Лизинг и факторинг, 30.08.2021

Лизинг разогнался перед торможением
Поделиться
VK


Газета "Коммерсантъ"

Дефицит комплектующих докатился до финансовых схем

Дефицит комплектующих докатился до финансовых схем

Объем нового бизнеса лизинговых компаний по итогам первого полугодия показал взрывной рост — сразу на 66%, хотя эта динамика очень неравномерно распределена между сегментами. Однако уже во втором полугодии темпы роста могут серьезно замедлиться: сдерживающими факторами станут экономическая волатильность и трудности автопрома с поставками комплектующих, предупреждают эксперты.

По данным анкетирования лизинговых компаний (ЛК), подготовленного «Эксперт РА», объем нового бизнеса за первое полугодие 2021 года составил 945 млрд руб., что на 66% больше, чем годом ранее.

Рост обеспечили в первую очередь выдачи в сегменте автолизинга, а также строительной и сельскохозяйственной техники. Они увеличились по объемам нового бизнеса до четырехлетних максимумов, достигнув за отчетное полугодие 727 млрд руб. (рост на 72%). В частности, сегмент автолизинга вырос на 73%, что связано с восстановлением автопродаж и спроса на услуги такси и каршеринга. Лизинг строительной техники увеличился на 88%, а сельскохозяйственной техники — вдвое благодаря мерам государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования.

Сами участники рынка отмечают, что ключевым растущим сегментам приходится сталкиваться с новыми вызовами, но другого характера. «На протяжении многих лет именно автолизинг оставался драйвером развития рынка лизинга в России, и пандемия не изменила эту ситуацию,— говорит гендиректор ЛК "Европлан" Александр Михайлов.— Но сегодня и ЛК, и их клиентам приходится преодолевать последствия остановки производства автомобилей во время действия жестких карантинных ограничений по всему миру. Это привело к дефициту автомобилей и росту цен».

Одно из последствий — значительный рост лизинга автотранспорта с пробегом и выдач автомобилей китайских производителей, поясняет господин Михайлов.

Сдерживающими факторами становятся дефицит полупроводников, чипов и микросхем, который отражается на всей автомобильной промышленности, а также снижение объема финансирования программ господдержки, лимиты на колесную и специальную технику, по которым исчерпали себя в первые месяцы работы программы, добавляет управляющий директор «Альфа-лизинга» Ольга Гришина.

Однако не всем сегментам удалось восстановиться после пандемии. Так, объем нового бизнеса в корпоративном сегменте в первом полугодии составил 218 млрд руб. Это на 47% больше в годовом сравнении, но ниже, чем показатели доковидных 2019 и 2018 годов (339 млрд и 292 млрд руб. соответственно), следует из материалов «Эксперт РА».

Если исключить эффект низкой базы прошлого года и сравнить данные с 2019 годом, то крупные корпоративные сегменты показывают отрицательную динамику.

Так, авиасегмент сократился на 21%, железнодорожный — на 24%, объем нового бизнеса сегмента морских и речных судов уменьшился на 10%.

Во втором полугодии может начаться восстановление в некоторых корпоративных сегментах, полагает старший директор «Эксперт РА» Руслан Коршунов: «Увеличение перевозок (прежде всего угля и щебня) позитивно сказывается на арендных ставках, что привело к оживлению лизинговых сделок с железнодорожным транспортом».

Восстанавливаться будет и сегмент авиализинга, но доковидных показателей по итогам года достичь не удастся, считает господин Коршунов, и в целом темпы роста во втором полугодии замедлятся. «Вероятно, будет закрыто некоторое количество сделок на лизинг воздушных судов российского производства по специальной госпрограмме, но в 2021 году не ожидается спроса на рыночный лизинг со стороны авиакомпаний»,— согласен гендиректор «ВТБ Лизинг» Дмитрий Ивантер. К уровням 2019 года международные авиаперевозки вернутся не ранее 2025 года, уверен он.

Гендиректор «Росбанк Лизинг» Гурам Кудрявцев добавляет, что поставить под вопрос дальнейшую позитивную динамику лизинговых выдач в целом может текущий тренд повышения ставок на рынке заимствований.

Источник: Газета "Коммерсантъ"
Полина Трифонова

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика