Рейтинговые действия, 10.04.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Камчатского края на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 10 апреля 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Камчатский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 235,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,7% выше уровня 2018 года. Показатели благосостояния находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 749 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 3,9%, коэффициент демографической нагрузки – 0,640. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 года, по оценке, численность населения региона составила 313 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось более чем на 4 тыс. человек. По численности населения регион находится на 78 месте среди субъектов РФ. Негативно влияют на формирование народонаселения края социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Кроме того, идет снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год остался на невысоком уровне и составил, по оценке, 31,1 млрд рублей, что на 4 млрд рублей больше, чем в 2018 году. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 13,1%. На территории края действуют территория опережающего социально-экономического развития «Камчатка», индустриальные (промышленные) парки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки», реализуются проекты резидентов Свободного порта Владивосток.

Агентство отмечает высокую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета: доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в доходах бюджета по итогам 2019 года составила 58,2%. В связи с этим между Правительством края и Минфином России ежегодно заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. Край характеризуется низкой бюджетной обеспеченностью: по итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее - ННД) в составе доходов бюджета составила 32,1%. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц – 60,2%, налог на прибыль организаций – 16,3%. Структура налоговой базы края характеризуется высоким уровнем диверсификации: на консолидированную группу налогоплательщиков приходится всего 1,0% налоговых доходов. За 2019 год доходы бюджета региона выросли на 4,5% по сравнению с 2018 годом, в том числе ННД выросли на 12,1%, а трансферты из федерального бюджета снизились на 3,4%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу на прибыль организаций (+47,2%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+11,7%), налогу на имущество организаций (+11,3%), акцизам (+8,2%). Рост поступлений: по налогу на прибыль связан с единоразовым высоким поступлением от предприятий рыбопромышленного комплекса (в 1 квартале 2019 года данными налогоплательщиками производилась реализация бортовых остатков по итогам путины 2018 года), по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – в результате изменения положений Налогового кодекса РФ, позволяющих перейти на упрощенную систему налогообложения организациям, у которых сумма доходов за 9 месяцев предшествующего года составляет не более 112,5 млн рублей (до 2018 года – не более 45 млн рублей). Увеличение поступлений по налогу на имущество организаций связано с постановкой на учет новых объектов недвижимого имущества, поступления по акцизам выросли в результате увеличения объема акцизов на нефтепродукты и на алкогольную продукцию, поступающих в соответствии с распределением из федерального бюджета. Снижение по трансфертам из федерального бюджета обусловлено сокращением объема дотаций на 3,9 млрд рублей, которые носили разовый характер в 2018 году для реализации мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций, а также сокращением дотаций на выравнивание в 2019 году на 2 млрд рублей.

По итогам 2019 года расходы регионального бюджета увеличились по сравнению с 2018 годом на 8,6%. Доля капитальных вложений в расходах составила 9,1% за 2019 год, что положительно оценивается агентством. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 57,8% или 47,6 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 27,3%, на общегосударственные вопросы – 4,1%, другие расходы – 10,8%. Наибольший рост расходов приходится на сектора: национальная экономика (+17,4%), ЖКХ (+20,0%), образование (+8,9%).

По итогам 2019 года бюджет региона исполнен с дефицитом 9,3% ННД. Покрытие дефицита краевого бюджета осуществлялось за счет остатков средств краевого бюджета на 01.01.2019 года. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 486,2 млн рублей, источниками финансирования также будут остатки на счетах на начало текущего года.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 года к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 15,3%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 3,9 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 3,7 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 14,7%, что на 0,6 п.п. ниже уровня 2019 года. Долговой портфель сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 74,4%, облигационных займов – 25,6%. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Низкий объем долговых обязательств и комфортная структура долга обеспечивают низкие расходы на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,5%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев погашению подлежит 4,2% совокупного долга. Кроме того, агентство отмечает высокие показатели ликвидности на горизонте 12 месяцев: у региона имеются остатки денежных средств на счетах и доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 79,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 82,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 14.10.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Камчатского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023