Лизинг и факторинг, 01.12.2014

Прогноз развития рынка: в минусе
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

Согласно негативному прогнозу «Эксперта РА» на 2014 год, объем нового бизнеса не превысит 630 млрд рублей. Пессимистичный прогноз предполагает, что ключевой сегмент рынка – ж/д техника – сократится на 35% по отношению к 2013 году. По мнению агентства, в IV квартале не произойдет значительного обновления парка вагонов, так как это невыгодно операторам в условиях снижения перевозок. В связи с ожиданиями рецессии в экономике страны и серьезным ослаблением курса национальной валюты «Эксперт РА» считает данный прогноз базовым.

Позитивный сценарий подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 5%, при этом его объем составит не более 750 млрд рублей. В этом случае предполагается рост автолизинга на 15% и сокращение ж/д сегмента на 20%.

Таблица 4. В 2014 году новый бизнес может сократиться на 20%

Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Прогноз прироста на 2014 год (негатив./позитив. прогноз), % Прирост в абсолютном выражении, млрд рублей (негатив./позитив. прогноз) Влияние на общий прирост нового бизнеса (негатив. прогноз), п. п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (позитив. прогноз), п. п.
Железнодорожная техника Субсидирование потерь при приобретении инновационных вагонов и скидка на покупку нового вагона при утилизации старого (Постановление № 41 от 20.01.2014). Вступление в силу технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001/2011). Возможное субсидирование государством затрат на приобретение локомотивов посредством лизинга для ОАО «РЖД». Сокращение ж/д перевозок, насыщение рынка, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен на сырьевую продукцию -35 / -20 -94,9 / -54,2 - 12,5 -5,6
Авиатехника Господдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление № 1212 и пр.), возможная замена и модернизация авиапарка Замораживание/прекращение сделок с иностранными авиахолдингами из-за введенных санкций (например, «Добролет») -15 / -10 -17,5 / -11,7 - 2,3 -1,2
Грузовые и легковые автомобили Ликвидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, обновление автопарков за счет скидок по утилизации и Тrade-In Снижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей -5 / 15 -9,7 / 29,2 - 1,3 3,0
Прочие сегменты Отсутствие крупных государственных инвестпрограмм, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий -15 /-6 -30,0 / -2,0 - 3,9 -1,2
Итого прирост по рынку -20,0 -5,0

Источник: «Эксперт РА»

 

Безусловно, рынок лизинга, как один из наглядных индикаторов динамики инвестиций в экономике, в следующем году с высокой долей вероятности продемонстрирует дальнейшее снижение.

При реализации негативного прогноза «Эксперта РА» на 2015 год темпы прироста нового бизнеса будут в пределах минус 10–25% (в случае дальнейшего падения доли ж/д и авиасегментов на 10–20% и 5–15% соответственно). Данный прогноз также подразумевает значительное снижение темпов роста автолизинга (до 5%), так как падение продаж автомобилей3 продолжится и в следующем году, несмотря на возобновление госпрограммы по утилизации старых автомобилей.

Позитивный прогноз на следующий год подразумевает снижение напряженности в банковском секторе (прекращение роста процентных ставок). На лизинговый рынок может благоприятно повлиять начало запуска крупных масштабных госпроектов (чемпионат мира по футболу – 2018, газопровод «Сила Сибири», инфраструктурные объекты Крыма и прочее). При этом, несмотря на увеличение доли «розничных» сделок в структуре новых договоров, они не смогут компенсировать сокращение крупных сегментов рынка (ж/д и авиатранспорт). В результате снижение нового бизнеса в 2015 году может составить не более 5–10%.

Агентство прогнозирует сокращение объема нового бизнеса при позитивном и при негативном сценарии. Поэтому темпы прироста полученных платежей в 2015 году, как и в 2014-м, превысят темпы прироста профинансированных средств (график 14).

 

3 В январе – октябре 2014 года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 12,7%, согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика