Рейтинговые действия, 09.02.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Республики Татарстан на уровне ruAAA
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 9 февраля 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Республика Татарстан (далее – субъект, регион, республика) – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.

Поддержку рейтингу оказывают высокие размерные характеристики субъекта: по предварительной оценке региона, объём ВРП в 2021 году (далее – отчётный год) составил 3,2 трлн рублей, или 103,8% в сопоставимых ценах к 2020 году. Рост ВРП был в первую очередь обеспечен восстановлением экономической активности нефтехимического комплекса, снятием ряда ограничений в рамках соглашения ОПЕК+ и стабилизацией мировых цен на нефть. Помимо этого, росту ВРП способствовали федеральные и региональные меры поддержки промышленности и бизнеса, а также постепенное восстановление объёмов производства в обрабатывающей промышленности и энергетике. Индекс промышленного производства по итогам 2021 года оценивается регионом на уровне 108,3% к предыдущему году. ВРП на душу населения по итогам 2021 года, по расчётам агентства, составил 824,8 тыс. рублей, среднегодовой уровень безработицы, по предварительным данным – 3,5%. Численность населения на 01.01.2022 составляет 3,9 млн человек и демонстрирует околонулевую динамику. Коэффициент демографической нагрузки остаётся на довольно высоком уровне, порядка 0,801.

Отношение инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) к ВРП за последние три года немного снизилось по сравнению с прошлогодним значением и составило 20,2%, что оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. Снижение показателя объясняется опережающими темпами роста ВРП в отчётном году (+ 24% в действующих ценах к 2020 году) при более низких темпах роста внебюджетных инвестиций (+10,2% к 2020 году). Республика отличается значительным инвестиционным потенциалом и хорошо развитой инфраструктурой, представленной современными индустриальными парками, технопарками и бизнес-инкубаторами. В пяти городах республики действуют территории опережающего социально-экономического развития, кроме того, функционируют две особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис», способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов, в том числе в области нефтехимии и автомобилестроения.

Регион обладает высокой степенью автономности бюджета и дисциплиной его исполнения, что позитивно оценивается агентством. Доля налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в общей структуре доходов с 2015 по 2019 год находилась на высоком уровне, порядка 85%. По итогам 2021 года доля ННД в общих доходах бюджета показала положительную динамику, увеличившись до 78,9%, и, по прогнозам региона, продолжит расти в 2022 году. Также существенно снизилась доля дотаций в структуре безвозмездных поступлений (с 30,9% в 2020 до 1,2% в 2021 году), что говорит о возвращении их доли к прежнему уровню (в среднем 8% до коронавирусной пандемии).

По итогам 2021 года ННД составили 280,2 млрд рублей, показав прирост в 35,5% к 2020 году. Основной рост сложился по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц (на 53,8% выше, чем в 2020 году), при этом доля соответствующих налогов в ННД увеличилась с 59,3% до 67,3% за отчётный год. Поступления по налогу на прибыль выросли прежде всего от нефтедобывающих компаний вследствие изменения мировых цен на нефть и курса доллара, а также роста цен реализации нефтехимической и газовой продукции. Рост поступлений по НДФЛ был обеспечен увеличением средней заработной платы, а также пересмотром соответствующих налоговых ставок с 1 января 2021 года. Риски доходной части бюджета республики по-прежнему связаны с высокой зависимостью от крупнейшего налогоплательщика ПАО «Татнефть», а на долю 10 крупнейших налогоплательщиков в 2021 году пришлось 33,1% налоговых доходов бюджета республики.

Расходы региона в отчётном году выросли на 8,4% по сравнению с 2020 годом, составив 343,6 млрд рублей. Половина бюджетных ассигнований была направлена на финансирование социальных сфер: расходы на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт в 2021 году составили 177,7 млрд рублей, что практически соответствует значению предшествующего года. Удельный вес данных расходов снизился на 4,6 п. п. к 2020 году, при одновременном увеличении доли расходов по блоку «Национальная экономика» на 4,9 п. п. Последнее связано с реализацией масштабных национальных инвестиционных проектов, включая такие, как строительство нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, модернизация мощностей машиностроительного производства, реализация федеральной программы «Развитие транспортной системы России» и пр.

Исполнение регионального бюджета в 2021 году вернулось к профицитному, размер профицита составил 4,1% ННД. По итогам 2022 года прогнозируется исполнение бюджета с дефицитом, который не превысит 10% ННД и будет покрыт за счёт остатков средств на счетах региона.

Положительно влияет на рейтинговую оценку региона стабильно низкая долговая нагрузка и комфортный график обслуживания долговых обязательств. Отношение долга на 01.01.2022 к ННД за предшествующие 12 месяцев составило 34,5%, совокупные обязательства региона на отчётную дату – 96,6 млрд рублей. По итогам 2022 года возможен рост долговой нагрузки в случае снижения ННД (в соответствии с законом о бюджете, поступления ННД в 2022 году прогнозируются регионом консервативно, на уровне 245,8 млрд рублей, что на 12,3% ниже значения 2021 года), но которая останется по-прежнему на комфортном уровне. Долговой портфель региона достаточно стабилен, около 90% приходится на бюджетные кредиты, оставшаяся часть долга представлена государственной гарантией, выданной в обеспечение обязательств ПАО «Камаз» перед федеральным бюджетом РФ. Структура долга по итогам 2022 года сохранится, регион не планирует использовать банковские или рыночные заимствования. Агентство отмечает низкие риски рефинансирования ввиду стабильно малой доли краткосрочных долговых обязательств региона в 0,4% ННД (почти все кредиты подлежат погашению не ранее 2029 года). Поддержку рейтинговой оценке оказывают низкие расходы на обслуживание долга, составившие 0,03% от ННД в 2021 году.

Объем доходов бюджета субъекта РФ по итогам 2021 года составил 355,2 млрд рублей, объем расходов – 343,6 млрд рублей.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.08.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


В ФНС назвали сумму налоговых поступлений из новых регионов в 2023 году

Ведомости

Собираемость выросла на 34% по сравнению с 2022 годом
15.03.2024

Под давлением долга и дефицита

РБК

Аналитики "Эксперт РА" оценили потенциальные проблемы региональных бюджетов
13.03.2024

Долг российских регионов вырос за год на 14%

Ведомости

Субъекты в основном замещали рыночные кредиты займами казначейства
09.02.2024

Счетная палата предложила изменить механизм поддержки отстающих регионов

Ведомости

Прежде всего необходимо увеличить объем финансирования, считают аудиторы
30.01.2024

Не пришли на смену: в 67 регионах выросла потребность в работниках

Известия

Решить проблему предприятия пытаются за счет заключенных, студентов и увеличения рабочего дня
26.12.2023