Рейтинговые действия, 20.01.2020

«Эксперт РА» повысил рейтинг Ульяновской области до уровня ruВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 20 января 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Ульяновской области до уровня ruВВВ+. По рейтингу установлен стабильный прогноз. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruВВВ со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой бюджетных и долговых метрик, а также устойчивой ликвидностью.

Ульяновская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, автомобилестроение, авиастроение. На территории региона создана особая экономическая зона «Ульяновск» - единственная аэропортовая особая экономическая зона в России, на территории которой развиваются авиационные виды деятельности. Область является одним из первых пилотных регионов Национальной технической инициативы.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2018 году составил, по оценке, 361 млрд рублей. По итогам 2019 года, прогнозируется объем ВРП в размере 371,9 млрд рублей, что в действующих ценах на 3,1% выше уровня 2018 года. Показатели благосостояния также находятся на умеренно низком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2018 года, по оценке, составил 290 тыс. рублей, уровень демографической нагрузки – 0,830. По итогам 2019 года, ожидаемый уровень показателей составляет 301 тыс. рублей и 0,855 соответственно. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и высокая демографическая нагрузка. На 01.01.2019 года численность населения региона составила 1238,4 тыс. человек. В регионе наблюдается динамическое снижение населения. За последние 5 лет население снизилось на 24,1 тыс. человек. На 01.01.2020 года численность населения ожидается на уровне 1234,7 тыс. человек.  Ситуация на рынке труда области стабильная и характеризуется положительной динамикой по уровню безработицы. Уровень безработицы в 2018 году составил 3,7%, что на 0,7 п.п. ниже уровня 2017 года и на 1,1 п.п. ниже среднероссийского уровня. По оценке, уровень безработицы по итогам 2019 года составит 3%. По данному показателю регион находится в десятке регионов лидеров, что положительно сказывается на рейтинговой оценке.

Несмотря на то, что в регионе ежегодно растет число инвесторов, вкладывающих средства в экономику, реализуются крупные инвестиционные проекты (на территории области реализуется более 60 проектов), доля инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в ВРП в течение последних трех лет остается незначительной – 9,5%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2019 года прогнозируется незначительное увеличение доли – на 0,5 п.п.

Агентство отмечает невысокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета и позитивно оценивает стабильную базу налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД), доля которых в доходах бюджета области стабильно превышает 70%. По итогам 2019 года доля ННД прогнозируется на уровне 77,7%. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают акцизы – 31,6%, налог на прибыль организаций – 27,7%, налог на доходы физических лиц – 25,5%. Структура налоговой базы области умеренно концентрированная: на долю крупнейшего налогоплательщика ООО «Завод Трёхсосенский» – приходится более 10% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании. По состоянию на 01.11.2019 года доходы бюджета выросли на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Наибольшее увеличение поступлений наблюдается по акцизам (+14,3%). По итогам 2019 года уровень доходов ожидается в размере 62,7 млрд рублей, что на 9,1% выше уровня 2018 года, ННД – 48,7 млрд рублей (+8,2% к уровню 2018 года).

В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет около 70%. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 15,5%, на общегосударственные вопросы – 4,9%, другие расходы – 9,7%. По состоянию на 01.11.2019 года расходы увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,5%. Наибольший рост приходится на сектора здравоохранения (+52,5%), национальной экономики (+24,9%), физической культуры и спорта (+46%). По итогам 2019 года уровень расходов прогнозируется в размере 63,9 млрд рублей, что на 13,2% выше уровня 2018 года.

В 2018 году бюджет региона впервые за последние годы был исполнен с профицитом, который составил 2,2% ННД. По итогам 2019 года ожидается исполнение бюджета с дефицитом в размере 1,2 млрд рублей (-2,5% ННД). На 2020 год параметры областного бюджета сформированы с дефицитом в размере 0,9 млрд рублей; на 2021 год и 2022 годы с профицитом в размере 0,4 млрд рублей и 1,0 млрд рублей соответственно.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на умеренно низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2019 года к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 55,4%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 24,9 млрд рублей. По итогам 2019 года долг региона ожидается на уровне 2018 года, долговая нагрузка – 53,6%, что на 1,8 п.п. ниже уровня 2018 года. В структуре долга по итогам 2019 года существенных изменений не ожидается: доля коммерческих кредитов составит 42,4%, бюджетных кредитов – 36,9%, облигационного займа – 20,0%, государственных гарантий – 0,7%. Расходы на обслуживание долга в 2018 году сократились на 0,8 млрд рублей и стали самими низкими за последние годы (1,1 млрд рублей). В 2019 году, по прогнозу, их размер не превысит уровня 2018 года. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев погашению подлежит 27,4% совокупного долга. Регион характеризуется высокими показателями ликвидности: у региона имеются открытые кредитные линии и доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года, по оценке, составит 62,7 млрд рублей, объем расходов бюджета – 63,9 млрд рублей. 

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ульяновской области был впервые опубликован 18.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 23.07.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Ульяновской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ульяновской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ульяновской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023