Рейтинговые действия, 10.09.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Ненецкого автономного округа на уровне ruA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 10 сентября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ненецкого автономного округа на уровне ruА+. Прогноз по рейтингу - негативный.

Ненецкий автономный округ (далее – округ, регион) является отдельным субъектом РФ, при этом входит в состав Архангельской области и расположен в Северо-Западном федеральном округе. Площадь территории региона составляет 176,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Нарьян-Мар. На территории региона расположена часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, округ входит в топ-5 регионов России по добыче нефти, а разведанные запасы нефти и газа региона в настоящее время имеют низкую степень выработанности. Экономика округа характеризуется высокой концентрацией на добыче полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2019 год по оценке региона составила 78,8%.

Социально-экономическое положение округа оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2019 год, по оценке, составил 321,0 млрд рублей, что на 1,0% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. По итогам 2020 года ожидается снижение ВРП до 308,9 млрд рублей в связи с ухудшением социально-экономического положения на фоне кризисных явлений, вызванных пандемией коронавируса и снижением добычи нефти. По ВРП на душу населения регион находится на первом месте среди субъектов РФ. По оценке, он в 2019 году составил 7,3 млн рублей, что на 0,9% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах. Высокое значение данного показателя обусловлено низкой численностью населения. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2019 года составил 90,7 млрд рублей, что почти соответствует уровню 2018 года. В текущем году ожидается снижение инвестиций до 76,3 млрд рублей, что связано со снижением инвестиционной активности предприятий нефтегазовой отрасли на фоне кризисных явлений, формирующих основной объем инвестиций в экономике округа (более 90%). Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за три периода традиционно демонстрируется высокие значения, за 2017-2019 гг. которое составило 31,1%. Динамика численности населения в течение последних 5 лет носит положительный характер, численность увеличилась почти на 1 тыс. человек и на 01.01.2020 составила 44,1 тыс. человек. Давление на рейтинговую оценку оказывают высокий уровень безработицы, который по итогам 2019 года составил 7,9% и коэффициент демографической нагрузки, сложившийся на отчетную дату на уровне 0,814. 

Округ характеризуется высоким уровнем бюджетной обеспеченности, что позитивно оценивается агентством. По итогам 2019 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов окружного бюджета составила 83,3%. В 2020 году ожидается снижение доли примерно на 13,0 п.п., в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией и снижением цен на нефть. За шесть месяцев 2020 года доходы бюджета региона сократились на 18,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе по ННД на 22,8%, а вот по трансфертам поступления возросли на 17,3%. Наибольшее снижение в структуре налоговых доходов наблюдается по налогу на прибыль организаций (-56,5%), что вызвано снижением поступлений по крупнейшим налогоплательщикам, осуществляющим добычу нефти и газа на территории округа, по причине снижения объемов добычи и реализации нефти, цены на нефть и продуктов ее переработки, влияющих на финансовый результат предприятий. В структуре безвозмездных поступлений наибольший рост наблюдается по дотациям (в январе-июне 2019 года регион не получал дотации, в аналогичном периоде 2020 года округ получил 237,8 млн рублей), субсидиям (на 22,2%) и субвенциям (на 25,3%). Рост трансфертов обусловлен увеличением финансовой помощи региону на компенсацию снижения доходов, устранение последствий пандемии и поддержку экономики. По итогам 2020 года регион прогнозирует снижение доходов бюджета на 9,4%, что в большей степени связано с ожидаемым снижением ННД до 33%, в связи со значительным недопоступлением по налогу на прибыль. Налог на прибыль организаций является одним из бюджетообразующих налогов для окружного бюджета, его доля в структуре налоговых доходов составила 31,6% в 2019 году (с большей долей в структуре налоговых доходов находится налог на имущество организаций – 52,7% по которому за шесть месяцев 2020 года снижения поступлений не наблюдаются). Ожидаемое сокращение объема поступлений окажет давление на бюджет региона. Доходная часть бюджета округа, по-прежнему подвержена рискам, в связи с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика – ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» – на долю которого приходится 20,5% налоговых доходов бюджета региона.

Расходы региона в первом полугодии 2020 года выросли на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В структуре расходов региона преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в январе-июне 2020 года было направлено 5,6 млрд рублей, что выше аналогичного уровня 2019 года на 0,3%. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах окружного бюджета снизился на 1,2 п.п. В структуре расходов по итогам первого полугодия 2020 года произошли некоторые изменения, связанные с реализацией общенациональных мер по борьбе с эпидемией коронавируса и ее последствиями. Так, в связи со значительным увеличением расходов по ЖКХ (на 11,4%) и здравоохранению (на 10,1%) в январе-июне 2020 года произошло увеличение их удельного веса в общем объеме расходов на 0,8 п.п. и 0,6 п.п. соответственно. Значительное снижение наблюдается по образованию, удельный вес сократился на 1,9 п.п.

Региональный бюджет в 2017-2019 гг. исполнялся с профицитом, который по итогам 2019 года составил 166,3 млн рублей или 0,9% ННД. На 2020 год параметры бюджета сформированы с дефицитом – 3,1 млрд рублей или 21,6% ННД, что отрицательно скажется на рейтинговой оценке. Основным источником финансирования дефицита в 2020 году будут остатки средств на счетах и кредитные средства кредитных организаций.

По состоянию на 01.01.2020 долговой профиль региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. Объем совокупных долговых обязательств составил 1,6 млрд рублей (100% облигационные займы), долговая нагрузка 8,4% ННД. Небольшой объем долга способствует низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2019 году составило 0,8% ННД. В результате прогнозируемого увеличения государственного долга субъекта в текущем году (рост долга до 4,0 млрд рублей за счет банковских заимствований), расходы на обслуживание долга согласно закону о бюджете округа возрастут почти в 2 раза и составят примерно 2,0% ННД. Регион имеют открытые кредитные линии, доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2019 года составил 22,8 млрд руб., объем расходов – 22,7 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 25.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 19.06.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты выпуска настоящего пресс-релиза в соответствии с Календарем пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Ненецкого автономного округа принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023