Рейтинговые действия, 15.09.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Новосибирска на уровне ruА-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 15 сентября 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности города Новосибирска на уровне ruА-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Новосибирск (далее – город, муниципалитет) является административным центром Новосибирской области. По численности населения (1,6 млн человек на 01.01.2021) город занимает третье место среди всех городов России, уступая только Москве и Санкт-Петербургу (которые, в отличие от Новосибирска, имеют статус Субъектов РФ) и концентрирует более 55% населения Новосибирской области. Город является крупнейшим транспортным узлом Западной Сибири, на его территории расположена важнейшая сортировочная железнодорожная станция. Основу экономики Новосибирска составляют промышленность, торговля, транспорт, наука и научное обслуживание. В отраслевой структуре промышленного производства обрабатывающие производства формируют порядка 78%. Одним из динамично развивающихся секторов экономики города является торговля, на ее долю приходится более трети совокупного объема отгруженных товаров и услуг по хозяйственным видам деятельности. В городе сосредоточено большинство крупнейших компаний Новосибирской области во всех секторах экономики: торговле, транспорте, промышленности, банковском секторе, энергетике, строительстве и, как следствие, вклад города в ВРП области составляет более 70 %.

Муниципалитет характеризуется высокими размерными характеристиками – объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг крупными и средними промышленными организациями по фактическим видам деятельности по итогам 2020 года (далее – отчетный год) составил 310,5 млрд рублей продемонстрировав рост к уровню 2019 года на 9,5%. Наиболее существенный вклад в увеличение объемов промпроизводства внесли те отрасли, которые работали на противодействие COVID-19 – фармацевтика, медицинская промышленность, производство средств защиты. В условиях пандемии предприятия промышленности оказались гораздо устойчивее организаций сферы услуг. По итогам 2021 года ожидается увеличение показателя до 344,5 млрд рублей, за январь-июнь текущего года он составил 166,2 млрд рублей. Кроме того, прирост произошел по обороту розничной торговли по крупным и средним предприятиям на 4,8% в сопоставимых ценах (в действующих на 8,0%) и в абсолютном выражении составил 245,2 млрд рублей. Коронавирусная пандемия отрицательно отразилась на сфере занятости – уровень безработицы по итогам отчетного года составил рекордные для города 4,6%. В 2021 году уровень безработицы стал восстанавливаться и за 7 месяцев текущего года, по данным Центра занятости населения города, составил 1,5%.

Агентство отмечает высокую зависимость городского бюджета от трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в доходах бюджета муниципалитета по итогам 2020 года составила 49,3%, что на 3,0 п. п. ниже уровня 2019 года. По итогам 2021 года ожидается рост доли до 51,9%. В структуре налоговых доходов в 2020 году наибольшую долю занимали налог на доходы физических лиц – 67,8% и земельный налог – 13,4%. Положительно оценивается высокая диверсификация налоговой базы города: доля крупнейшего налогоплательщика составила 1,6% в налоговых доходах. За 2020 год доходы бюджета муниципалитета выросли на 5,4% по сравнению с 2019 годом, в том числе трансферты на 11,7%, а по ННД поступления снизились на 0,5%. По состоянию на 01.07.2021 доходы городского бюджета выросли на 14,0% по сравнению с аналогичной датой прошлого года, в том числе ННД на 21,9%, трансферты на 8,0%. По налоговым доходам положительная динамика поддерживается увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц (+17,4%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (в 2,8 раза в связи с увеличением норматива отчислений по УСН в 2021 году с 10% до 16,5%). Вместе с тем, по земельному налогу наблюдается снижение поступлений на 2,4%. Прогноз поступлений ННД на 2021 год оптимистичен – по отношению к 2020 году ожидается увеличение на 20,8%.

Расходы города в 2020 году выросли на 2,5% по сравнению с 2019 годом. В структуре расходов муниципалитета преобладает социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, культуры, физкультуры и спорта в 2020 году было направлено 35,4 млрд рублей (или 68,6% от всех расходов), что выше уровня 2019 года на 0,1%. Положительно оценивается высокая доля капитальных расходов в общем объеме расходов, которая составила 12,1% в отчетном году. За январь-июнь 2021 года расходы городского бюджета выросли на 4,2% относительно аналогичного периода 2020 года. Социальные расходы составили 17,4 млрд рублей, что на 5,2% выше шести месяцев 2020 года. Удельный вес расходов социального блока в общих расходах городского бюджета показал рост на 0,7 п. п. Рост доли социального блока преимущественно связан с ростом расходов на образование (+6,2%). По итогам 2021 года ожидается рост расходов на 6,8%, а вот по капитальным затратам снижение на 14,3%.

Бюджет города традиционно исполняется с дефицитом, в 2020 году дефицит составил 0,5 млрд рублей или 1,9% ННД. По итогам 2021 года муниципалитет планирует исполнение бюджета также с дефицитом, который по прогнозам составит 0,8 млрд рублей или 2,8% ННД. Источниками покрытия дефицита будут бюджетный кредит и коммерческие заимствования.

Долговая нагрузка города находится на умеренно высоком уровне, что оказывает сдерживающее влияние на уровень рейтинга. Отношение долга на 01.01.2021 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 90,6%, совокупные обязательства города на отчетную дату составили 22,9 млрд рублей. В текущем году прогнозируется рост долга на 3,5% до 23,7 млрд рублей, долговая нагрузка по итогам года составит 84%. Долговой портфель на 01.01.2021 был сформирован преимущественно из облигационных займов, доля которых составляла 54,2%, банковские кредиты формировали 36,1% всех обязательств, бюджетные кредиты – 9,7%. График погашения обязательств оценивается как комфортный, в течение ближайших 12 месяцев с 01.07.2021 погашению подлежит 6,6% совокупного долга. Для города характерна высокая стоимость фондирования: отношение расходов на обслуживание долга к ННД за отчетный год составило 6,1%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Ликвидность поддерживается остатками средств на счетах, доступностью к казначейским и банковским кредитам, предназначенными для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета по итогам 2020 года составил 51,2 млрд рублей, объем расходов бюджета – 51,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Новосибирска был впервые опубликован 15.11.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.03.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и налоговой политики мэрии города Новосибирска, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, мэрия Новосибирска принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Новосибирску дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023