Рейтинговые действия, 05.10.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Камчатского края на уровне ruА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 5 октября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Камчатского края на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

Камчатский край (далее – регион, край) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Дальневосточного федерального округа. Регион расположен на крайнем северо-востоке России, на полуострове Камчатка, Карагинском и Командорских островах. Административный центр – город Петропавловск-Камчатский. В отраслевой структуре экономики региона доминируют рыболовство и рыбоводство, обрабатывающая промышленность (которая состоит в основном из производства пищевых продуктов, которое за исключением рыбной продукции, ориентировано на региональный рынок) и сектор государственного управления и обеспечения военной безопасности.

Регион характеризуется низкими размерными характеристиками: объем ВРП в 2019 году составил, по оценке, 251,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,5% выше уровня 2018 года. По итогам 2020 года ожидается рост ВРП до 259,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах будет соответствовать уровню 2019 года. Оборот   организаций   по   всем    видам экономической деятельности за январь-июль 2020 года составил 207,9 млрд рублей, увеличившись на 7,5% к январю-июлю 2019 года в действующих ценах. Индекс промышленного производства составил 91,4%, при этом отмечается снижение производства в добыче полезных ископаемых на 4,4% и в обрабатывающей промышленности на 11,2%. Снижение в добыче полезных ископаемых обусловлено сокращением добычи газа на 9,6%, металлических руд на 3,9%, материалов строительных нерудных на 23,7%, в обрабатывающей промышленности - снижением производства пищевых продуктов. Показатели благосостояния находятся на высоком уровне: ВРП на душу населения по итогам 2019 года, по оценке, составил 799,6 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы – 3,8%, коэффициент демографической нагрузки – 0,640. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает негативная динамика численности населения и низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. На 01.01.2020 численность населения региона составила 313 тыс. человек. За последние 5 лет численность населения сократилась более чем на 4 тыс. человек. По численности населения регион находится на 78 месте среди субъектов РФ. Негативно влияют на формирование народонаселения края – социально-экономические, климатические, психологические факторы и значительная удаленность от центра страны. Кроме того, идет снижение численности населения как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) за 2019 год оставался на невысоком уровне и составил 31,1 млрд рублей, что на 11,0% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. Отношение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило порядка 13,1%. На территории края действуют ТОР «Камчатка», СПВ, промпарки «Нагорный» и «Дальний», агропарк «Зеленовские озерки».

Агентство отмечает высокую зависимость краевого бюджета от трансфертов из федерального бюджета, доля безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в доходах бюджета по итогам 2019 года составила 58,2%. В связи с этим между Правительством края и Минфином России ежегодно заключаются соглашения, включающие в себя меры по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета края, а также мер по оздоровлению государственных финансов. С другой стороны, это ограничивает бюджет региона в гибкости и самостоятельности при принятии решений. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее - ННД) в составе доходов бюджета составила 32,1%. Основными отраслями, обеспечившими более 50% поступлений в бюджет, являются: рыболовство, рыбоводство, государственное управление и обеспечение военной безопасности, оптовая и розничная торговля, обрабатывающие производства. В структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц – 60,2%, налог на прибыль организаций – 16,3%. Структура налоговой базы края характеризуется высоким уровнем диверсификации: на консолидированную группу налогоплательщиков приходится 1,0% налоговых доходов. За семь месяцев 2020 года доходы бюджета региона выросли на 12,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе трансферты из федерального бюджета на 25,4%, а вот поступления по ННД снизились на 8,9%. В структуре налоговых доходов наблюдается снижение по всем бюджетообразующим налогам. Наибольшее снижение сложилось по налогу на прибыль организаций (-29,9%), что связано с передачей крупнейших налогоплательщиков края на налоговое администрирование в Межрегиональные ИФНС России по субъектам РФ, а также за счет снижения прибыли от внереализационной деятельности (рост убытка) из-за влияния курсовых разниц на долговые обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте, и представления уточненных деклараций на уменьшение исчисленных авансов по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2019 год и 1 квартал 2020 года предприятиями рыбохозяйственного комплекса. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по субсидиям (в 1,6 раза) и иным межбюджетным трансфертам (в 1,6 раза). Рост обусловлен увеличением финансовой помощи региону на устранение последствий пандемии и поддержку экономики. По итогам 2020 года ожидается увеличение доходов бюджета почти на 13,8%, что вызвано в основном планируемым ростом трансфертов из федерального бюджета более чем на 20%, по ННД ожидается снижение поступлений на 3,0%.

Расходы региона в январе-июле 2020 года выросли на 11,9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в течении семи месяцев 2020 года было направлено 22,0 млрд рублей, что выше аналогичного периода 2019 года на 7,5%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах краевого бюджета показал снижение на 1,9 п.п. В структуре расходов по итогам семи месяцев 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией общенациональных мер по борьбе с эпидемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным ростом расходов по здравоохранению (на 42,1%) в январе-июле 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 1,7 п.п. Значительное снижение доли наблюдается по расходам на образование, их удельный вес сократился на 2,0 п.п.

В 2017-2018 гг. краевой бюджет исполнялся с профицитом. По итогам 2019 года бюджет региона был исполнен с дефицитом 9,3% ННД. Покрытие дефицита краевого бюджета осуществлялось за счет остатков средств краевого бюджета на 01.01.2019. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом в размере 486,2 млн рублей или 2,0% ННД, источниками финансирования будут являться остатки на счетах на начало текущего года.

Агентство позитивно оценивает качество управления долговым портфелем. Долговая нагрузка находится на низком уровне, что оказывает положительное влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2020 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 15,3%, совокупные обязательства региона на отчетную дату составили 3,9 млрд рублей. По итогам 2020 года долг региона ожидается в размере 3,7 млрд рублей, долговая нагрузка на уровне 2019 года. Долговой портфель сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляет 74,4%, на облигационные займы приходится – 25,6%. Камчатский край является транзитной стороной в расчетах между ОАО «Геотерм» и Минфином России по бюджетному кредиту, выданному в 1998 году на строительство Мутновской ГеоЭС. Фактически же компания самостоятельно обслуживает свой долг и не было прецедентов по невыполнению ею своих обязательств. Агентство трактует бюджетный кредит как косвенное обязательство региона, но тем не менее учитывает его в расчете долговой нагрузки. Преобладание в долговом портфеле бюджетного долга способствует низким расходам на обслуживание долга: отношение расходов на обслуживание долга к ННД составило 0,5%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев погашению подлежит 4,2% совокупного долга. Регион имеет остатки денежных средств на счетах и доступ к казначейским кредитам для покрытия кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2019 года составил 79,9 млрд рублей, объем расходов бюджета – 82,3 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Камчатского края был впервые опубликован 19.04.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 10.04.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Камчатского края, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Камчатского края принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Камчатскому краю дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023