Лизинг и факторинг, 04.04.2016

Прогноз развития рынка
Поделиться
VK


Согласно анкетированию по итогам 2014 года, в основном только госкомпании рассчитывали на положительные темпы прироста нового бизнеса в 2015 году, прочие участники рынка зачастую предполагали сжатие бизнеса. Ожидания лизинговых компаний на 2016 год более оптимистичны: средний прирост объема нового бизнеса, по мнению лизинговых компаний, в текущем году составит около 13%. Дальнейшего сокращения бизнеса ожидают только около 15% респондентов. Отчасти это может быть связано с тем, что первое полугодие текущего года будет более благоприятно для лизинговых сделок, в отличие от первых месяцев 2015 года. Значительное падение курса рубля и повышение ключевой ставки Банком России в конце 2014 года привели к заморозке многих инвестиционных проектов в начале 2015 года.

По мнению агентства, лизинговый рынок в 2016 году сбавит темпы сокращения, но продолжит сжиматься, следуя за динамикой инвестиций в основной капитал. Так, за 2015 год падение инвестиций в капитал составило 8,4% (в 2014 году – 1,5%), а по итогам 2016 года, по оценке агентства, будет не менее 4–5%. При этом дальнейший отток капитала (согласно прогнозу Министерства экономического развития, отток в 2016 году составит около 50 млрд долларов против 57 млрд долларов за 2015 год) будет способствовать сокращению лизинговых сделок.

Кроме того, основные потребители лизинговых услуг – предприятия обрабатывающей промышленности – продолжат испытывать последствия сокращения покупательской способности населения. За 2015 год индекс промышленного производства в обрабатывающих отраслях упал на 5,6%. При этом из 13 основных отраслей обрабатывающих производств только три продемонстрировали положительные темпы прироста.

В 2016 году, по прогнозам Минэкономразвития, спад общего промышленного производства продолжится и составит 0,4%. По данным Росстата, индекс предпринимательской уверенности, несмотря на повышение в обрабатывающих производствах с -11% в декабре 2015 года до -7% в январе 2016 года, по-прежнему остается в отрицательной зоне. В связи с этим базовым прогнозом лизингового рынка, по мнению «Эксперт РА», на 2016 год является негативный. При негативном прогнозе предполагается сжатие рынка до 463 млрд рублей (-15%). Сокращение ж/д сегмента составит до 30%. Ключевую поддержку автолизингу по-прежнему будет оказывать госпрограмма, однако она не сможет переломить ситуацию с падением автопродаж: в итоге автолизинг просядет на 10%. «Стоит отметить программу Минпромторга по поддержке автолизинга. Это хороший пример реальной государственной поддержки, – отмечает Кирилл Царев, генеральный директор «Сбербанк Лизинг». – Позитивный эффект дает и другая программа  – по развитию рынка газомоторного топлива, где много усилий прилагает «Газпром». Однако мы понимаем, что, несмотря на все перечисленные программы, 2016 год, как и 2015-й, будет не самым лучшим для автосегмента». Давление на автопродажи окажет 65%-ная индексация ставки утилизационного сбора на новые автомобили с 1 января 2016 года. Авиасегмент не сможет удержать объем нового бизнеса на уровне 2015 года и упадет на 5%. Реализация базового сценария возможна в 2016 году при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 35 долларов за баррель и инфляции в размере 10–11%, что потребует поддержания ключевой ставки на уровне 10% и выше.

В случае реализации позитивного прогноза объем рынка составит около 490 млрд рублей (-10% к 2015 году). Падение ж/д сегмента составит 25%, при этом позитивное влияние на сегмент может оказать утилизация старых вагонов, а также (в случае его реализации) план по консолидации рынка оперирования полувагонами. «Есть основания полагать, что сегмент ж/д составов в 2016 году будет выглядеть лучше рынка в целом: большое количество старых составов поставлено на утилизацию, а новых вагонов будет не хватать, поскольку сейчас ставки по новым вагонам неподъемны для грузоотправителей», – отмечает Александр Кожевников. Общий объем сделок в автосегменте упадет на 5%. «Сгладить падение рынка могут сегменты оборудования, а также все, что связано с закупками субъектов РФ, прежде всего в общественном транспорте, – говорит Кирилл Царев. – Кроме того, появятся относительно новые для лизинга ниши, такие как нефтегазовая промышленность, металлургия, где ранее не так активно использовали лизинговые инструменты, но теперь будут». Авиализинг за счет крупных сделок госкомпаний и перераспределения оставшегося парка «Трансаэро» сохранит объем нового бизнеса на уровне 2015 года. Реализация позитивного прогноза агентства наиболее вероятна при среднегодовой цене на нефть марки Brent на уровне 45 долларов за баррель, инфляции в размере 7–8% и ключевой ставке менее 10 п. п.

 
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика