Рейтинговые действия, 23.11.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Иркутской области на уровне ruАА+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 23 ноября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Иркутской области на уровне ruАА+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Иркутская область (далее – регион, область) – субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа, в пределах области расположена часть акватории озера Байкал с островом Ольхон. Площадь территории региона составляет 774,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Иркутск. Область расположена на пересечении основных транспортных магистралей, выступающих связующим звеном с дальневосточными районами России, а также странами Азиатско-Тихоокеанского региона, и отличается развитой энергосистемой, которая входит в состав объединенной электроэнергетической системы Сибири. Регион обладает обширными лесными ресурсами (3 место в РФ), запасами газа, нефти, металлических руд и других ископаемых. Экономика региона диверсифицирована, ведущая роль остается за добычей полезных ископаемых, которая формирует почти треть ВРП. Также в регионе развиты транспортировка и хранение, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля.

Регион характеризуется высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2020 год (далее – отчетный год), по оценке, составил 1,6 трлн рублей, что в сопоставимых ценах выше на 1,1%, чем в 2019 году. Положительная динамика обусловлена отсутствием жестких ограничений ведения хозяйственной деятельности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также принятыми мерами по стабилизации экономики и поддержки бизнеса, которые позволили большинству предприятий региона осуществлять свою деятельность в бесперебойном режиме, обеспечивая стабильные темпы роста производства. По итогам 2021 года ожидается рост ВРП до 1,7 трлн рублей. Несмотря на кризисные явления, вызванные пандемией коронавируса, в отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2020 года составил 102,7%. За 9 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 100,1% к уровню января-сентября 2020 года, который был поддержан увеличением производства в таких отраслях как обрабатывающие производства (+1,3%), обеспечение электрической энергией (+8,1%) и водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов (+49,1%). По итогам года область ожидает индекс промышленного производства на уровне 101,7%.

Агентством положительно оценивается высокий уровень ВРП на душу населения, который по итогам 2020 года, по расчетам агентства, составил 669,3 тыс. рублей. Давление на рейтинговую оценку оказывает отрицательная динамика численности населения, высокий коэффициент демографической нагрузки, умеренно высокий среднегодовой уровень безработицы. На 01.01.2021 (далее – отчетная дата) численность населения региона составила 2,4 млн человек и за последние три года сократилась на 1,2%. Снижение связано с миграционным оттоком населения и естественной убылью. Коэффициент демографической нагрузки на отчетную дату составил 0,799. Среднегодовой уровень безработицы, в результате влияния коронакризиса, вырос в отчетном году на 1,1 п. п. и   составил 7,7%, в июле-сентябре 2021 года он составил 5,9%. По итогам 2021 года регионом ожидается незначительное снижение уровня безработицы. Сдерживающее влияние на рейтинговую оценку оказывает умеренно низкий уровень инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП. Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года составило 21,4%. В абсолютном выражении внебюджетные инвестиции в 2020 году показали рост на 8,6% в действующих ценах. По итогам 2021 года ожидается прирост данных инвестиций на 14,4% в действующих ценах к уровню 2020 года.  На территории области действуют четыре ТОСЭР – «Усолье-Сибирское», «Саянск», «Черемхово», «Тулун», а также ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов. 

Агентство отмечает умеренно низкую зависимость областного бюджета от трансфертов из федерального бюджета по итогам 2020 года. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах областного бюджета составила 67,2%, что на 6,4 п. п. ниже уровня 2019 года в связи с увеличением трансфертов из федерального бюджета на финансовую поддержку регионального бюджета из-за ухудшения экономической ситуации, вызванной коронавирусной пандемией. По итогам 2021 года ожидается рост доли ННД до 72,7%, что почти соответствует докризисным значениям показателя. За отчетный год доходы бюджета региона выросли на 6,6% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты в 1,3 раза, ННД снизились на 2,7%. Риски доходной части бюджета находились в отчетном году на умеренно низком уровне, на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 9,1% налоговых поступлений (на долю 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось 40,2% налоговых доходов областного бюджета). За 9 месяцев текущего года доходы бюджета выросли на 17,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе за счет увеличения ННД на 27,5%. В структуре налоговых доходов по итогам девяти месяцев 2021 года наблюдается прирост по всем бюджетообразующим налогам к аналогичному периоду отчетного года. Наибольшее увеличение продемонстрировал налог на прибыль (+42,9%) и налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+44,9%). Рост поступлений по налогу на прибыль обусловлен низкой базой 2020 года в связи с недопоступлением налога из-за влияния цен на нефть и коронакризиса, по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системой налогообложения – ростом количества предприятий, применяющих данный налоговый режим. По неналоговым доходам зафиксирована отрицательная динамика поступлений (-27,0%), что связано с высокой базой 2020 года, обусловленной приростом поступлений доходов от компенсации затрат государства более чем в 2 раза и штрафных санкций за нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации. По итогам текущего года регионом ожидаются поступления налоговых и неналоговых доходов в областной бюджет в размере 165,4 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 18,5%.

Расходы субъекта в 2020 году выросли на 8,0% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 160,0 млрд рублей, что формировало 71,4% всех расходов региона. На долю капитальных вложений в расходах бюджета пришлось 9,7%, что поддержало гибкость бюджета. По итогам 9 месяцев текущего года расходы выросли на 2,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 153,8 млрд рублей. Социальные расходы составили 111,2 млрд рублей, продемонстрировав незначительный рост (+0,03%) к уровню января-сентября 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах областного бюджета показал снижение на 1,6 п. п.в связи с увеличением расходов по национальной экономике на 14,4% вызванных ростом капвложений по водному хозяйству и увеличением закупок энергоресурсов по транспорту и дорожному хозяйству. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 239,0 млрд рублей, что выше показателя 2020 года на 6,8%.

Сбалансированность областного бюджета по результатам 2020 года оценивается агентством сдержанно. Дефицит бюджета в отчетном году составил 16,1 млрд рублей или 11,5% ННД, который был покрыт за счет бюджетного и банковских кредитов. По итогам 2021 года исполнение бюджета ожидается с дефицитом в размере 11,6 млрд рублей или 7,0% ННД. Источниками финансирования дефицита будут являться остатки денежных средств на счетах и кредиты коммерческих банков.

По итогам 2020 года долг региона вырос в 1,7 раза и составил 29,7 млрд рублей, при этом долговая нагрузка на 01.01.2021 оставалась на комфортно низком уровне (21,3%), что положительно отразилось на рейтинговой оценке. По итогам 2021 года ожидается рост долга до 39,9 млрд рублей, долговой нагрузки до 24,1%, при этом долговая нагрузка останется на комфортном уровне. Основной причиной увеличения долга является финансирование дефицита регионального бюджета. Долговой портфель на отчетную дату был сформирован преимущественно из бюджетных кредитов, доля которых составляла 50,5%, банковских кредитов – 41,1%, облигационных займов – 8,4%. По итогам 2021 года структура долгового портфеля изменится, доля банковских кредитов составит порядка 64,0%, доля бюджетных – 36,0%. Для региона характерна низкая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 0,4%, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. Регион имеет доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также остатки денежных средств на счетах и открытые кредитные линии. 

Объем доходов бюджета региона по итогам 2020 года составил 207,7 млрд рублей, объем расходов – 223,8 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Иркутской области был впервые опубликован 28.06.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 01.06.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://www.raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Иркутской области, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Иркутской области принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Иркутской области дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023