Рейтинговые действия, 08.10.2021

«Эксперт РА» понизил рейтинг компании «ТЗК Аэрофьюэлз» до уровня ruВBB-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 8 октября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ТЗК Аэрофьюэлз» до уровня ruВВB-. Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг ruВВВ+ со стабильным прогнозом.

ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» (далее – «ТЗК Аэрофьюэлз», «компания») является 100% дочерней компанией ООО «Аэрофьюэлз Групп» – материнской структуры для российской части бизнеса группы компаний «Аэрофьюэлз» (далее – «группа»). Группа оказывает услуги по авиатопливообеспечению российских и иностранных авиакомпаний в Российской Федерации (30 аэропортов) и на международном рынке в более чем 80 странах мира. Зарубежный дивизион Группы представлен результатами деятельности компании Aerofuels Overseas Limited (далее – «Aerofuels Overseas»), зарегистрированной в Ирландии. Непосредственно «ТЗК Аэрофьюэлз» обеспечивает заправку воздушных судов «в крыло» авиакеросином ТС-1 на территории Российской Федерации, а также оказывает услуги по хранению, перевалке и лабораторному анализу топлива. Объем реализации «ТЗК Аэрофьюэлз» по итогам 2020 года составил 199 тыс. тонн керосина, что соответствовало 50% от групповых объемов. «ТЗК Аэрофьюэлз» входит в периметр консолидации «Аэрофьюэлз Групп», доля активов компании в консолидированной отчетности составляет более 30%, кроме того, по всем долговым обязательствам компании действуют поручительства со стороны материнской компании. Учитывая эти факторы, агентство в соответствии с действующей методологией использует консолидированную отчетность «Аэрофьюэлз Групп» по стандартам МСФО для актуализации кредитного рейтинга «ТЗК Аэрофьюэлз».

Понижение рейтинга в значительной степени обусловлено отклонением фактических показателей долговой нагрузки группы от прогнозируемых ранее. По ожиданиям агентства на горизонте до 2023 года среднее отношение чистого долга к EBITDA не должно было превысить 1,0х, по данным консолидированной отчетности за 2020 год (далее – отчетный период) значение показателя составило 4,9х, что было обусловлено ростом капитальных затрат из-за удорожания инвестиционной программы на фоне беспрецедентного роста цен на строительные материалы и снижением EBITDA по расчетам агентства до 260 млн руб. против 587 млн руб., прогнозируемых ранее. Существенное отклонение фактических результатов деятельности группы от плановых объясняется более медленным восстановлением авиасообщения, прежде всего, международного, на фоне затянувшегося выхода из пандемии коронавируса. В 2021 году рынок авиаперевозок продемонстрировал восстановление, за 8 месяцев 2021 года рост пассажиропотока в воздушном пространстве Российской Федерации относительно аналогичного периода годом ранее составил 25%. Сильный спрос на внутренние перевозки позитивно отразился на объемах заправки авиакеросином российской части бизнеса группы, но с учетом того, что ранее более 60% выручки группы генерировал зарубежный дивизион, агентство отмечает сохранение повышенных рисков отрасли авиационного сообщения в среднесрочной перспективе, влияющих на объемы реализации авиакеросина группой и, как следствие, неопределенность в уровне будущих денежных потоков от операционной деятельности.

Устойчивость отрасли авиатопливообеспечения к внешним шокам оценивается на уровне ниже среднего. Авиационная индустрия – одна из наиболее пострадавших отраслей от ограничений, вызванных глобальной пандемией COVID-19. Объем пассажирских перевозок в России в 2020 году сократился на 53% от уровней 2019 года, общемировой пассажиропоток снизился на 60%. В результате снижения интенсивности полетов гражданской авиации, в отчетном периоде объем авиакеросина, реализованного группой, сократился на 51% до 396 тыс. тонн, выручка сократилась на 56%, EBITDA – на 81% относительно уровней предыдущего года. Оценка риск-профиля отрасли поддерживается очень высокими барьерами для входа, которые, в первую очередь обусловлены необходимостью получения соответствующих разрешений на строительство новых топливозаправочных комплексов (ТЗК) в непосредственной близости от аэропортов и ограниченными возможностями по дублированию действующей инфраструктуры, а также необходимостью наличия квалифицированного персонала для получения допуска к заправке воздушных судов.

Рыночные позиции группы по-прежнему оцениваются агентством на невысоком уровне из-за небольших масштабов бизнеса компании по сравнению с основными конкурентами. Несмотря на то, что российский рынок заправки керосина «в крыло» за последние два десятилетия уже сформировался, доля группы не превышает 5%, при этом более 90% объемов приходится на три дочерние компании крупнейших российских нефтегазовых компаний («Газпромнефть-Аэро», «РН-Аэро» и «Лукойл-Аэро»), имеющих собственную сырьевую базу. На международном рынке, в отсутствие собственной инфраструктуры, группа фактически выступает сырьевым трейдером, выкупая объемы топлива вместе с топливозаправочными услугами у транснациональных и региональных поставщиков, и в дальнейшем получая небольшую, но гарантированную маржу от авиакомпаний.

Агентство, как и ранее, позитивно оценивает наличие у группы широкой региональной сети собственных ТЗК на территории страны, за счет которой она имеет возможность предоставлять комплексные предложения по заправке на маршрутах российских и иностранных авиакомпаний в России и за рубежом. Общую оценку концентрации бизнеса сдерживает невысокая диверсификация продаж – основным контрагентом группы в России и за рубежом выступает ПАО «Аэрофлот», его средняя доля выручке за 2019-2020 гг. составила около 50%. ПАО «Аэрофлот» раз в год проводит тендеры на поставку топлива, договор с авиакомпанией бессрочный с ежегодной пролонгацией, в среднем 60-70% расчетов осуществляется по предоплате. У группы отсутствует зависимость от трудно заменимого поставщика – авиакеросин является стандартизированным биржевым товаром. В настоящее время группа не хеджирует риски изменения цен на топливо, так как действуют формульные контракты на поставку керосина с привязкой базисной цены к биржевой.

В перспективе трех лет от отчетной даты группа планирует нарастить объем заправок в России и за рубежом выше уровней 2019 года – до 874 тыс. тонн – за счет реализации масштабной инвестиционной программы по реконструкции имеющихся ТЗК и строительству нового. Восстановление валовой рентабельности бизнеса до 4% ожидается к 2025 году.

По расчетам агентства, на горизонте двух лет от 31.12.2021 (далее – «отчетная дата») прогнозная ликвидность группы будет находиться на приемлемом уровне: собственный операционный денежный поток, а также общий объем доступной ликвидности, включая невыбранные банковские кредитные линии, превышает расходы на погашение и обслуживание долга, а также на осуществление поддерживающих капитальных затрат и выполнение инвестиционных контрактных обязательств по реконструкции здания международного аэропорта в г. Чебоксары (с 2016 года находится в долгосрочной аренде у дочерней компании Группы). При этом агентство исходит из предпосылки, что дивидендные выплаты на рассматриваемом горизонте времени будут отсутствовать. Строительство нового ТЗК в региональном аэропорту, переоснащение трех действующих ТЗК в г. Иркутск, г. Владивосток и г. Южно-Сахалинск будет осуществлено за счет привлечения дополнительных заемных средств. Так в марте 2021 года АО «Аэрофьюэлз», входящее в периметр консолидации группы, разместило дебютный облигационный выпуск на 1 млрд руб., в сентябре 2021 года был размещен публичный долг на сумму 500 млн руб. с возможностью увеличения объема размещения до 1 млрд руб. до конца ноября 2021 года. В случае успешной реализации проекта по строительству нового ТЗК прирост объемов заправки составит 20 тыс. тонн в 2023 году с целевым значением 45 тыс. тонн в год, модернизация действующих ТЗК позволит получить дополнительные 6 тыс. тонн в 2023 году с дальнейшим ежегодным наращиванием объемов, а реконструкция аэропорта в г. Чебоксары позволит обеспечить рост пассажиропотока до 600 тыс. человек в год. Агентство отмечает, что у группы имеется определенная степень гибкости в программе капитальных затрат: так, в случае неблагоприятной финансовой ситуации расходы на реконструкцию ТЗК могут быть перенесены на более поздние периоды. С точки зрения качественной оценки ликвидности ограничением выступает наличие пика погашения долга в 2024 году в результате размещения двух выпусков трехлетних облигаций.

По итогам 2021 года отношение долга, скорректированного на средний остаток денежных средств на конец 2019 и 2020 гг., к EBITDA ожидается на уровне, не превышающем 4,0х, в 2022 году – не более 2,5х. Агентство учитывает перспективы успешной реализации инвестиционной стратегии компании, которая позволит нарастить объемы заправки, при условии восстановления объемов пассажирских перевозок и ожидает постепенного снижения долговой нагрузки группы: показатель чистый долг/EBITDA в 2023 году прогнозируется ниже уровня 2,0х. Оценка процентной нагрузки сдерживается результатами 2020 года, так как отношение EBITDA к расходам на обслуживание долга составило 2,2х при 8,4х годом ранее. На горизонте 3 лет после отчетной даты ожидается, что минимальное значение данного показателя не опустится ниже 4,0х.

При оценке валютных рисков агентство учитывает наличие естественного хеджа: валютные поступления по контрактам с иностранными авиакомпаниями, а также с российскими авиакомпаниями по заправке за рубежом покрывают соответствующие валютные расходы на закупку керосина. Финансовый долг группы в иностранной валюте минимален.

Невысокая рентабельность деятельности, учитывая специфику бизнеса, характерна для всех участников рынка оказания услуг по заправке авиатоплива «в крыло», при этом рентабельность по EBITDA в 2020 году снизилась до 1,6% с уровня 3,7% годом ранее, рентабельность по FCF показала отрицательное значение. На горизонте до конца 2023 года агентство ожидает среднее значение EBITDA margin на уровне 3,4%.

В блоке корпоративных рисков агентство позитивно оценивает концентрированную и стабильную структуру собственности – два бенефициара бизнеса владеют соответственно 60% и 40% капитала «Аэрофьюэлз Групп» и активно вовлечены в операционное управление группой. В то же время агентство отмечает отсутствие юридического контроля консолидирующей материнской компании «Аэрофьюэлз Групп» над значимым активом – компанией «Aerofuels Overseas», которая тем не менее, консолидируется в отчетности МСФО, так как фактически принадлежит одним и тем же физическим лицам. На уровне материнской компании не созданы коллегиальные органы управления, процесс принятия решений преимущественно сконцентрирован на генеральном директоре, который является крупнейшим акционером, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Агентство повысило оценку за информационную прозрачность: на сайте группы после дебютного выпуска облигаций стала публиковаться консолидированная отчетность по МСФО. Агентство положительно оценивает наличие элементов риск-менеджмента - в группе действует комитет по управлению рисками, состоящий из 5 постоянных членов. В то же время качество риск-менеджмента ограничивается отсутствием достаточного страхового покрытия имущественных рисков, в том числе, в части резервуарного парка группы.

По данным консолидированной отчетности по стандартам МСФО активы группы по состоянию на 31.12.2020 составляли 8 млрд руб., капитал – 4,8 млрд руб. Выручка по итогам 2020 года составила 16,5 млрд руб., чистая прибыль – 130,4 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» был впервые опубликован 08.10.2020. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 08.10.2020.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023