Рейтинговые действия, 11.06.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Тульской области на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 11 июня 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Тульской области на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Тульская область (далее - регион, область) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. На территории региона сконцентрированы предприятия оборонно-промышленного комплекса, которыми осуществляется разработка и производство продукции военного назначения. Структура экономики диверсифицирована с упором на обрабатывающие производства, которые представлены сектором машиностроения, химической и пищевой промышленностью.

Регион характеризуется умеренно высокими размерными характеристиками и показателями благосостояния. Объем ВРП за 2019 год (далее – отчетный год) составил, по оценке, 655 млрд руб., что на 2,9% выше уровня предыдущего года, объем ВРП на душу населения оценивается на уровне 447 тыс. руб. Численность населения области за последние пять лет сократилась практически на 40 тыс. человек и составила 1,5 млн человек на 01.01.2020. Демографическая нагрузка в регионе находится на уровне 0,85. Ситуация на рынке труда характеризуется пониженным уровнем безработицы, который в отчетном году составил 3,8%. Средняя заработная плата в отчетном году была на уровне 37,5 тыс. руб.

Бюджет области характеризуется высоким уровнем достаточности: доля налоговых и неналоговых доходов (далее - ННД) в структуре доходов бюджета по итогам 2019 года составила 79,3%. В структуре налоговых и неналоговых доходов доминируют поступления по налогу на прибыль организаций – 37,2%, налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – 29,9%, акцизов – 18,4%. За отчетный год ННД региона увеличились на 10,5% по сравнению с 2018 годом, что в основном обусловлено ростом поступлений по налогу на прибыль организаций на 12,5%, акцизов на 19,3% и НДФЛ на 7,8%. Положительная динамика поступлений налога на прибыль обусловлена высокими результатами ряда крупнейших налогоплательщиков химической отрасли, оборонно-промышленного комплекса и предприятия по производству и передаче электроэнергии. Рост поступления акцизов связан с увеличением зачисления в бюджет акцизов на пиво на 13,9% в результате роста его реализации. Темп роста поступлений по НДФЛ на 0,3п.п. превысил темп роста фонда оплаты труда, который составил в 2019 году 107,5%.

По итогам 2019 года расходы регионального бюджета увеличились на 16,8%. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, на финансовое обеспечение отраслей: социальная политика, образование, здравоохранение, физкультура и спорт в 2019 году было направлено 55,0 млрд руб. А на долю капитальных вложений в расходах бюджета приходилось всего 4,1%, что сдерживает гибкость бюджета и оказывает давление на рейтинговую оценку.

Последние два года бюджет региона исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года профицит бюджета составил 0,3% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 5,6 млрд руб. Источниками покрытия дефицита будут являться кредитные средства кредитных организаций. Агентство ожидает, что существенное негативное влияние может оказать макроэкономическая нестабильность в российской и мировой экономике на фоне развития пандемии коронавируса. Кризисная ситуация негативно отразится на экономике региона, что в том числе может привести к увеличению бюджетного дисбаланса и наращиванию долговой нагрузки.

Низкий уровень долговой нагрузки позитивно оценивается агентством. По состоянию на 01.01.2020 долг региона составил 16 млрд руб., отношение долга к налоговым и неналоговым доходам за предшествующие 12 месяцев составило 24,4%. За отчетный год регион сократил объем обязательств практически на 2 млрд руб. в результате погашения облигационного займа и части бюджетных кредитов. Диверсификация структуры долга на 01.01.2020 находится на невысоком уровне: 45,1% долговых обязательств представлены банковскими кредитами, 54,9% - бюджетными кредитами. Такой размер и структура долгового портфеля определяют невысокие затраты региона на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к налоговым и неналоговым доходам составило 0,9% за 2019 год. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев от 01.04.2020 погашению подлежит 23,3% совокупного долга.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 82,3 млрд руб., объем расходов – 82,1 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Тульской области был впервые опубликован 20.12.2012. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 16.12.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Тульской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Тульской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Тульской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023