Рейтинговые действия, 12.08.2022

«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа на уровне ruA+
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 12 августа 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Ненецкого автономного округа на уровне ruА+, прогноз по рейтингу стабильный.

Ненецкий автономный округ (далее – округ, регион) является отдельным субъектом РФ, при этом входит в состав Архангельской области и расположен в Северо-Западном федеральном округе. Площадь территории региона составляет 176,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Нарьян-Мар. На территории региона расположена часть Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, округ входит в топ-5 регионов России по добыче нефти, а разведанные запасы нефти и газа региона в настоящее время имеют низкую степень выработанности. Экономика округа характеризуется высокой концентрацией на добыче полезных ископаемых, доля которой в ВРП за 2021 год, по оценке региона, составила 85,5%.

Социально-экономическое положение округа оценивается агентством сдержанно. Объем ВРП за 2021 год (далее – отчетный год), по оценке региона, составил 397,5 млрд рублей, что на 9,1% выше уровня 2020 года в сопоставимых ценах в связи с восстановительными процессами в экономике региона. По итогам 2022 года регионом ожидается ВРП на уровне 427,0 млрд рублей. В отчетном году в регионе наблюдался рост промышленного производства – индекс промышленного производства по итогам 2021 года составил 102,6%. За 5 месяцев текущего года индекс промышленного производства составил 116,9% к уровню января-мая 2021 года. Наибольший рост отмечается в секторе добыча полезных ископаемых (+17,0%), обрабатывающие производства (+25,7%) и обеспечении электрической энергией (+5,0%). В добывающем секторе прирост связан с ростом добычи сырой нефти и природного газа, прочих полезных ископаемых. В обрабатывающих производствах положительная динамика обусловлена увеличением производства пищевых продуктов, производства обуви, деятельности полиграфической и предоставлением услуг в этой области, производства прочей неметаллической минеральной продукции, а также ремонта и монтажа машин и оборудования.

Регион характеризуется высоким уровнем ВРП на душу населения и по значению данного показателя находится на первом месте среди субъектов РФ, что обусловлено низкой численностью населения. По расчетам агентства, в 2021 году данный показатель составил 8,9 млн рублей, увеличившись более, чем на 70% относительно уровня 2020 года в действующих ценах, что вызвано ростом объема ВРП. За последние три года численность населения приросла на 1,6% и на 01.01.2022 (далее – отчетная дата) составила 44,5 тыс. человек. Среднегодовой уровень безработицы по итогам отчетного года, несмотря на снижение на 1,8 п. п., остался на умеренно высоком уровне и составил 7,0%, тем самым оказал сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. По итогам 2022 года регионом ожидается безработица почти на уровне прошлого года. Коэффициент демографической нагрузки в отчетном году сложился на умеренном уровне и на отчетную дату составил 0,734. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) по итогам 2021 года составил 64,8 млрд рублей, что на 22,9% ниже, чем в 2020 году в действующих ценах. Снижение показателя обусловленоуменьшением ввода в действие нефтяных скважин и линий электропередач для электрификации сельского хозяйства, нефтепроводов магистральных и торговых предприятий. Несмотря на это, среднее отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года оставалось на высоком уровне и составило 25,1%. По итогам 2022 года объем внебюджетных инвестиций ожидается на уровне 58,4 млрд рублей, снижение связано с долгосрочным характером перспективных инвестиционных проектов округа, которые предполагают длительный цикл реализации. Основные поступления инвестиций в основной капитал ожидаются после 2027–2028 годов (освоение Ванейвисского и Лаявожского участков недр в Ненецком автономном округе, строительство в Ненецком автономном округе газохимического комплекса по переработке природного газа на базе Кумжинского и Коровинского газоконденсатных месторождений, морской порт «Индига», обустройство Хаякинской группы месторождений и ввод в эксплуатацию).

Округ всегда характеризовался высоким уровнем бюджетной обеспеченности (более 80%), что позитивно отражалось на рейтинговой оценке. По итогам 2021 года доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов окружного бюджета составила 71,0%, что на 8,3 п. п. выше уровня 2020 года. За отчетный год доходы регионального бюджета выросли на 32,3% по сравнению с 2020 годом, в том числе трансферты на 8,3%, ННД приросли на 49,9% и превысили бюджетные назначения на 7,3%. Основное влияние на положительную динамику оказал рост поступлений по налогу на прибыль организаций (в 2,7 раза) и акцизам (+52,7%). Доходная часть бюджета округа по-прежнему была подвержена рискам в связи с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика – по итогам 2021 года им стало ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» – на долю которого приходилось 18,7% налоговых доходов бюджета региона. За первое полугодие текущего года поступления по ННД выросли в 1,6 раза к аналогичному периоду 2021 года. Положительная динамика сложилась за счет увеличения поступлений по налогу на прибыль организаций в 1,7 раза в связи с ростом цен на нефть,а также уплатой задолженности организацией-недропользователем. Кроме того, доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Харьягинское месторождение» относительно аналогичного периода прошлого года увеличились на 15,7% в связи с ростом цены на нефть и увеличением объемов добычи нефти. По итогам 2022 года регион ожидает снижение поступлений ННД до 18,6 млрд рублей или на 9,7% по сравнению с 2021 годом, что обусловлено нестабильной геополитической и макроэкономической ситуацией в стране.

Расходы региона в 2021 году выросли на 14,0% по сравнению с 2020 годом. В структуре расходов региона преобладала социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта в отчетном году было направлено 12,5 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 12,2%. Гибкость расходов бюджета оценивалась на высоком уровне: доля капитальных расходов в общем объеме расходов по итогам отчетного года приросла на 5,1 п. п. и составила 27,6%. В абсолютном выражении капитальные расходы по итогам отчетного года сложились в размере 7,4 млрд рублей, что на 39,6% выше предыдущего года. По итогам текущего года ожидается сокращение капитальных расходов на 6,0% по сравнению с 2021 годом, что обусловлено неравномерным поступлением межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в рамках строительства автомобильной дороги «Нарьян-Мар – Усинск». За первые 6 месяцев текущего года расходы региона приросли на 12,9%, в том числе на национальную экономику (+10,7%) в связи с дополнительным поступлением средств из федерального бюджета на осуществление дорожной деятельности; на общегосударственные вопросы (+18,1%) в результате индексации должностных окладов работников бюджетной сферы с 1 января 2022 года и восстановления приостановленного в связи с оптимизацией расходов с 2017 по 2021 год повышенного расчета фондов оплаты труда. По итогам текущего года регион ожидает объем расходов на уровне 29,3 млрд рублей, что выше уровня 2021 года на 9,8%.

По итогам 2021 года региональный бюджет вернулся к докризисному профицитному исполнению, профицит составил 2,3 млрд рублей или 11,3% ННД. По итогам 2022 года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом в размере 3,3 млрд рублей или 17,6% ННД, который будет покрыт за счет кредитов кредитных организаций.

По состоянию на 01.01.2022 долговой портфель региона характеризовался низким уровнем долговой нагрузки. Объем совокупных долговых обязательств составил 0,8 млрд рублей, что почти в три раза ниже, чем на 01.01.2021, долговая нагрузка снизилась на 12,9 п. п. и составила 3,9%. В связи с необходимостью финансирования прогнозируемого дефицита по итогам текущего года, ожидается рост долга до 3,1 млрд рублей, долговой нагрузки до 16,7%. Несмотря на это, долговая нагрузка останется на комфортном уровне и не окажет негативного влияния на финансовую устойчивость округа. Структура долгового портфеля округа на отчетную дату состояла на 100% из облигационных займов. По итогам текущего года произойдет ее изменение в сторону увеличения доли банковских кредитов. Кроме того, в рамках принятых мер поддержки региональных бюджетов со стороны федерального центра в конце июня текущего года регионом был получен бюджетный кредит в размере 0,5 млрд рублей на погашение коммерческого долга, подлежащего погашению в текущем году. В результате чего доля банковских кредитов будет составлять 72,1% от совокупного долга региона, бюджетных кредитов – 15,0% и облигационных займов – 12,9%. Небольшой объем долга способствовал низким расходам на его обслуживание: отношение расходов на обслуживание долга к ННД в 2021 году составило 0,4% ННД, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Регион имеет остатки денежных средств на счетах, открытые кредитные линии, а также доступ к казначейским кредитам для покрытия внутригодовых кассовых разрывов.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 29,0 млрд рублей, объем расходов – 26,7 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Ненецкого автономного округа был впервые опубликован 25.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.02.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current  (вступила в силу 18.05.2022).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Департамента финансов и экономики Ненецкого автономного округа, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Ненецкого автономного округа принимала участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Ненецкому автономному округу дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023