Рейтинговые действия, 05.03.2020

«Эксперт РА» повысил рейтинг Ярославской области до уровня ruВВВ+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 5 марта 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности Ярославской области до уровня ruВВВ+, прогноз стабильный. Ранее у региона действовал рейтинг на уровне ruВВВ со стабильным прогнозом.

Повышение рейтинга обусловлено позитивной динамикой экономических и бюджетных метрик, поддержанием на комфортном уровне долговой нагрузки, а также удлинением долгового портфеля.

Ярославская область (далее – регион, область, субъект) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа. В отраслевой структуре экономики региона доминируют обрабатывающие производства. Обрабатывающая промышленность формирует более четверти ВРП, ведущими отраслями являются: машиностроение, нефтехимия, пищевая и легкая промышленность.

Регион характеризуется умеренно низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 587,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 1,1% выше уровня 2018 года. Показатели благосостояния находятся на умеренно высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 468 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы (сентябрь-ноябрь 2019 года) – 5,4%. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения, высокая демографическая нагрузка и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 года, по оценке, численность населения региона составила 1253,2 тыс. человек. За последние 5 лет население снизилось на 18,4 тыс. человек. Уровень демографической нагрузки оценивается агентством в размере 0,863. Неблагоприятные тенденции в динамике численности населения области обусловлены существенным сокращением притока мигрантов и ускорившимся процессом снижения рождаемости. Объем инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств за 2019 год оставался на невысоком уровне и составил, по оценке агентства, 78,2 млрд рублей, что в действующих ценах соответствует уровню 2017 года (в 2018 году наблюдалось снижение значения данного показателя). На территории региона действуют три территории опережающего социально-экономического развития – в г.Тутаеве, г.Ростове и г.Гаврилов-Яме. Отношение объема инвестиций в основной капитал за исключением бюджетных средств к ВРП за последние три года, по оценке, составило порядка 14%.

Агентство отмечает невысокую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета и позитивно оценивает стабильную базу налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД), доля которых в доходах бюджета области стабильно превышает 80%. По итогам 2019 года доля ННД составила 82,5%. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на прибыль организаций – 31,9%, налог на доходы физических лиц – 31,8%. Структура налоговой базы области умеренно концентрированная: на долю крупнейшего налогоплательщика Филиал ООО «ПК «Балтика» – «Пивзавод «Ярпиво», приходится 10,1% ННД, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку, т.к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния компании. По состоянию на 01.01.2020 года доходы бюджета региона выросли на 4,5% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 1,6%, трансферты из федерального бюджета на 17,1%. Наибольший рост в структуре ННД наблюдается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+17,6%) и налогу на прибыль (+5,9%), в структуре трансфертов – по субсидиям (в 2 раза). Рост поступлений по налогу на прибыль связан с увеличением платежей налогоплательщиков (ПАО «Райффайзенбанк», АО «Р-Фарм», АО «Ярославский технический углерод», ООО «Хуадянь-Тенинская ТЭЦ», АО «ТГК №2», ООО «Компания «Тензор»), по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения – в связи с изменением положений Налогового кодекса РФ, позволяющих перейти на упрощенную систему налогообложения организациям, у которых сумма доходов за 9 месяцев предшествующего года составляет не более 112,5 млн рублей (до 2018 года – не более 45 млн рублей). Рост по субсидиям связан с увеличением объема субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, на реализацию программ формирования современной городской среды.

По итогам 2019 года расходы регионального бюджета увеличились по сравнению с 2018 годом на 4,0%. Доля капитальных вложений в расходах составила 7,5% за 2019 год. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность, ее доля составляет 70,6% или 49,3 млрд рублей. Расходы на развитие реального сектора экономики составили 15,2%, на общегосударственные вопросы – 3,6%, другие расходы – 10,6%. Наибольший рост расходов приходится на сектора здравоохранения (+7,0%), национальной экономики (+4,0%), ЖКХ (+20,7%), образования (+8,3%).

По итогам 2019 года бюджет региона исполнен с дефицитом 1,5% ННД, что на 0,6 п.п. ниже уровня 2018 года. Основным источником финансирования дефицита областного бюджета являлись средства от размещения государственных облигаций области. На 2020-2022 годы бюджет региона сформирован бездефицитным.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на умеренно высоком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 года к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 65,9%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 37,5 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 37,6 млрд рублей (в связи планируемым предоставлением государственных гарантий в размере 100 млн рублей), долговая нагрузка на уровне 58,8%, что на 7,1 п.п. ниже уровня 2019 года. Долговой портфель сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляет 52,3%, бюджетных кредитов – 37,1%, банковских кредитов – 10,6%. В последние четыре года регион взял курс на удлинение долгового портфеля, у субъекта в обращении имеется четыре облигационных займа на сумму 19,6 млрд рублей. В конце текущего года регион планирует вновь выйти на облигационный рынок и за счет размещения новых выпусков осуществить рефинансирование долга, тем самым еще больше удлинив свой портфель, что позитивно оценивается агентством. Преобладание в долговом портфеле рыночного долга способствует умеренно высоким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 3,8%. График погашения обязательств оценивается как умеренно комфортный, в течение ближайших 12 месяцев погашению подлежит 13,0% совокупного долга. Регион характеризуется высокими показателями ликвидности: у области имеются открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов и облигационному финансированию.

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 68,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 69,8 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ярославской области был впервые опубликован 26.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 05.09.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 15.11.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов Ярославской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Ярославской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ярославской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023