сегмента автолизинга. Те лизинговые компании, которые смогут найти нужную и качественную технику, будут в приоритете. Плюс, конечно, лизингополучателей волнует финансовый аспект. Если у лизинговой компании будут специальные условия от производителей, то это только повысит спрос.

- Какие факторы, по вашему мнению, будут играть определяющую роль в развитии лизинга строительной техники? Какую динамику сегмента вы ожидаете в 2023 году?

- Развитию сегмента лизинга строительной и спецтехники будут способствовать высокие темпы реализации национальных проектов, крупные инфраструктурные проекты и государственная поддержка. Сегодня очень ощутим уход ключевых иностранных производителей строительной техники с российского рынка. Но китайские и российские производители активно стараются занять эту нишу. Кроме того, закупка техники по параллельному импорту и б/у техника будут поддерживать рынок. В 2023 году мы ожидаем сохранение уровня 2022-го в сегменте или небольшое сокращение, поскольку китайские бренды еще не скоро заполнят спрос.

- Какие цифровые решения и нововведения были ключевыми в 2022 году? Какие основные тренды цифровизации лизинга вы бы выделили?

- Среди основных трендов цифровизации лизинга в 2022 году отмечу продолжающуюся автоматизацию бизнес-процессов (RPA, process mininig, BPM) и работу по технологическому суверенитету. Последнее – это как раз нововведение в силу большого количества кибератак на многие отрасли, ряд из которых достаточно плотно работают с лизингом или являются партнерами. 

- В 2022 году прошли несколько сделок по покупке лизинговых компаний более крупными игроками. Можно ли говорить об усилении тренда на консолидацию рынка? Какие лизинговые компании могут быть наиболее интересными для приобретения и какие основные цели, по вашему мнению, преследует покупатель?

- Не могу обозначить текущую консолидацию рынка в качестве какого-то устойчивого тренда. Скорее речь идет о временном событии в силу обстоятельств, связанных с уходом либо паузой в деятельности западных брендов – акционеров российских лизинговых компаний.

Что касается интереса к покупке компаний, то тут важно понимать, какие цели будут достигнуты. Приобретение ради портфеля будет выглядеть странным, конечно. Ключевая задача – развитие, т.к. это дает хорошую возможность расширить собственный бизнес как в части увеличения клиентской базы для запуска нового направления или доли в каком-то сегменте, так и в целях наращивания экспертизы в технологическом аспекте. Интересна и коллаборация с действующим бизнесом в фокусе встраивания процессов покупателя с вендорные программы приобретаемой компании. Это, соответственно, дает отличную возможность приобрести бизнес с готовым продуктом и клиентами.

Группа Газпромбанк Лизинг сегодня никого не покупает. Но если будут хорошие предложения с понятным для нас и акционера профитом, то мы рассмотрим. Пока мы пошли иным путем – совместно с госкомпанией «Автодор» создали новую на российском рынке лизинга компанию «Автодор-Лизинг». Займется она обновлением дорожно-строительного парка на условиях льготного лизинга в рамках Распоряжения Правительства РФ от 27.09.2022 № 2796-р. Мы слышали, что некоторые были недовольны этим. Но потребность России в дорожно-строительной технике в 2022–2024 годах составляет более 31 тыс. единиц, а компания «Автодор-Лизинг» за этот период в рамках именно Постановления сможет реализовать порядка 7 тыс. единиц. Математика проста – работы хватит всем.

- Как, по вашему мнению, трансформируется лизинговый рынок России в ближайшие годы? Чем он кардинально будет отличаться от рынка 2022-го? Какими основными характеристиками должна обладать бизнес-модель лизинговой компании, чтобы доказать свою эффективность?

- Рынок начал трансформироваться еще в 2021 году, когда сегмент лизинга для МСП занял долю в 65%, в 2022-м этот перекос усилился, и доля МСП составила уже 72%. Относительно 2023 года могу сказать лишь по поводу сегментов лизинга авиатранспорта и морских судов – скорее всего они будут находиться под прессом внешних условий. Скорректировать дисбаланс смогут новые законодательные изменения, ускоренное импортозамещение и высокие темпы производства.

Характеристиками же бизнес-модели любой компании должны стать клиентоориентированность, дифференцированность лизингового портфеля, качественная риск-политика и проактивная позиция. Все эти элементы сегодня важны не только, чтобы показать эффективность, но и просто для выживания в условиях быстрых экономических изменений.

У лизинга есть потенциал роста доли в общем объеме рынка

- Какие основные тенденции в деятельности компании в 2022 году можно выделить? С какими основными сложностями компания столкнулась и к каким стратегическим изменениям это привело?

- В 2022 году произошло множество событий в экономике и геополитике, которые сильно повлияли на ключевые для рынка лизинга сегменты. Одним из важных вызовов было справиться с изменением логистики поставок и уходом с рынка ряда поставщиков. Компания активно развивала новые партнерства и адаптировала продуктовую линейку под реалии рынка. При этом стоит отметить, что многие годы нашими стратегическими партнерами были лидирующие российские производители, и эти партнерства получили дополнительный стимул к дальнейшему развитию.

- Как изменилась география брендов предметов лизинга за девять месяцев 2022 года? Удалось ли полностью заместить ушедшие из России бренды аналогами из других стран? Какие сложности имеются в построении новых логистических цепочек и схем взаимодействия для восстановления работы с ушедшими брендами (параллельный импорт и пр.)?

- Оставшимся на рынке компаниям лишь частично удалось заместить объемы ушедших брендов. В первую очередь это связано с проблемами логистики и глобальной нехваткой компонентов. Если в феврале юридические и физические лица ввезли в страну около 21 тыс. легковых автомобилей, то в июле лишь чуть более 8 тыс. Очевидно, что этот объем пока не способен компенсировать потери.

Что касается грузовой техники, то с уходом большой европейской пятерки существенно наращивают долю китайские бренды. Так, темп роста топ-5 китайских марок в январе – сентябре 2022 года к аналогичному периоду 2021-го составил 270%.

Переориентация на Восток существенно увеличивает время поставок – сроки ввоза китайских грузовиков могут достигать 90 дней. Это связано с введенными ковидными ограничениями со стороны Китая и низкой пропускной способностью на погранпереходах.

Параллельный импорт сейчас работает и доступен только для физических лиц. Для того чтобы ввозить партии авто для юридических лиц, не до конца готова нормативная база, и это сдерживает его развитие. Пока этого не произошло, существенной роли на рынке лизинга он не играет.

- Опишите тенденции развития компании в части работы с б/у предметами лизинга. Как оцениваете перспективы вторичного рынка в целом: ждать ли дефицит б/у предметов лизинга из-за невозможности их замены новинками ушедших брендов?

- Изменения этого года дали дополнительный импульс развитию линейки продуктов по лизингу б/у техники и транспорта. Мы видим значительные перспективы развития этого рынка и в следующем году, не ожидаем дефицита б/у предметов лизинга, несмотря на то что рынок новых автомобилей упал. У лизинга как способа приобретения есть потенциал роста доли в общем объеме рынка. Соответственно, в наших планах дальнейшее обновление продуктовой линейки и активная работа в этом сегменте.

- Какие продукты и сервисы, по вашему мнению, будут способствовать дальнейшему развитию автолизинга в России? Клиенты из каких ниш будут формировать большую часть спроса на автолизинг?

- Рынок автолизинга продолжит свое развитие органически за счет увеличения доли лизинга в продажах автомобилей. Как уже было сказано ранее, одним из драйверов может стать развитие лизинга транспорта с пробегом. Также с учетом роста в 2022-м доли российских брендов – 61% по сравнению с 48% на начало года – еще одним элементом поддержки рынка автолизинга станут программы государственного субсидирования.

- Какие факторы, по вашему мнению, будут играть определяющую роль в развитии лизинга строительной техники? Какую динамику сегмента вы ожидаете в 2023 году?

- С нашей точки зрения, на рынке строительной и специальной техники ситуация с замещением ушедших брендов китайской и отечественной техникой обстоит лучше, поэтому мы предполагаем, что он не будет так сильно зависеть от ухода ряда игроков. Также мы ожидаем, что в ближайшие несколько лет продолжатся реализация инфраструктурных проектов и дорожное строительство в рамках госпрограмм, что будет поддерживать спрос и дальнейшее развитие этого направления.

- С какими вызовами столкнулась отрасль ж/д перевозок и как вы оцениваете потенциал ее развития в 2023 году? Лизинг или операционная аренда каких типов вагонов, по вашему мнению, будет пользоваться наибольшим спросом в ближайшие годы?

- Главным вызовом для отрасли железнодорожных перевозок стало изменение логистических цепочек и направлений движения ключевых для сегмента грузов. Кроме того, существенное влияние оказала приостановка производства инновационных вагонов в связи с нехваткой комплектующих, в частности, кассетных подшипников. Предполагаем, что рынок после перестройки логистических цепочек продолжит свое развитие, и ключевым вопросом следующего года станет пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в восточном направлении.

- Какие цифровые решения и нововведения можно отметить в 2022 году в качестве основных? Какие основные тренды цифровизации лизинга вы бы выделили?

- Несмотря на изменение рынка IT-услуг и сокращение числа вендоров, процесс цифровизации лизинга в 2022-м не остановился и будет продолжен в следующем году.

Основные направления автоматизации – это более удобные сервисы для клиентов в части электронного подписания договоров, обмена документами и многофункциональные «Личные кабинеты», которые позволяют клиентам удаленно управлять своим портфелем и выстраивать взаимодействие с лизинговой компанией в цифровом формате.

- В 2022 году прошли несколько сделок по покупке лизинговых компаний более крупными игроками. Можно ли говорить об усилении тренда на консолидацию рынка?

- Да, в течение года мы наблюдали ряд сделок по слиянию на рынке лизинга, и это действительно можно рассматривать как наметившийся тренд. Думаю, мы увидим такие сделки и в следующем году. Усиление консолидации отчасти связано с уходом с российского рынка или приостановкой деятельности ряда западных игроков.

- Как, по вашему мнению, трансформируется лизинговый рынок России в ближайшие годы? Чем он кардинально будет отличаться от рынка 2022 года? Какими основными характеристиками должна обладать бизнес-модель лизинговой компании, чтобы доказать свою эффективность?

- Даже несмотря на переориентацию бизнеса на Восток и смену матрицы поставщиков, я не считаю, что в ближайшие несколько лет рынок лизинга ждут какие-то глобальные метаморфозы и принципиально новые бизнес-модели. Рынок достаточно зрелый, высококонкурентный, на нем присутствует множество разноплановых игроков, как крупных, так и небольших компаний, и мы полагаем, что основные тренды на нем уже заданы.

Оксана Цветкова, руководитель по работе с корпоративными клиентами, компания «Лизинговый комиссар»

- Какие основные тенденции в деятельности компании в 2022 году можно выделить? С какими основными сложностями компания столкнулась и к каким стратегическим изменениям это привело?

- В 2022 году мы наблюдали рост потребностей партнеров на наши услуги. Объем бизнеса вырос, в связи с этим мы столкнулись с кратковременной повышенной нагрузкой на персонал. Как следствие – административный персонал увеличен, а также по регионам в зависимости от запросов наших заказчиков дополнительно расширен штат выездных представителей.

- Как на деятельности компании сказался уход иностранных производителей? Какие пути решения сложившейся ситуации были выбраны?

- На нас уход иностранных производителей никак не отразился. Мы занимаемся сопровождением передачи в лизинг по уже заранее заключенным договорам лизинговых компаний.

- Насколько выросла востребованность услуг, предоставляемых компанией, на лизинговом рынке в 2022 году? Как увеличилась доля сделок, заключаемых онлайн? Какие возможности по увеличению количества онлайн-сделок видит компания?

- Потребность в наших услугах возросла. Это связано с тем, что лизинговым компаниям, банкам нецелесообразно содержать штат сотрудников в каждом городе РФ, где нет представительства или филиала. К тому же, в последнее время большинство сделок проходит на территории лизингополучателей, а это, как правило, удаленные и труднодоступные места.

- Как на деятельности компании отразился сложившийся дефицит предметов лизинга на рынке? Ощутимо ли сказалось на клиентской базе компании сворачивание бизнеса и уход из России иностранных лизинговых игроков?

- Дефицит предметов лизинга никак не отразился на деятельности нашей компании. Многие наши партнеры и заказчики переквалифицировались на российских, китайских производителей. А также мы наблюдаем в последние шесть месяцев увеличение количества передач в лизинг оборудования и спецтехники/сельхозтехники.

- Насколько выросла активность мошенников в 2022 году и как бы вы оценили прогнозы на 2023-й? Каковы ваши ожидания по качеству лизингового портфеля в целом по отрасли по итогам 2022 года?

- Нам сложно оценить масштабы мошеннических действий в сфере лизинга. Выявить недобросовестного лизингополучателя возможно на этапе проведения планового осмотра. Например, наш представитель принимает в работу задачу лизинговой компании на плановый осмотр предмета лизинга. При согласовании с лизингополучателем мы получаем устное подтверждение по дате и времени осмотра, как правило, нам сообщают, что ТС в работе на маршруте и время на осмотр будет ограничено. По факту мы видим: ТС стоит в гараже или на стоянке, не заводится, имеет повреждения, отсутствие каких-либо з/ч или иное. Мы проводим осмотр через мобильное приложение и составляем акт, обязательно отражаем все замечания нашего представителя. Далее отчет он передает в лизинговую компанию, и уже у них возникают вопросы к лизингополучателю, почему ТС находится в таком состоянии, по какой причине не пройден плановый ТО; если было ДТП, то почему не оповещена ЛК и случай не оформлен в страховой компании.

- Какие цифровые решения и нововведения были ключевыми  в предоставляемых компанией услугах в 2022 году? Какие основные тренды цифровизации лизинга вы бы выделили?

- В 2020 году наши специалисты IT разработали мобильное приложение, которое активно используется для выполнения заказов для лизинговых компаний, банков, страховщиков, поставщиков. Ежегодно оно дорабатывается и усовершенствуется. В этом году добавлены функции: работа приложения при нестабильном Интернете, отложенная загрузка данных при работе без Интернета.

- Каким вы видите лизинговый рынок по итогам 2022 года и в 2023-м? Какие компании и за счет чего будут иметь конкурентные преимущества?

- Мы видим лизинговый рынок в 2023 году успешным и процветающим. Желаем нашим партнерам больших продаж.

Маргарита Гуцева, вице президент руководитель дирекции по работе с лизинговыми компаниями, компания «ВСК»

- Какие основные тенденции в деятельности лизинговых компаний в 2022 году можно выделить? С какими основными сложностями страховщики столкнулись и к каким стратегическим изменениям во взаимодействии с лизинговыми компаниями это привело?

- Конечно, лизинговая индустрия изменилась. Если в предыдущие годы основной спрос был на легковой сегмент, то сейчас фокус лизингополучателей сместился на б/у сегмент, коммерческую строительно-дорожную технику.

Из-за ухода с рынка западных производителей и ограничений в логистике лизинговые компании вынуждены заменять поставщиков и переключаться на азиатские аналоги. Наблюдается больший интерес к технике из Китая и Белоруссии.

С одной стороны, рынок лизинга лишился зарубежных лизингодателей, безусловно, это значимое для ряда сегментов событие, поскольку по некоторым видам оборудования и техники их доля составляла до 30%. С другой стороны, их уход с рынка открывает для российских лизинговых компаний новые рыночные ниши.

В настоящее время мы также наблюдаем определенные укрупнения игроков и развитие внутреннего рынка, а также усиление конкурентной борьбы.

Страховой бизнес также адаптируется к новым условиям, перестраиваются бизнес-модели. 

Выстраивая партнерские отношения с лизинговыми компаниями, мы используем все наши возможности для поддержки партнеров в развитии их бизнеса в любой ситуации. Партнер для нас всегда остается в центре всего, что мы делаем. С начала года, когда стоимость автотранспортных средств и техники стала демонстрировать рост, мы предложили партнерам дострахование автотранспортных средств по историческим полисам до рыночной стоимости. Из-за дефицита з/частей разработали для каждого партнера вариативность условий ремонта и перераспределили потоки урегулирования. Также разработали дополнительные продукты, связанные с предметом лизинга, для минимизации рисков лизинговых компаний и повышения уровня сервиса для лизингополучателей.

- Как увеличилась доля сделок, заключаемых онлайн? Какие возможности по увеличению количества онлайн-сделок видит компания?   

- Сегодня бизнес-процессы ВСК и наших партнеров ориентированы на укрепление тенденции на цифровизацию и развитие уровня дистанционных услуг. С 2018 года в нашей компании создан федеральный сервисный центр, который выполняет бесшовный операционный процесс, от котировки до выставления счета с минимизацией времени обработки запросов. Внедрение системы электронного документооборота позволило снизить сроки оформления сделок и стало серьезным преимуществом на страховом рынке. Более 60% договоров страхования сегодня проходит с использованием электронной подписи. Со многими нашим партнерами мы перешли на интеграцию через провайдеров или посредством API. Это позволяет оптимизировать процессы и соответствовать потребностям пользователей.

Дмитрий Чернышев, генеральный директор ООО «Каркаде» (входит в ГК «Газпромбанк Лизинг»)

- Как изменилась география брендов предметов лизинга за девять месяцев 2022 года? Удалось ли полностью заместить ушедшие из России бренды аналогами из других стран? Какие сложности имеются в построении новых логистических цепочек и схем взаимодействия для возобновления работы с ушедшими брендами (параллельный импорт и пр.)?

- Действительно доля европейских брендов постепенно снижается, их замещают китайские и российские производители. Доля восточных брендов в портфеле компании CARCADE выросла практически в пять разно за девять месяцев 2022-го пока не превысила 20% нового бизнеса, так что в этом году вопрос о полном замещении еще несвоевременен. На текущий момент не все ушедшие марки нашли себе замену, например, легковые седаны марок Skoda, Volkswagen, Hyundai, Renault, не говоря о премиальном сегменте, замены которому пока нет. Увеличились сроки поставки в РФ альтернативными каналами, при этом импортируются более мелкие партии, как правило, с уже забронированным транспортом. Пока параллельный импорт не может конкурировать с прошлой инфраструктурой массовых поставок, обеспечивая необходимое количество авто и спецтехники. Кроме того, в структуре бронирования транспорта от любых поставщиков продолжают проявляться элементы валютного риска, который существенно начал перекладываться на лизинговые компании.

- Как, по вашим наблюдениям, изменился спрос со стороны лизингополучателей в части автолизинга за девять месяцев 2022 года? Насколько охотно клиенты пересаживались с автомобилей ушедших из России брендов на машины азиатских и отечественных производителей?

- Мы фиксируем рост спроса на лизинг в 2022 году по сравнению с предыдущими периодами. В 2021-м доля лизинга в продажах легкового и легкого коммерческого сегментов составляла 10,5%, за девять месяцев 2022 года она увеличилась до 15%. Лизинг уже традиционно становится более востребованным инструментом для МСП за счет очевидных финансовых преимуществ, особенно в нестабильные рыночные периоды падения риск-аппетита банков. Интерес клиентов к китайским брендам абсолютно растет, он обусловлен высоким уровнем адаптации и совершенствования технического оснащения автомобилей и заканчивающимися остатками европейских брендов в РФ. Также усиливается интерес благодаря последовательному развитию инфраструктуры восточных брендов на территории РФ.

- Опишите тенденции развития компании в части работы с б/у предметами лизинга. Как оцениваете перспективы вторичного рынка в целом – ждать ли дефицит б/у предметов лизинга из-за невозможности их замены новинками ушедших брендов?

- Компания следит за трендами, фиксируем рост востребованности лизинга транспорта с пробегом: за девять месяцев 2021-го доля в объеме нового бизнеса составляла 7%, в текущем году она превысила 20%. Компания CARCADE активно работает с б/у предметами лизинга, финансируя транспорт с пробегом официальных дилеров, физических лиц и своих клиентов после завершения оформления договора лизинга. Пока рано говорить о дефиците, этот рынок объемен по сравнению с рынком новых авто, исторически сбалансирован вторичными продажами транспорта и продолжающимся динамичным ввозом машин с пробегом из-за границы.

- Какие продукты и сервисы, по вашему мнению, будут способствовать дальнейшему развитию автолизинга в России? Клиенты из каких ниш будут формировать большую часть спроса на автолизинг?

- Классический финансовый лизинг, несомненно, будет востребован, это удобный способ обновления автопарка. С учетом роста средних цен на новые автомобили потребность в финансировании транспорта с пробегом также будет увеличиваться. Кроме того, отмечаем растущий интерес к возвратному лизингу. Что касается потребности предпринимателей в разрезе основного вида деятельности, ожидаем повышенный спрос на коммерческий транспорт для обеспечения новых логистических цепочек; у компаний, занятых в строительной и дорожно-строительной отраслях, фиксируем высокую потребность в специализированной технике из-за продолжающихся крупных инфраструктурных инвестиций и госпроектов; ожидаем традиционно высокий спрос на премиальные легковые автомобили для первых лиц, проверенных кризисами клиентов-партнеров. Соответственно, большую часть спроса объективно будут формировать логистические, транспортные и связанные с любым строительством компании.

- Как вы оцениваете дальнейшее развитие лизинга для физических лиц (в т. ч. по подписке)? Какие вы видите перспективы развития операционного лизинга автомобилей в целом?

- Компания продолжает находиться в исторической позиции отсутствия перспектив стратегического развития лизинга для физических лиц до существенного изменения законодательства. Операционный лизинг считаем опциональным инструментом в том же контексте. Дополнительно с этого года усугубляет ситуацию существенное изменение и выживание текущей инфраструктуры для поддержки этого инструмента. Участникам становится сложнее поддерживать географию, ценообразование и стандарты качества обслуживания в режиме большой волатильности спроса и поставщиков.

- Каковы ваши ожидания по качеству лизингового портфеля компании и в целом по направлению автолизинга по итогам 2022 года? Лизингополучатели из каких отраслей, по вашему мнению, столкнутся с наибольшими проблемами и будут вынуждены снижать свою активность, а какие, наоборот, будут более перспективными для лизинга?

- Лизинговый портфель компании CARCADE показывает хорошую устойчивость к текущим значимым изменениям во внешней инфраструктуре и в целом в экономике. Достигается это с помощью высокой диверсификации между контрагентами, а также оперативного реагирования в части подходов по принятию риска. Безусловно, мы чувствуем внешние изменения, но все они отражаются на портфеле в рамках допустимой волатильности.

В целом направление автолизинга, конечно, находится под существенным влиянием кумулятивных факторов в экономике и финсекторе, но на наш взгляд, качество розничных портфелей более защищено от массовых дефолтов по сравнению с корпоративными клиентами среднего и крупного бизнеса. Высокая устойчивость российского МСБ проверена множеством системных кризисов, которые мы вместе пережили на 26-летнем опыте компании.

Еще с конца 2021 года компания CARCADE начала реализацию значительного изменения структуры портфеля, переключаясь на сегменты КТ-ГТ-СТ. Универсальный подход к расширению линейки в 2022 году подготовил компанию ко всем брошенным вызовам, поэтому на данный момент автолизинговый бизнес влияет на компанию в меньшей степени.

Наибольшие перспективы в спросе на лизинг мы видим в отраслях, использующих для своей предпринимательской деятельности специальную, строительную и грузовую технику. К таким отраслям можно отнести промышленное строительство, строительство и обслуживание дорог, производство строительных материалов, добычу полезных ископаемых.

- Каким вы видите рынок автолизинга по итогам 2022 года и в 2023-м? Какими основными характеристиками должна обладать бизнес-модель лизинговой компании, чтобы доказать свою эффективность?

- Автолизинг является неотъемлемой частью финансового рынка, поэтому вне зависимости от выбранной бизнес-модели эффективность рыночных игроков будет напрямую обусловлена геополитической ситуацией в стране.

1 По данным ОАО «РЖД».

2 Данные «Автостата».

3 Данные «Автостата».

4 Данные «Автостата».

5 Данные ОАО «БелАЗ».

6 Данные ОАО «МТЗ».

7 Данные «Автостата».

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика