Лизинг и факторинг, 04.04.2016

Развитие рынка за 2015 год
Поделиться
VK


Объем и динамика рынка

По предварительным данным Росстата, ВВП России в 2015 году сократился на 3,7%, а объем промышленного производства упал на 3,4%. Текущее состояние экономики страны привело к заморозке планов предприятий по обновлению основных фондов: инвестиции в основной капитал за прошедший год сократились на 8,4% по сравнению с 2014 годом. Лизинговый рынок, один из индикаторов инвестиционной активности в экономике, также показал отрицательную динамику. Сокращение объема нового бизнеса (стоимости имущества) за 2015 год составило около 20%, а его номинальный объем, по оценке «Эксперт РА», не превысил 545 млрд рублей (годом ранее – 680 млрд рублей). От еще большего падения рынок удержали крупные авиасделки и госпрограмма по субсидированию автолизинга, а также скидки и специальные предложения от лизингодателей в конце года.

 

Сумма новых договоров финансового и оперативного лизинга за 2015 год составила 830 млрд рублей. При этом на IV квартал 2015 года пришлось 240 млрд рублей, или около 29% суммы новых договоров лизинга прошлого года. Такое распределение лизинговых сделок было характерно для рынка на протяжении последних четырех лет, кроме 2014 года (тогда на последние три месяца пришлось около четверти лизинговых сделок). Однако, несмотря на рост доли сделок IV квартала в структуре общегодовых сделок, сжатие суммы новых договоров лизинга за 2015 год составило около 17%. Сокращение суммы новых лизинговых договоров привело к тому, что объем лизингового портфеля по итогам прошлого года снизился (-3,1%), что в последний раз отмечалось в 2009 году (таблица 1). Кроме того, в течение двух лет подряд объем полученных лизинговых платежей продолжает превышать объем профинансированных средств, что также сказалось на величине портфеля.

Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга

Показатели 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей 180 450 741 770 783 680 545
Темпы прироста, % -58,1 150,0 64,6 3,9 1,7 -13,2 -19,9
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей 315 725 1300 1320 1300 1000 830
Темпы прироста, % -56,3 130,2 79,3 1,5 -1,5 -23,1 -17,0
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. 320 350 540 560 650 690 750
Темпы прироста, % -20,6 9,4 54,3 3,7 16,1 6,2 8,6
Объем профинансированных средств, млрд руб. 154 450 737 640 780 660 590
Темпы прироста, % -65,2 192,2 63,8 13,2 21,9 -15,4 -10,6
Совокупный лизинговый портфель, млрд руб. 960 1180 1860 2530 2900 3200 3100
Темпы прироста, % -30,9 22,9 57,6 36,0 14,6 10,3 -3,1
Номинальный ВВП России, млрд руб. (в постоянных ценах, по данным Росстата) 38807,2 46308,5 59698,1 61791,6 62581,9 63049,2 60687,1
Доля лизинга (объема нового бизнеса) в ВВП, % 0,5 1,0 1,2 1,2 1,3 1,1 0,9
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров, % 50,0 62,4 66,5 63,0 65,0 66,4 66,0
Индекс розничности, % 25,2% 24,0% 23,0% 28,0% 34,7% 43,9% 44,0%

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Объем профинансированных средств сократился в 2015 году на 10,6% (годом ранее -15,4%). Помимо сжатия объема финансирования сделок, в его структуре происходят значительные изменения. Так, доля кредитов продолжает снижаться (график 2), что объясняется высокими кредитными ставками. Постепенное понижение ключевой ставки в первой половине 2015 года стало сказываться на лизинговых сделках ко второму полугодию прошлого года, однако текущая стоимость кредитных ресурсов по-прежнему остается высокой. По этой причине лизингодатели чаще стали использовать собственные средства для финансирования сделок. Как следствие, доля такого источника в финансировании деятельности лизинговых компаний выросла с 8,4% за 2013 год до 17,7% за 2015 год. Уровень авансов за аналогичный период изменился незначительно (с 13,5 до 11,5%), как и векселей (с 1,2 до 2,3%). Доля облигаций в структуре финансирования сделок за последние три года выросла в два раза (с 6,5 за 2013 год до 13,9% за 2015 год) в связи с активным использованием данного инструмента компаниями из топ-10. «Нами был опробован такой редкий для российского рынка лизинга инструмент, как конвертируемые облигации: в конце 2014–2015 годов были размещены две серии облигаций, конвертируемых в акции, на сумму 6,5 млрд рублей, – говорит Дмитрий Зотов, генеральный директор «ТрансФин-М». – Смысл данной операции состоит в том, что мы сразу начинаем выплачивать процентную ставку держателю облигаций, которая позволяет формировать текущий доход. Но через три года этот облигационный выпуск будет конвертирован в капитал компании».

 

Без учета крупных сделок1 в источниках финансирования лизингодателей также прослеживается тенденция по сокращению доли кредитов и все большему фондированию сделок за счет собственных средств. Стоит отметить, что в финансировании некрупных сделок доля авансов в 2014 году снизилась до 14,2%, а за последний год достигла 17,4%. По мнению агентства, волатильность доли авансов в профинансированных средствах связана с тем, что компании в текущих условиях активно маневрируют размером аванса как для привлечения клиентов, так и для повышения требований к клиентам с невысокой платежной дисциплиной.

Средняя сумма сделки на рынке за 2015 год без учета крупных авиадоговоров составила не более 6 млн рублей.

Количество лизинговых сделок в 2015 году, по данным анкетирования, составило не менее 130 тысяч (-18% к 2014 году). Средняя сумма сделки на рынке за прошедший год составила 6,7 млн рублей (график 3), но без учета крупных авиадоговоров средний чек сделки по-прежнему не превышает 6 млн рублей, как и в 2014 году. Это обусловлено высокой долей заключенных сделок с малым и средним бизнесом, о чем свидетельствует индекс «розничности» рынка – около 44%. По оценке агентства, объем нового бизнеса с МСБ за 2015 год составил около 281 млрд рублей, годом ранее – 321 млрд рублей. Однако, несмотря на сжатие (-12,5%) объемов нового бизнеса в сегменте МСБ в 2015 году, розничный сегмент оказался более устойчив, чем рынок в целом (падение на 20%). Агентство отмечает, что позитивно на объеме сегмента МСБ также сказалось повышение в два раза порогов выручки для отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в 2015 году.

 

Таблица 2. Топ-30 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2015 году

Наименование ЛК Количество новых заключенных договоров за 2015г., штук Средний размер лизинговой сделки2 за 2015г., млн руб.
1 "ВЭБ-лизинг" 23 587 5,0
2 ВТБ Лизинг 21 079 4,3
3 Европлан 15 186 2,4
4 CARCADE Лизинг 7 871 2,5
5 Балтийский лизинг (ГК) 7 693 3,8
6 "РЕСО-Лизинг" 6 103 2,8
7 "Фольксваген Груп Финанц" 4 579 1,5
8 "Сименс Финанс" 3 741 8,7
9 "Элемент Лизинг" 3 429 1,9
10 СТОУН-XXI (ГК) 2 689 3,7
11 "СБЕРБАНК ЛИЗИНГ" (ГК) 2 541 39,7
12 "ЛизПлан Рус" 2 455 0,7
13 "Мэйджор Лизинг" 2 161 3,1
14 "ЮниКредит Лизинг" и "Локат Лизинг Руссия" 1 876 5,8
15 Ураллизинг 1 476 3,7
16 "КОНТРОЛ лизинг" 1 033 1,6
17 Система Лизинг 24 940 8,9
18 "СОЛЛЕРС-ФИНАНС" 929 2,8
19 "Лизинг-Трейд" 913 2,7
20 "КАМАЗ-ЛИЗИНГ" (ГК) 877 17,4
21 "ЧелИндЛизинг" (ГК) 657 4,3
22 Интерлизинг (ГК) 647 8,1
23 "Восток-Лизинг" 534 3,6
24 "Эксперт-Лизинг" (Челябинск) 498 3,1
25 "Альянс-Лизинг" 460 5,2
26 Райффайзен-Лизинг 347 13,4
27 Национальная Лизинговая Компания 340 2,2
28 "ЛИЗФАЙНЭНС" 336 3,9
29 "РБ ЛИЗИНГ" 328 49,9
30 ЯрКамп Лизинг 278 4,3

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

Лидеры рынка

Средняя доля розничных сегментов в портфеле трех крупнейших лизинговых компаний в 2015 году составила около 33% против 24% годом ранее.

Лидером рынка по объему нового бизнеса в 2015 году стал ВТБ Лизинг: стоимость имущества, переданного компанией в лизинг за прошедший год, составила 77,7 млрд рублей (-14,6% к 2014 году). Немного уступив лидеру, вторую позицию занял ВЭБ-лизинг (76,2 млрд рублей), а третью позицию второй год подряд удерживает «Сбербанк Лизинг». Доля крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса в 2015 году снизилась до 14,2% (за 2014 год – 15,6%, 2013 год – 14,3%).

Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса немного выросла и составила около 67% по итогам 2015 года (в 2014 году – 64%, в 2013-м – 57%).

Рост концентрации на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе сказался также на увеличении доли топ-10 в совокупном лизинговом портфеле. Так, на 01.01.16 не менее 74%3 лизинговых платежей к получению приходится на десять крупнейших лизингодателей (против 72% в 2014 году), что объясняется экспансией крупных компаний в сегменте МСБ. Так, средняя доля розничных сегментов в портфеле трех крупнейших лизинговых компаний в 2015 году составила около 33% против 24% годом ранее. Ключевое влияние на развитие бизнеса в сегменте МСБ оказывает организация «розничных фабрик». «Поэтому розничные компании уделяют большое внимание автоматизации процессов фронт- и мидл-офиса и стандартизации процессов бэк-офиса для снижения затрат на заключение и последующее сопровождение сделок», – подчеркивает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор компании «Хомнет Лизинг».

В прошлом году доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга продолжила расти и достигла 52,5% (годом ранее – 47,8%). Снижение доли компаний, владельцем которых является иностранный фонд прямых инвестиций, связано с отнесением компании «Европлан» в результате ее продажи к категории «лизингодатели с прочими отечественными собственниками» (график 4).

 

Распределение сделок по регионам и сегментам

В территориальном распределении нового бизнеса в 2015 году по сравнению с 2014 годом доля Москвы выросла почти на 5 п. п., до 48%. Рост концентрации на столицу, как правило, происходит в условиях сокращения сделок на лизинговом рынке, что отмечалось в 2008–2009 годах. Доля Центрального ФО (без Москвы) сократилась на 3 п. п., а доля Крымского ФО достигла впервые около 1%, в том числе за счет сделок компаний ГТЛК, «ГЕН ЛИЗИНГ» и «РЕСО-Лизинг». Агентство отмечает, что объем лизинговых сделок в Крымском ФО может быть занижен, так как некоторые компании, имеющие сделки в данном ФО, не принимали участия в исследовании.

Доля нового бизнеса за пределами РФ в 2015 году снизилась с 2 до 0,7%, однако в 2016 году объем сделок российских лизинговых компаний на территории других стран покажет рост, в том числе за счет поставок оборудования в соседние страны. «ГТЛК видит перспективы поставок SSJ-100 на рынки стран Таможенного союза. В соответствии с заключенным на авиасалоне «МАКС-2015» договором казахской авиакомпании SCAT планируется передать 15 самолетов SSJ-100, из них пять будет поставлено в 2016 году, – отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора ГТЛК. – Важно отметить, что взаимодействие с данным авиаперевозчиком по этому договору осуществляется не в рамках программы операционного лизинга, которая ориентирована только на российских региональных авиаперевозчиков».

 
 

Среди трех крупнейших сегментов лизингового рынка прирост за 2015 год показал только авиализинг (+28,4%), около 94% нового бизнеса которого пришлось на сделки четырех крупнейших лизинговых компаний рынка. Агентство отмечает, что в прошлом году рынок практически достиг рекордного объема нового бизнеса, отмеченного в авиасегменте в 2013 году (график 7). Причинами роста авиасделок в последние три года, помимо отдельных крупных разовых сделок, послужили госмеры по поддержке лизинга / аренды российских самолетов. Кроме того, на объем авиасделок в прошлом году повлияла передача самолетов, ранее изъятых у неплатежеспособных авиакомпаний (в том числе «Трансаэро»). «Для авиации крупнейшим событием в 2015 году стала остановка деятельности авиакомпании «Трансаэро» с последующим отзывом сертификата на перевозки, – комментирует Дмитрий Зотов – В результате лизинговые компании, работающие в этом сегменте, вынуждены сконцентрироваться на изъятии и ремаркетинге самолетов, что в условиях снижения пассажиропотока и девальвации рубля является непростой задачей».

 

Несмотря на абсолютное сокращение (-18,3%), крупнейшим сегментом рынка остается автолизинг, доля которого достигла 36,6% в 2015 году (35,9% за 2014 год). Снижение покупательской активности населения и рост стоимости автомобилей привели к дальнейшему падению автопродаж в прошлом году. Однако автосегменту удалось отстоять лидирующие позиции на рынке за счет запуска госпрограммы по льготному автолизингу, а также введения лизингодателями экспресс-продуктов и предоставления скидок. «Мы приняли решение продолжить льготную программу даже после ее официального завершения 1 декабря. До 01.01.2016 мы предоставляли клиентам 15%-ную льготу при лизинге всех типов автомобилей за свой счет, – говорит Алексей Смирнов, генеральный директор «CARCADE Лизинг». – В течение месяца клиенты приобрели более 800 автомобилей различных классов, воспользовавшись льготными условиями лизинга. Суммарная экономия лизингополучателей за счет ценовых льгот в декабре составила 240 млн рублей».

Доля ж/д сегмента на рынке упала с 22,7 до 17,9%, а в абсолютном выражении объем нового бизнеса с ж/д техникой в 2015 году сократился на 36,7%. Всего по рынку из 17 крупнейших сегментов, выделенных «Эксперт РА» в рамках исследования, положительные темпы прироста продемонстрировали восемь (таблица 3). Годом ранее рост наблюдался в семи сегментах.

Таблица 3. Структура рынка по предметам лизинга

Предметы лизинга Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2015, % Доля в новом бизнесе (стоимости имущества) за 2014, % Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента, % Доля в лизинговом портфеле на 01.01.2016, %
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) 20,6% 12,9% 28,4% 21,6%
Легковые автомобили 19,8% 16,9% -6,4% 6,2%
Железнодорожная техника 17,9% 22,7% -36,7% 40,0%
Грузовой автотранспорт 16,8% 18,9% -29,0% 7,3%
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах 5,8% 9,7% -51,8% 4,0%
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование 2,9% 1,8% 27,2% 4,3%
Недвижимость (здания и сооружения) 2,6% 2,1% 0,0% 1,9%
Оборудование для ЖКХ 1,8% 0,7% 102,1% 0,8%
Суда (морские и речные) 1,5% 1,1% 10,7% 2,7%
Сельскохозяйственная техника и скот* 1,5% 1,6% -23,6% 3,2%
Погрузчики и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары 1,3% 1,2% -8,8% 0,4%
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов 1,0% 0,7% 14,6% 0,8%
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки 0,8% 3,0% -79,3% 1,7%
Энергетическое оборудование 0,7% 0,4% 37,0% 1,2%
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры 0,6% 0,9% -45,2% 0,4%
Полиграфическое оборудование 0,5% 0,3% 25,0% 0,4%
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,4% 0,1% 400,0% 0,0%
Прочее оборудование 3,5% 5,0% -43,6% 3,0%

* При оценке доли сегмента экспертно учтена компания «Росагролизинг»
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК

 

Изменения в структуре нового бизнеса, как следствие, повлияли на отраслевую концентрацию лизингового портфеля. Доля ж/д техники за последние четыре года сократилась на 10 п. п. и составила 40% на 01.01.2016. Авиасегмент за аналогичный период нарастил долю с 12,4 до 21,6%. Грузовой и легковой автотранспорт совокупно выросли с 10,4% на 01.01.2013 до 13,5% на 01.01.2016.

Других значительных изменений в структуре портфеля не произошло, а рост доли машиностроительного, металлообрабатывающего и металлургического оборудования в 2015 году связан с корректировками (переносом из прочих отраслей в промышленный сегмент) части лизингового портфеля ВЭБ-лизинга.

 

1 Сделки, совершенные лизинговыми компаниями с преобладанием в портфелях крупных и крупнейших сделок в сегментах big ticket («ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» (ГК), «ТрансФин-М», ВТБ Лизинг, Газпромбанк Лизинг (ГК), «ГТЛК» и «Газтехлизинг»).

2 Рассчитывается как отношение суммы новых лизинговых договоров за 2015 год к количеству заключенных сделок за аналогичный период.

3 Экспертная оценка с учетом портфелей крупных компаний, не приславших анкеты.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика