Рейтинговые действия, 17.08.2021

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «Группа «ВИС» на уровне ruA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 17 августа 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Группа «ВИС» на уровне ruA. Прогноз по рейтингу - стабильный.

«Группа «ВИС» (АО) – головная компания инфраструктурного холдинга Группа «ВИС» (далее – Группа), консолидирующая дочерние субхолдинговые и операционные компании Группы. Группа является вертикально интегрированным холдингом, построенным по дивизионному принципу. Имеет собственные инвестиционные, строительные и эксплуатационные мощности, и один из крупнейших портфелей концессионных соглашений (КС) и соглашений о государственно-частном партнерстве (СГЧП), где концессионером или частным партнером является консолидируемая Группой дочерняя компания. Учитывая наличие централизованного корпоративного управления, созданного на основе рейтингуемого лица, и наличие поручительств материнской компании по отдельным долговым обязательствам дочерних обществ, агентство оценивало компанию на основе консолидированной отчетности по стандартам МСФО. Большинство проектов в сфере КС и СГЧП привлекают проектное финансирование, которое, как правило, жестко ограничивает перемещение денежных средств между компанией-концессионером и прочими организациями на цели, не связанные с затратами на возведение объекта и обслуживание долговых обязательств всех видов. Агентство использовало консолидированный подход исходя из понимания степени вертикальной интеграции Группы: компании внутри Группы являются генеральными подрядчиками и субподрядчиками на инвестиционном этапе, генерирующими прибыль, доступную к распределению на уровень материнской компании, а также операторами объектов на эксплуатационной стадии. Также Группа инвестирует в субординированный младший долг проектных компаний, обслуживание и погашение которого ведется на этапе эксплуатации – таким образом эффективно консолидируя все денежные потоки дочерних компаний вне обслуживания старшего долга в рамках проектного финансирования.

Исторически Группа являлась крупным (введено в эксплуатацию более 90 объектов) EPC/EPCM-подрядчиком преимущественно в сфере строительства нефтегазовой и энергетической инфраструктуры. С 2013 года начало развиваться ставшее впоследствии ключевым направление работы с проектами в сфере ГЧП. На текущий момент Группа «ВИС» реализует ряд крупнейших инфраструктурных проектов в сфере ГЧП, находящихся на эксплуатационной и инвестиционной стадии, среди которых строительство моста через реку Лена в Якутии, автодороги «Виноградово - Болтино - Тарасовка» в Московской области, автодороги «Обход Хабаровска», моста через реку Обь в г. Новосибирске, моста через Калининградский залив, Окружного клинического центра охраны материнства и детства в г. Сургуте.

Оценка бизнес-рисков Группы умеренно положительная. Агентство учитывает обеспеченность строительных мощностей Группы контрактной базой – бэклог по строительно-монтажным работам к исполнению на 30.06.2021 составляет 225 млрд руб. и десятикратно превышает выручку группы за 2020 год. При этом совокупный бэклог компании с учетом поступлений по проектам в течение всего их жизненного цикла составляет 540 млрд руб. Агентство положительно оценивает накопленный опыт Группы в сфере инфраструктурного строительства, а также диверсификацию объектов как с точки зрения сегментов – кроме транспортных объектов Группа реализует проекты в сферах образования, культуры, медицины и обработки отходов, с перспективами входа в проекты в сфере высоких технологий и ВПК – так и с точки зрения географии. Группа ведет проекты в пяти федеральных округах, преимущественно (с точки зрения совокупного бэклога) в Республике Саха (Якутия) (ruAA-, стаб.), Новосибирской, Московской и Калининградской (ruA-, стаб.) областях, а также Хабаровском крае (ruBBB, стаб.), Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. По итогам последних лет на инвестиционной стадии Группа выполняла собственными силами до половины работ, но предполагает в дальнейшем существенно нарастить долю (до 70%) за счет приобретенного в конце 2020 года крупнейшего внешнего подрядчика. Оценка бизнес-рисков сдерживается невысокой оценкой устойчивости сектора инфраструктурного строительства к внешним шокам и умеренными барьерами для входа в отрасль. При этом агентство положительно оценивает последовательное развитие рынка инфраструктурных проектов в разных форматах государственно-частного партнерства, что в целом улучшает их финансовую прогнозируемость, стабилизацию правового поля и законодательной базы, в которой они реализуются, а также развитие инструментов их финансирования.

Для целей оценки финансовых показателей агентство опиралось на данные Группы с учетом деконсолидации старшего долга дочерних компаний в рамках проектного финансирования проектов ГЧП. Следуя практике при оценке аналогичных сценариев в рейтингах группы «Автобан» (АО «АВТОБАН-Финанс», ruA, стаб.) и «АБЗ-1» (АО «ПСФ «Балтийский проект», ruBBB-, стаб.), агентство не учитывало проектное финансирование в долговой нагрузке Группы принимая во внимание крайне малую вероятность возникновения обязательств Группы перед банком из-за высокой защищенности проектов от дефолта. Агентство принимало во внимание глубокий контроль финансирующих организаций над исполнением проектов, включающий расширенное банковское сопровождение, и обязательное заключение прямых соглашений с концедентом и кредитором проекта, которое позволит компенсировать затраты в случае расторжения соглашения и эффективно сводит регресс требований финансирующих организаций напрямую к концеденту. На этапе эксплуатации финансовые риски проектов невысоки ввиду действия механизма минимальной гарантированной доходности (или необходимой валовой выручки) или эксплуатационного платежа со стороны концедента, что защищает проекты от ключевого риска трафика или объемов.

На финансовые показатели Группы оказывает влияние волатильность, которая вытекает из-за продолжительности выполняемых работ на объектах и отличающейся рентабельности разных этапов работ, а также особенности учета выручки и себестоимости по строительным контрактам. Агентство оценивало финансовые показатели за два прошедших и два прогнозных года с 2019 по 2022 гг. Согласно результатам 2020 года, маржинальность Группы по EBITDA соответствует 16%, что является высоким уровнем с точки зрения методологии. Агентство предполагает, что на горизонте ближайших двух лет рентабельность может вырасти до уровней около 30% на фоне начала строительства новых объектов. Оценка долговой нагрузки в терминах соотношения долга к EBITDA, рассчитанных по методологии агентства, находится на 31.12.2020 на уровне порядка 2.3, с перспективой снижения до уровня около 1 на фоне роста маржинальности выполняемых работ. Процентная нагрузка в терминах EBITDA к уплачиваемым процентам по итогам 2020 года составляет 2.1 и также может улучшиться до уровня около 4 уже в 2021 году. Группа практически не подвержена валютному риску.  Прогнозная ликвидность оценивается положительно, учитывая невысокий объем заимствований вне проектного финансирования. Сдерживающее влияние на качественную оценку оказывает сравнительно короткая срочность привлекаемого финансирования вне проектного финансирования, не превышающая трех лет. Поддержку оказывает диверсифицированный портфель заимствований – портфель инструментов Группы кроме банковского финансирования и лизинга включает эмиссии облигаций. Группа также обладает опытом размещения инструментов структурированного финансирования (ООО «СФО «Социального развития», по облигациям класса «А» действует кредитный рейтинг ruА+.sf)

Блок корпоративных рисков оценивается агентством позитивно. Капитал Группы на 99.9% контролируется И. А. Снегуровым. Агентство отмечает высокий уровень организации корпоративного управления, проработки стратегии и достаточный уровень регламентации риск-менеджмента. Группа составляет и публикует аудированную отчетность по стандартам МСФО. Агентство обращает внимание на недостаточное раскрытие операционных результатов деятельности Группы и предполагает рост прозрачности в этом аспекте в будущем.

По данным консолидированной отчетности «Группа «ВИС» (АО) по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2020 составляли 49.4 млрд руб., капитал – 9.2 млрд руб. Выручка по итогам 2020 года составила 24.4 млрд руб., чистая прибыль – 1.4 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен «Группа «ВИС» (АО) впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, «Группа «ВИС» (АО), а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, «Группа «ВИС» (АО) принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало «Группа «ВИС» (АО) дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями,  выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023