Лизинг и факторинг, 17.12.2020

Просроченную задолженность взяли в лизинг
Поделиться
VK


Из-за падения деловой активности в первом полугодии на фоне первой волны пандемии у лизинговых компаний на конец третьего квартала около 20% всех активов оказались проблемными. Компании, специализирующиеся на розничном сегменте, постепенно восстанавливают позиции. Но тем, кто занимался корпоративным лизингом, может потребоваться помощь государства, полагают эксперты.

Из-за падения деловой активности в первом полугодии на фоне первой волны пандемии у лизинговых компаний на конец третьего квартала около 20% всех активов оказались проблемными. Компании, специализирующиеся на розничном сегменте, постепенно восстанавливают позиции. Но тем, кто занимался корпоративным лизингом, может потребоваться помощь государства, полагают эксперты.

В портфелях лизинговых компаний сосредоточено около 20% проблемных активов, заявила на конференции «Российский лизинг: адаптация к новым реалиям» младший директор «Эксперт РА» Зоя Советкина, их объем за девять месяцев вырос более чем на 70%. На конец третьего квартала в портфеле корпоративных лизинговых компаний доля проблемных активов составляла 23%, у розничных же — она не превышала 10%. К проблемным активам в «Эксперт РА» относят реструктурированную и просроченную более чем на 30 дней задолженность лизингополучателей.

По данным «Эксперт РА», за три квартала 2020 года, несмотря на снижение объемов нового бизнеса, портфель лизинговых компаний, то есть объем задолженности лизингополучателей перед лизингодателем по текущим сделкам, вырос на 6%, до 5,1 трлн руб. (см. “Ъ” от 19 ноября). Во многом причиной стала переоценка «валютных договоров из-за ослабления курса рубля и увеличения объема реструктуризаций и проблемных активов», указывалось в исследовании агентства.

На фоне распространения коронавирусной инфекции по всему миру и принятия странами карантинных ограничений, падения перевалки угля, нефтепродуктов, перевозок из Китая, а также снижения пассажиропотока лизингополучатели, прежде всего в железнодорожном и авиационном сегментах, попали в кризисную ситуацию (см. “Ъ” от 15 сентября). Во втором квартале из-за локдауна пострадали и лизингополучатели автомобилей и спецтехники.

Большинству лизинговых компаний пришлось пойти на реструктуризацию платежей для клиентов.

По данным ЦБ, в первом полугодии, за исключением авиализинга, было реструктуризировано 22% портфеля (см. “Ъ” от 2 июля).

«В период локдауна мы отмечали кратковременный всплеск просрочки в розничном портфеле, что во многом было связано с тем, что портфель автолизинга преимущественно представлен транспортной отраслью, на которую ограничения оказали существенное влияние»,— говорит руководитель отдела анализа данных и принятия решений ГК «Альфа-Лизинг» Вадим Данилов.

Как лизинг разошелся по частникам

Выходили из кризиса все по-разному. Розничный сегмент, прежде всего автолизинг, начал быстрое восстановление после снятия карантинных ограничений. Это вылилось в рост нового бизнеса, который за девять месяцев 2020 года прибавил 13% по отношению к прошлогоднему показателю. «Третий квартал характеризуется восстановлением просрочки до докризисных значений»,— подтверждает господин Данилов. «Динамика в третьем квартале была восстановительная. К концу сентября все наши клиенты стабилизировали свою работу и вышли из карантинных просрочек»,— говорит гендиректор «МСБ-Лизинга» Роман Трубачев.

В третьем квартале происходило снижение реструктурированного портфеля, добавляет госпожа Советкина.

Значительная часть реструктуризации была «проведена на несколько месяцев», и часть лизингополучателей «вернулись в свои графики», а значит, этот объем уходил из проблемного портфеля, полагает эксперт. У розничных компаний сократился и объем просроченной задолженности на фоне восстановления деловой активности в тех сегментах, где они работают.

Динамика в корпоративном сегменте хуже, он наиболее капиталоемкий и сократился за год на треть. Значительный объем проблемных активов здесь сосредоточен на балансах крупных госкомпаний, отмечает госпожа Советкина, и дальнейшая судьба таких активов будет во многом зависеть от оказания мер господдержки.

Источник: Коммерсантъ

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика